О роли мировой юстиции в Российской Федерации

В Российской Федерации с 2000 г. работают мировые судьи. Несмотря на незначительный период их деятельности, можно уже говорить о том, что мировые судьи оправдывают свое предназначение и играют важнейшую роль в обеспечении судебной защиты прав граждан. В связи с этим институт мировых судей (или, как его зачастую называют, "мировая юстиция") заслуживает большого внимания, поддержки и дальнейшего развития.

Это необходимо еще и потому, что становление института мировых судей в Российской Федерации - сложный и тяжелый процесс.

Создание мировых судов как судов первой инстанции, действующих в составе единоличного судьи, было предусмотрено Концепцией судебной реформы в РСФСР, представленной Президентом РСФСР и одобренной Верховным Советом РСФСР в Постановлении от 24 октября 1991 г. N 1801-1.

Согласно этой Концепции мировые судьи должны были избираться населением на пять лет. К их компетенции предполагалось отнести:

1) рассмотрение материалов об административных правонарушениях;

2) рассмотрение дел об уголовных проступках, дел частного обвинения;

3) рассмотрение вопросов, связанных с исполнением приговоров;

4) рассмотрение малозначительных гражданских дел;

5) судебный контроль за следствием.

Претворить эти идеи в жизнь оказалось очень непросто. Для начала надо было разработать и принять ряд законодательных актов. Этот процесс развивался медленно и в больших спорах.

Принятый в 1996 г. Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" ограничился лишь установлением общих положений относительно мировых судей: это, во-первых, мировые судьи - судьи субъектов Российской Федерации; во-вторых, они входят в систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным Судом Российской Федерации; в-третьих, непосредственно вышестоящей (апелляционной) судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района, является районный суд (ст. 4, 21, 36 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").

Такое регулирование на уровне Федерального конституционного закона предопределило возрождение в гражданском и уголовном процессах наряду с кассационным апелляционного производства как производства в суде второй инстанции по делам, подсудным мировым судьям (повторное рассмотрение дела по апелляционной жалобе в вышестоящем, районном, суде).

Вместе с тем такое регулирование вызывает споры и порождает некоторые проблемы.

В первую очередь это связано с определением места мировых судей в судебной системе Российской Федерации как судей субъектов Российской Федерации.

Однако высказываются возражения против этого, и предлагается либо просто увеличить количество судей федеральных районных судов за счет штатной численности мировых судей либо, учредив мировых судей, отнести их к федеральной системе судов общей юрисдикции в качестве низшего звена, рассматривающего определенные категории дел.

Оба этих предложения представляются неприемлемыми.

Создание института мировых судей в качестве судей субъектов Российской Федерации хотя, конечно, и преследует цель увеличения количества судей судов общей юрисдикции и "разгрузку" федеральных судов, однако не в качестве главной цели.

В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Это конституционное положение развивается в ст. 11 Конституции Российской Федерации, согласно которой государственную власть в Российской Федерации осуществляют: на федеральном уровне - Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (имеются в виду федеральные суды); на уровне субъектов Российской Федерации - образуемые ими органы государственной власти.

Исходя из закрепленного в Конституции Российской Федерации принципа разделения государственной власти и федеративного устройства Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, так же как и сама Российская Федерация, должны иметь свои органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Следовательно, наличие судей субъектов Российской Федерации со своей компетенцией предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

В связи с этим учреждение Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" института мировых судей в качестве судей субъектов Российской Федерации вполне оправданно и их статус, определенный Конституцией РФ и указанным Законом, не может быть изменен.

Вместе с тем становится очевидным, что процесс создания органов судебной власти субъектов Российской Федерации остался незавершенным, а нынешнее регулирование судебной системы явно нелогично.

В результате такого регулирования в субъектах Российской Федерации действуют только судьи судов общей юрисдикции, рассматривающие дела по первой инстанции (вышестоящие судебные инстанции не созданы); второй инстанцией по делам, подсудным мировым судьям, является федеральный районный суд.

Очевидно, что в будущем следует завершить создание судебных систем субъектов Российской Федерации: учредить в них суды апелляционных и кассационных (либо надзорных) инстанций и освободить федеральные районные суды от несвойственных им функций рассмотрения дел в апелляционном порядке.

Учреждение института мировых судей в качестве судей субъектов Российской Федерации порождает и проблемы с определением их компетенции.

Если эту компетенцию определять, исходя из указанного статуса мировых судей и с учетом федеративного устройства Российской Федерации, которое предполагает разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и наличие в субъектах Российской Федерации собственного законодательства, как это предусмотрено ст. 5, 11, 71, 72, 73, 76 Конституции Российской Федерации, то компетенцию мировых судей логично было бы определить таким образом: к подсудности мировых судей следовало бы отнести дела, связанные с применением законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, принимаемых ими в сфере собственного правового регулирования.

Однако возможности собственного правового регулирования субъектов Российской Федерации очень ограничены, а в той сфере, которая касается деятельности судов по рассмотрению гражданских, уголовных дел об административных правонарушениях, фактически отсутствуют.

Практически все правоотношения, возникающие при рассмотрении подведомственных судам общей юрисдикции дел, подпадают, согласно Конституции Российской Федерации, либо под предметы исключительного ведения Российской Федерации (регулирование прав и свобод человека и гражданина, уголовное, гражданское законодательство и др. - ст. 71), либо под предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (административное, семейное, жилищное, трудовое законодательство и др. - ст. 72).

В связи с этим определить компетенцию мировых судей по указанному принципу (кстати, именно такой подход к разграничению компетенции между федеральными судами и судами субъектов федерации наблюдается в других государствах, например в США) у нас оказалось невозможным.

В результате компетенция мировых судей была определена весьма произвольно, исходя из значимости передаваемых на их рассмотрение дел.

Вместе с тем надо отметить, что, несмотря на определение статуса мировых судей как судей субъектов Российской Федерации, в качестве гарантий их независимой деятельности по осуществлению правосудия и защите прав и свобод граждан установлено, что на них в полной мере распространяются гарантии независимости и неприкосновенности, предусмотренные для федеральных судей (кроме срока, на который они наделяются полномочиями), а также что порядок рассмотрения мировыми судьями гражданских и уголовных дел и порядок рассмотрения ими дел об административных правонарушениях регулируются федеральными законами.

Принятие в 1996 г. Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" позволило продолжить законодательный процесс, необходимый для создания мировой юстиции.

Однако Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" был принят лишь 11 ноября 1998 г. и введен в действие с 22 декабря 1998 г., а необходимые для рассмотрения мировыми судьями гражданских и уголовных дел изменения в Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы - 7 июля 2000 г. и введены в действие соответственно с 9 и 10 августа 2000 г.

Только после этого у мировых судей появилась возможность приступить к осуществлению правосудия по гражданским и уголовным делам (изменения в законодательство об административных правонарушениях тогда внесены не были, в связи с чем рассмотрение подведомственных судам общей юрисдикции дел об административных правонарушениях еще оставалось в ведении районных судов).

В соответствии с Федеральным законом "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации", принятым в декабре 1999 г. и дополненным в феврале 2001 г., общее число мировых судей в Российской Федерации должно составлять 6433 человека.

Затем количество мировых судей несколько увеличилось и на 1 октября 2003 г. составляет 6544 человека.

Наделено полномочиями в целом по Российской Федерации на эту же дату всего 5528 мировых судей.

Процесс наделения полномочиями мировых судей шел очень медленно. Это вызывалось тем, что во многих субъектах Российской Федерации органы государственной власти этих субъектов интереса к мировым судьям не проявили.

Между тем мировые судьи с самого начала своей деятельности стали играть важную роль в обеспечении защиты прав граждан и организаций. С их участием правосудие стало более доступным для населения.

Приняв в свою подсудность значительное количество гражданских и уголовных дел, а с введением с 1 июля 2002 г. в действие нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - и дел об этих правонарушениях, мировые судьи существенно "разгружают" систему федеральных судов общей юрисдикции и способствуют повышению эффективности их деятельности.

Как уже отмечалось, компетенцию мировых судей предполагалось определить с учетом значимости передаваемых в их подсудность дел - отнести к их ведению рассмотрение малозначительных уголовных и гражданских дел, а также дел об административных правонарушениях.

На наш взгляд, это выдержано только в части определения подсудности мировым судьям уголовных дел.

Что касается гражданского судопроизводства, то в подсудности мировых судей оказалось очень много весьма сложных и важных гражданских дел.

Так, мировым судьям стали подсудны почти все дела, возникающие из трудовых отношений (кроме дел о восстановлении на работе), значительная часть дел, возникающих из семейных отношений (кроме дел по спорам о детях, об оспаривании и установлении отцовства, о лишении родительских прав и усыновлении), а также многие другие дела по имущественным спорам.

После введения в действие нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в компетенцию мировых судей перешло и рассмотрение многих дел об административных правонарушениях, среди которых немало сложных и важных дел (им стали подсудны все дела об административных правонарушениях, подведомственные судам общей юрисдикции, кроме дел, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, и дел, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, - ст. 23.1 КоАП).

Практика работы мировых судей свидетельствует, что установленные Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации" критерии создания судебных участков (один судебный участок из расчета численности населения от 15 до 30 тыс. человек) не оправдывают себя. На многих судебных участках нагрузка на мировых судей просто чрезмерна. Не случайно высказывается немало предложений об увеличении числа ранее утвержденных судебных участков.

В связи с этим Верховный Суд РФ внес в порядке законодательной инициативы законопроект об изменении указанных выше критериев в Федеральном законе "О мировых судьях в Российской Федерации" и неизменно поддерживает инициативы законодательных органов субъектов Российской Федерации об увеличении количества судебных участков в этих субъектах.

По данным статистики, на рассмотрение мировым судьям поступило: в 2001 г. (первый полный год их работы) - примерно 1,3 млн., в 2002 г. - 2,4 млн., в первом полугодии 2003 г. - 1,5 млн. дел, что составляет соответственно 25,6; 47,6 и 57,6% от числа всех дел, поступивших в суды первой инстанции.

Мировыми судьями окончено: в 2001 г. - 1,2 млн. дел, в 2002 г. - 2,3 млн. дел, в первом полугодии 2003 г. - 1,6 млн. дел, что составляет соответственно 23,8; 46,2 и 57,0% от числа всех дел, оконченных судами первой инстанции.

Надо отметить, что в тех субъектах Российской Федерации, в которых завершен процесс формирования мировой юстиции, мировыми судьями рассматриваются 60 - 70% гражданских дел, и это можно расценивать как положительное явление.

В апелляционном и надзорном порядке обжалуется незначительное количество решений мировых судей, отмена составляет около 1% вынесенных ими решений. Эти данные свидетельствуют о достаточно высоком качестве правосудия, осуществляемого мировыми судьями.

Вместе с тем мировые судьи с учетом их небольшого опыта нуждаются и в серьезной помощи, особенно в связи с тем, что в последнее время обновилось законодательство, имеющее важное значение для осуществления правосудия, приняты новые кодексы - Трудовой, Гражданский процессуальный, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и др.

Научно-практическое пособие "Мировой судья в гражданском судопроизводстве" призвано - на базе нового законодательства и материалов накопившейся судебной практики, а также научных разработок - оказать мировым судьям действенную помощь в их практической деятельности в области гражданского судопроизводства, способствовать уяснению широким кругом юридической общественности роли мировой юстиции в осуществлении правосудия по гражданским делам, сориентировать практических работников, юридические службы, граждан в объеме, содержании и направленности деятельности мирового судьи, рассматривающего гражданские дела, в тех требованиях закона, которые к ней предъявляются, и в конечном счете - способствовать повышению эффективности судебной защиты прав граждан и других субъектов спорных правоотношений.

Пособие подготовлено опытными и квалифицированными специалистами и охватывает все стороны деятельности мировых судей. В нем раскрываются как общие вопросы рассмотрения и разрешения гражданских дел мировыми судьями (их подсудность, подготовка к судебному разбирательству, судебное разбирательство, вынесение судебных постановлений, ведение протокола судебного заседания, заочное и приказное производство), так и особенности рассмотрения дел отдельных категорий, подсудных мировым судьям (семейных, трудовых и др.).

Рассматриваются также вопросы апелляционного производства у мирового судьи.

Приводятся образцы различных судебных документов, которые должен составлять мировой судья при рассмотрении и разрешении гражданских дел, а также при принятии апелляционных жалоб и направлении дел в апелляционную инстанцию, что, безусловно, окажется нужным для мировых судей.

Представляет интерес и краткий очерк о российской мировой юстиции: ее создании в результате судебной реформы XIX в. и возрождении (правда, в значительно измененном виде) в настоящее время.

На наш взгляд, авторы со своей задачей справились успешно - книга, несомненно, актуальна и необходима.

Пособие будет полезным не только для мировых судей, но и для всех, кто имеет отношение к деятельности судов.

5. Правовой статус сотрудников аппарата судов: требования к кандидатам на должность, классные чины, гарантии социальной защиты.

6. Председатель суда: порядок назначения на должность, классные чины, гарантии социальной защиты.

Порядок назначения на должность председателя суда и его заместителя, их полномочия и порядок прекращения полномочий регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»

Статья 6.1. Порядок наделения полномочиями и прекращения полномочий председателей и заместителей председателей судов.

1. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации и его заместители назначаются в порядке, установленном Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

2. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации представляет Президенту Российской Федерации указанное заключение не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

3. Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вносят Президенту Российской Федерации указанные представления не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

4. Президент Российской Федерации вносит в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации представление о назначении Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не позднее чем за 14 дней до истечения срока их полномочий, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через шесть месяцев со дня открытия вакансии.

5. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий 14 дней после получения представления Президента Российской Федерации.

6. Председатели, заместители председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, военных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

7. Председатели, заместители председателей федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, специализированных арбитражных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

8. Председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения соответствующих квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

9. Отклоненные кандидатуры на должности председателей и заместителей председателей судов того же суда могут быть повторно представлены для назначения не ранее чем через год в порядке, установленном настоящей статьей.

10. Председатели, заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность в порядке, определяемом законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

11. Полномочия председателей и заместителей председателей судов прекращаются по истечении срока, на который они были назначены.

Указанные полномочия могут быть также досрочно прекращены решением соответствующей квалификационной коллегии судей в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением председателями, заместителями председателей судов своих должностных обязанностей, предусмотренных федеральными конституционными законами и настоящим Законом.[1]

По прекращении полномочий председателя, заместителя председателя суда за ними сохраняются полномочия судьи суда, в котором они замещали должность председателя, заместителя председателя суда.

Полномочия председателей и заместителей председателей судов приостанавливаются либо прекращаются в случае приостановления либо прекращения полномочий указанных лиц в качестве судей соответствующих судов.

В случае, если на должность председателя или заместителя председателя суда назначается лицо, не являющееся судьей соответствующего суда, и в данном суде отсутствует вакантная должность судьи, штатная численность судей этого суда увеличивается на основании заявления председателя или заместителя председателя соответствующего суда, полномочия которого прекращены.

12. Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность председателя или заместителя председателя суда, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

13. Председатель, заместитель председателя районного суда вправе обжаловать решение о досрочном прекращении их полномочий в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации в течение 10 дней после получения копии указанного решения. Председатель, заместитель председателя иного федерального суда вправе обжаловать решение о досрочном прекращении их полномочий в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней после получения копии указанного решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тот же срок.

14. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.[2]

Согласно ст. 6.2. ФЗ РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» в полномочия председателей и заместителей председателей судов входит:

1. Председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий (Председатель районного суда: председательствует в судебных заседаниях и соответственно осуществляет процессуальные полномочия, установленные УПКи ГПК;), установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;

3) распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, - между судьями;

4) организует работу по повышению квалификации судей;

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

2. Заместитель председателя суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для заместителя председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем суда.

3. В случае отсутствия председателя суда его полномочия осуществляет по поручению председателя суда один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей - по поручению председателя суда один из судей этого суда.

4. В случае приостановления либо прекращения полномочий председателя суда, за исключением Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, полномочия председателя суда осуществляет по решению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации или Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации один из заместителей председателя соответствующего суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей - по решению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации или Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации один из судей этого суда.

В случае приостановления либо прекращения полномочий заместителя председателя суда, за исключением заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, полномочия заместителя председателя суда осуществляет по поручению председателя суда другой заместитель председателя этого суда, а при отсутствии другого заместителя председателя - по поручению председателя суда один из судей этого суда.

7. Органы судейского сообщества: понятие, система, задачи, значение для общества.

 

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: