Реабилитация инвалидов с нарушениями зрения и слуха

Принцип работы с нарушением слуха строится с опорой на остаточный слух. В процессе формирования личности инвалида с сенсорными нарушениями ведущее значение имеет реакция на осознание дефекта. Большую роль играют также социальная и сенсорная депривация, неправильное воспитание, своеобразное отношение к окружающим. Психологическая атмосфера вокруг инвалида с сенсорными нарушениями способствует закреплению тормозных, а иногда истероидных черт личности. Чаще всего наблюдаются трудности в установлении контактов со здоровыми сверстниками, боязнь привлечь внимание к своему недостатку, ранимость, обидчивость, уход в мир фантазий. Но иногда и встречается и другой вариант – стремление к демонстративности, эгоцентризм, тенденции к манипулированию окружающими. Такие варианты личностного развития во многом связаны с неправильным воспитанием и ведут к трудностям в дальнейшей социальной адаптации ребенка. Таким образом, необходима профилактика личностного развития детей с сенсорными нарушениями и преодолении уже сформировавшихся негативных черт.

Важнейшую роль в этом могут сыграть все виды художественной деятельности (арт-терапия, песочная терапия, лепка, ИЗО и др.), которые расширяют возможности коммуникации, повышают самооценку и уверенность в своих возможностях. Велико значение различных средств искусства и в развитии у данной категории речи, воображения и творческих способностей (мимика, пантомимика, танцевальные движения).

Словесные методы используются в работе с инвалидами с нарушением зрения, т.к. они дают им информацию об окружающем мире, словесно описывая невербальные эмоциональные отношения.

В работе с инвалидами с нарушением слуха активно используется наглядный и словесный метод в сочетании с практическим (двигательным): сначала идет рассказ о музыкальном произведении, затем идет наблюдение как педагог его исполняет на музыкальном инструменте (при этом они могут ощутить ритм музыки через тактильно-вибрационные ощущения, положив руки на крышку звучащего рояля), а после этого двигаются под музыку. При обучении музыке инвалидов с нарушением слуха используются слуховые аппараты, благодаря которым они способны выделять музыкальные звуки среди звуков окружающего мира, различать характер, отдельные фрагменты музыкального произведения. А в обучении инвалидов с нарушением зрения используются специальные приборы – «тифлотранспоранты».

Грокало Е.Г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: