Понятие о правоохранительной д-сти, суде,органах и юстиции

Предмет, система и значение уч. Дисциплины «Судоустройство».

Название учебной дисциплины неоднократно менялось. В послеоктябрьское время вплоть до 1954 г. она именовалась курсом «Советское судоустройство», затем в течение двадцати лет – «Организация суда и прокуратуры в СССР», с середины 70-х годов – «Суд и правосудие в СССР», с 1988 г. – «Правоохранительные органы в СССР», наконец, с 1992 г. – судоустройство.

Предметом учебного курса – «Судоустройство» является теория и история судебной организации, и прав. нормы, определяющие задачи, полномочия (компетенцию) и организацию органа судебной власти – суда.

Также входит изучение задач, полномочий и устройства, осн. этапов развития правохр. органов, содействующих суду в его деятельности по осуществления правосудия: прокуратура, органы предварительного рассл., юстиции, нотариата, юр. службы.

Судоустройство

1)это учебная дисциплина правоведения, изучающая теорию и историю судебной власти и судебной организации, правовые нормы, их определяющие, а также задачи, полномочия и устройство правоохранительных органов в Республике Беларусь и некоторых зарубежных государствах.

2)система судебных учреждений, судов. 3)отрасль правовой науки, кот.исслед. проблемы теории и истории суд.-ва, совершенствования его прав. Регулирования.

4.)сов-сть прав.норм, опред.задачи, полномочия и организацию суда и правоохр.органов, содейст.суду в его деят-сти по отправлению правосудия и выполняющих самостоятельные правоохор.ф-ции, связанные с охраной прав и законных интересов гр-н и юр.л.

Система курса состоит из трех частей:

1) общей части, посвященной общим вопросам теории курса;

2) особенной части, в которой рассматриваются организация судебной системы, органов юстиции, прокуратуры, органов дознания и предварительного следствия, адвокатуры, нотариата и т.д. в Республике Беларусь;

3) специальной части, излагающей сведения об организации юстиции зарубежных государств.

Понятие о правоохранительной д-сти, суде,органах и юстиции.

Одна из основных функций государства – Правоохранительная: обеспечение законности и правопорядка, защита прав и свобод граждан, государственных и общественных интересов, борьба с преступностью и иными правонарушениями (это конституционная обязанность государства) (ст.21 К.)

Правоохранительная деятельность:

1) связана с восстановлением нарушенного права и справедливости, в необходимых случаях с применением мер государственного принуждения (юридических санкций) к правонарушителям.

2) достигает своей цели на основе закона и с соблюдением всех предусмотренных законом процедур.

3) Правоохранительной деятельности свойственна воспитательно-предупредительная направленность (профилактика), нравственно- прав. влияние на граждан.

4) занимаются специально созданные для этой цели государственные органы (и должностные лица), суд и правоохранительные органы.

Правоохранительная деятельность – это регулируемая законом деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц (специальных субъектов) по восстановлению нарушенного права и справедливости, обеспечению исполнения юридических обязанностей, применению в необходимых случаях мер государственного принуждения (юридических санкций) к лицам, посягающим на охраняемые законом интересы, в целях охраны прав и свобод граждан, конституционного строя, предупреждения правонарушений и нравственно-правового воспитания населения.

Органы, выполняющие правоохр. деятельность:

суд, прокуратура, органы предвар. Расслед., органы юстиции, нотариат, правовая служб а, адвокатура.

СУД- это государственный орган, призванный разрешать споры (конфликты), возникающие в обществе между людьми в процессе их социального взаимодействия. Суд появился в государстве как орган охраны права, как орган власти, осуществляющий специфическую государственную функцию – правосудие.

От имени государства, с соблюдением определенной юридической процедуры, суд окончательно разрешает споры (конфликты), связанные с применением или исполнением норм права, применяет в необходимых случаях меры государственного воздействия (принуждения) к лицам, посягающим на охраняемые законом интересы.

В соответствии со ст. 26 Конституции Республики Беларусь только суд вправе признать лицо виновным в совершении преступления и подвергнуть его уголовному наказанию.

В правовом гос-ве суду отводится роль арбитра в разрешении правовых споров.

Осуществляя правосудие, рассматривая в судебных заседаниях юридические дела, деятельность суда способствует укреплению законности и правопорядка, утверждению социальной справедливости, предупреждению правонарушений и воспитанию граждан в духе уважения к закону, правам, чести и достоинству личности, нормам морали и нравственности. Из этого вытекает, что ведущая функция судавсесторонняя защита прав и свобод человека и гражданина, т.е. правозащитная функция, а не карательная. Именно такое понимание деятельности суда отвечает сущности демократического правового государства.

До 90-х годов прошлого столетия суд относился к правоохранительным органам Выделением же суда из системы правоохранительных органов подчеркивается его особый правовой статус, его независимое, лидирующее, ведущее положение в системе юстиции.

Правоохранительные органы это особые органы государства, деятельность которых имеет своим содержанием правоохрану и осуществляется в предусмотренном законом порядке в целях укрепления законности предупреждения правонарушений и воспитания граждан в духе уважения к закону.

Каждый из правоохранительных органов осуществляет соответствующую правоохранительную функцию:

органы прокуратуры – прокурорский надзор,

органы дознания и следствия – выявление и расследование преступлений,

органы юстиции – организационно-техническое обеспечение судов и управление в области юстиции,

адвокатуры – оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам.

В совокупности суд и правоохранительные органы образуют ЮСТИЦИЮ государства.

Юстиция — система судебных учреждений; судебное ведомство..

Юстиция — правосудие, вид правоохранительной и правоприменительной государственной деятельности, в которой реализуется судебная власть.

Уголовная юстиция(вся система государственных органов и должностных лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве, реализации уголовного закона)

3) Защита прав и свобод, утверждение законности и правопорядка - главная задача суда и правоохранительных органов.

Одна из основных функций государства – обеспечение законности и правопорядка, защита прав и свобод граждан, государственных и общественных интересов, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Защита прав и свобод граждан – важнейшая конституционная обязанность государства.

Правоохранительная деятельность:

ЗАКОННОСТЬ - ЕСТЬ СТРОГОЕ И ПОЛНОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДПИСАНИЙ ПРАВОВЫХ ЗАКОНОВ И ОСНОВАННЫХ НА НИХ ЮРИДИЧЕСКИХ АКТОВ ВСЕМИ СУБЪЕКТАМИ ПРАВА.

ПРАВОПОРЯДОК - ЭТО СИСТЕМА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНЙИ, КОТОРАЯ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ТОЧНОГО И ПОЛНОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПИСАНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ ВСЕМИ СУБЪЕКТАМИ ПРАВА.

Комментарий к статье 59

Гос-во в лице его органов (должностных лиц) обязано принимать меры, максимально обеспечивающие достойное развитие личности, гарантирующие права и свободы человека и гражданина.

Ориентиром для деятельности государства в области внутренней политики являются общепризнанные принципы и нормы международного права, т.е. те стандарты, которые выработаны и признаны человеческим сообществом. К этому обязывают нормы белорусской Конституции (ст.ст. 8 и 18), а также ратифицированные нашим гос-вом международные документы. Конституция возлагает на субъекты власти обязанность, действуя в пределах своей компетенции, принимать все меры для осуществления прав и свобод личности.

Компетенция - это не только права, но и обязанности. Каждый орган государственной власти независимо от того, к какой ветви он относится (представительной, исполнительной, судебной), обязан надлежащим образом реализовать как права, так и возложенные обязанности. Гос орган (должностное лицо) не может отказаться от выполнения предусмотренных законодательством обязанностей.

Статья 60. Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки. С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда.

Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах каждый имеет право при определении его прав и обязанностей на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (ст. 14); каждое гос-во, участвующее в данном Пакте, обязуется развивать возможности судебной защиты (ст. 2).

Право на судебную защиту сейчас - неотъемлемое право человека. Оно органично присуще природе отношений между гос-вом и индивидуумом, построенных на демократических правовых принципах. Учитывая именно эту концепцию, в действующей Конституции РБ закреплена норма, согласно которой каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки. Таким образом, белорусская Конституция с 30 марта 1994 г., закрепила право:

1) на обращение в суд за защитой прав и свобод;

2) на разбирательство дела судом, являющимся компетентным, независимым и беспристрастным; можно утверждать о праве на "законного" судью;

3) на судебную защиту (обращение и разбирательство) в определенные законом сроки, т.е. Конституция не только предполагает установление сроков рассмотрения дела в суде, но и сроков исковой давности, определение времени, в течение которого заинтересованное лицо вправе обратиться в суд, который обязан в этом случае разрешить спор по существу.

Граждане вправе в любой момент получать юридическую помощь, Оно должно быть обеспечено не только обвиняемому, подсудимому, но и подозреваемому, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Юридическую помощь в уголовном судопроизводстве (ст. 49 УПК) могут оказывать допущенные к участию в деле в качестве защитников адвокаты, другие лица, имеющие право заниматься адвокатской деятельностью; близкие родственники и законные представители вправе защищать права и интересы не только обвиняемого, подсудимого, но и подозреваемого, выступая в роли их защитников в уголовном судопроизводстве.

Отказ в предоставлении права на участие в качестве защитников по уголовному делу близких родственников подозреваемого, обвиняемого, подсудимого или их законных представителей может быть обжалован в суд в соответствии со ст. 60 Конституции.


4)Правовые источники дисциплины. Понятие, виды, характеристика.

Правовые источники учебной дисциплины «Судоустройство» – это система законодательных и других нормативно-правовых актов, регулирующих задачи, компетенцию и организацию суда и правоохранительных органов, определяющих их систему, состав, структуру и порядок образования, а также исходные начала деятельности.

Источники: Конституция Республики Беларусь, Кодекс о судоустр и статусе судей (принятый ПП 31.05.2006 и одобренный СР 16.06.2006),

1) Конституция не допускает административно-командных методов управления обществом, объявляет человеческую личность высшей ценностью общества и государства.

Согласно ст. 8 Конституции Республики Беларусь Республика Беларусь признает приоритет международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Не допускается заключение международных договоров, противоречащих Конституции. Это позволяет считать международно-правовые акты, ратифицированные республикой, составной частью ее правовой системы.

Организация судебной власти и правоохранительных органов регулируется Кодексом и законами, которые принимаются парламентом и обладают высшей юридической силой.

2) КОДЕКС. В нем нашли отражение и дальнейшее развитие конституционные основы судебной власти. Содержит и нововведения, имеющие принципиальное значение для развития органов правосудия и правовой системы. Этот правовой акт регулирует не только компетенцию и организацию общих судов (как было ранее), но и хозяйственных судов и Конституционного Суда Республики Беларусь, а также статус судей всех видов судов и всех звеньев единой национальной судебной системы. Кодекс характеризуется более совершенной законодательной техникой.

К действующим законам, регулирующим организацию правоохранительных органов и адвокатуры, относятся:

- Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» от 8 мая 2007 г. № 22/-3;

- Закон Республики Беларусь «Об адвокатуре» от 15 июня 1993 г.;

- Закон Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» от 17 июля 2007 г.;

- Закон Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» от 9 июля 1999 г.;

- Закон РБ «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь» от 3 декабря 1997 г.;

- Закон Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» от 18 июля 2004 г.

К правовым источникам судоустройства относятся Декреты и Указы Президента РБ, постановления Совета Министров РБ, а также ведомственные акты, регулирующие вопросы делопроизводства, статистической отчетности, организации работы судов и правоохранительных органов. Как правило, это утверждаемые Министром юстиции и руководителями правоохранительных органов инструкции, Положения и пр.

Источниками судоустройства следует признать и разъяснения по вопросам применения законодательства, возникающие при рассмотрении судебных дел, даваемые Верховным Судом Республики Беларусь и Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь. Они являются обязательными для судов, иных органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение.. Нормативность указанных актов высших органов судебной власти, оформляемых в виде постановлений пленумов этих судов,

Следует отметить возрастающую роль заключений Конституционного Суда РеспубликиБеларусь в правовой жизни страны. Нормативные акты, признанные этим судом неконституционными, считаются не имеющими юридической силы в целом либо в определенной их части с момента принятия соответствующего акта, если им нарушаются права и свободы человека, либо с момента, определяемого Конституционным Судом.

Заключения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат, иначе говоря, они обязательны для исполнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: