Скульптура VII-III ВВ

Вместе с декоративной развивается так называемая круглая скульптура, в которой, также как в других видах искусства, намечается переход от схематизма гомеровского периода к пластичности, суховатость и жестокость геометрики сменяются свежесть восприятия образа. Все эти особенности заметны уже самых ранних скульптурах архаики, таких как бронзовая статуэтка Апполона из Фив VII в. до н.э. В середине VII в. до н. э. скульпторы обраща­ются к мрамору, наиболее подходящему материа­лу для изображения человеческого тела. Белый мрамор покрывали смесью воска и оливкового масла или смесью шафрана и молока, благодаря чему он приобретал тон человеческой кожи. Бо­гато окрашивались узоры одежды, вытканные яр­кими красками рисунка, а также волосы, глаза и губы. Основной темой в искусстве греков в архаичес­кий период становится человек, представленный в виде бога, героя, атлета. Человек этот прекрасен и совершенен, силой и красотой он подобен бо­жеству, в спокойствии и созерцательности угады­вается уверенная властность. Таковы многочис­ленные мраморные изваяния конца VII в. до н.э. обнаженных юношей-тросов. Вытянутые руки прижаты к мускулистому телу. Глаза слегка навы­кате. Взгляд сосредоточен и внимателен, но губы трогает легкая улыбка спокойной и сдержанной радости. В VII—VI вв. до н.э. в скульптуре господствуют два типа: обнаженная мужская фигура и за­драпированная женская. Рождение статуарного типа обнаженной фи­гуры мужчины связано с основны­ми тенденциями развития обще­ства. Статуя изображает прекрас­ного и доблестного гражданина, победителя в спортивных состяза­ниях, прославившего родной город. По этому же типу стали изготов­лять надгробные статуи и изобра­жения божеств. Появление рельефа в основном связано с обычаем ставить надгробные памятники. В дальнейшем рельефы в виде слож­ных многофигурных композиций стали непременной частью антабле­мента храма. Статуи и рельефы, как правило, раскрашивались. Скульптура и живопись Греции V в. до н.э. развивали традиции предшествующего времени. Основ­ными оставались изображения бо­гов и героев—покровителей полиса и «идеальных» граждан. Однако искусство сделало шаг к реализму, что связано с распространением идеи «мимесиса»—подобия—как основной эстетической категории. В архаическую эпоху возникает монументальная скульптура — вид искусства, ранее неизвестный Гре­ции. Древнейшие скульптуры пред­ставляли собой изображения, гру­бо вырезанные из дерева, часто инкрустированные слоновой ко­стью и покрытые листами бронзы. Усовершенствования в технике об­работки камня не только сказались на архитектуре, но и привели к возникновению каменной скульпту­ры, а в технике обработки метал­ла—к отливке скульптуры из бронзы. Основной темой в искусстве греков в архаичес­кий период становится человек, представленный в виде бога, героя, атлета. Человек этот прекрасен и совершенен, силой и красотой он подобен бо­жеству, в спокойствии и созерцательности угады­вается уверенная властность. Таковы многочис­ленные мраморные изваяния конца VII в. до н.э. обнаженных юношей-тросов. Вытянутые руки прижаты к мускулистому телу. Глаза слегка навы­кате. Взгляд сосредоточен и внимателен, но губы трогает легкая улыбка спокойной и сдержанной радости. Архаические мастера стремились передать дви­жение чувств своих божеств и героев: волнистые линии прически, мягкие очертания глаз и бровей создают впечатление задумчивости, на лицах блуж­дает загадочная полуулыбка. Такой нежной лирич­ности исполнены статуи юношей, условно называ­емые Аполлонами (середина VI в. до н. э.), и най­денные на афинском Акрополе мраморные статуи девушек-кор (VI в. до н. э.). Уже в эпоху архаики скульпторы делали попыт­ку изобразить фигуру в быстром движении, подоб­но «бегущей» Нике работы скульптора Архерма с острова Делос. Фронтальное положение торса и лица смело, хотя и несколько наивно, совмещает в изваянии с нижней частью. Движение здесь условно, также как во всех греческих статуях периода архаики, поза скована – ни наклона ни поворота головы. Новые требования стали предъявляться к скульптуре. Если раньше считалось необходимым создать абстрактное воплощение определенных физических и душевных качеств, усредненный образ, то теперь ваятели проявляли внимание к конкретному человеку, его индивидуальности. Наибольших успехов в этом достигли Скопас, Пракситель, Лисипп, Тимофей, Бриаксид. Шел поиск средств для передачи оттенков движения души, настроения. Одно из них представлено Скопасом, уроженцем о. Пароса, произведения которого поражали современников драматизмом и воплощением сложнейшей гаммы человеческих чувств. Разрушая прежний идеал, гармонию целого, Скопас предпочитал изображать людей и богов в моменты аффекта. Другое, лирическое направление отразил в своем искусстве Пракситель, младший современник Скопаса. Статуи его работы отличались гармонией и поэтичностью, утонченностью настроения. По свидетельству знатока и ценителя прекрасного Плиния Старшего, особой популярностью пользовалась "Афродита Книдская". Чтобы полюбоваться этой статуей, многие предпринимали путешествие на Книд. Книдяне отвергали все предложения купить ее, даже ценой кассации их огромных долгов. Красота и одухотворенность человека воплощены Праксителем также в фигурах Артемиды и Гермеса с Дионисом. Стремление показать многообразие характеров было характерно для Лисиппа. Плиний Старший полагал, что главная, наиболее удачная работа мастера - статуя Апоксиомена, атлета со стригилем (скребком). Резцу Лисиппа принадлежали также "Эрот с луком", "Геракл, борющийся со львом". Впоследствии скульптор стал придворным художником Александра Македонского и изваял несколько его портретов. Имя афинянина Леохара связано с двумя хрестоматийными произведениями: "Аполлоном Бельведерским" и "Ганимедом, похищаемым орлом". Изысканность и эффектность Аполлона приводили в восхищение художников Возрождения, считавших его эталоном классического стиля. Их мнение потом было подкреплено авторитетом теоретика неоклассицизма И. Винкельманом. Однако в XX в. искусствоведы перестали разделять восторги своих предшественников, находя у Леохара такие недостатки, как театральность и вылощенность. Постепенно, преодолевается оцепенелость фи­гур и схематизм, свойственный ар­хаической скульптуре, греческие статуи ста­новятся более реалистическими. Развитие скульптуры так же связано в V в. до н.э. с именами трех прославленных мастеров—Мирона, Поликлета и Фидия. Наиболее прославленной из скульптур Мирона считается «Дис­кобол»—атлет в момент метания диска. Совершенное тело атлета в момент наивысшего напряжения— любимая тема Мирона. В другом известном произведении—группе Афины и Марсия—скульптор об­ращается к хорошо известному каждому греку мифу: Афина изоб­рела флейту, но, увидев, как обезобразилось ее лицо во время иг­ры, в гневе бросила ее, прокляв; каждого, кто будет на ней играть. Мирон изобразил, как, уходя, Афина услышала шум и полуобер­нулась—лесное божество силен живший пять столетий спустя. С конца III в. до н.э. на римскую скульптуру начинает оказывать могущественное влияние замечательная греческая скульптура. При грабеже греческих городов римляне захватывают большое количество скульптур, которые вызывают восторг даже у практичных и консервативных римлян. В Рим буквально хлынул поток греческих статуй. Греческие статуи выставляются везде: на Форуме, в храмах, термах, виллах, городских домах. Несмотря на обилие греческих подлинников, вывезенных из Гре­ции, рождается большой спрос на копии с наиболее известных ста­туй. В Рим переселяется большое число греческих скульпторов, ко­торые копируют подлинники знаменитых мастеров. Обильный приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственно римской скульптуры. Только в области реалистического портрета римляне, использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры и дали несколько превосходных работ (капитолийская волчица, Брут, Оратор, бюсты Цицерона и Цезаря). Под влиянием греческого искусства римский портрет начинает терять черты натурализма, свойственные этрусской школе, н приобретает черты некоторой обобщенности, т. е. является подлинно реалистическим.

«Афина Промахос», «Зевс Олимпийский» Фи­дия

Самым известным, почитаемым и несравнен­ным скульптором периода зрелой (еще ее назы­вают «высокой») классики являлся Фидий. Это был поистине великий человек, совмещавший в себе не только таланты скульптора и архитекто­ра, но и недюжинные организаторские способнос­ти. Именно это последнее качество помогло Фи­дию в третьей четверти 5 в. до н. э. (это время называют также «эпохой Перикла» по имени тог­дашнего афинского правителя) возглавить пере­стройку афинского Акрополя и возведение на нем знаменитого Парфенона и других прекрасных хра­мов. Несмотря на разбросанность древнегреческих полисов и даже на постоянно вспыхивающие меж­ду ними вооруженные недоразумения, эллины все яснее начали осознавать духовное и этническое единство всех греков в противовес неорганизован­ному, не затронутому высокой культурой осталь­ному миру. Возможно, в этом суждении они были излишне категоричны, но так или иначе, а идея всегреческой солидарности созрела и требовала во­площения. Таким воплощением и стал перестроен­ный Акрополь с центральным храмом, посвящен­ным Афине Деве, — Парфеноном (архитекторы Иктин и Калликарт), с торжественным входом — Пропилеями (архитектор Мнесикл) и примыкаю­щим к ним маленьким и изящным храмом Ники Аптерос (архитектор Калликрат), а также с Эрех-тейоном, украшенным портиком кариатид. Фидий создал для Акрополя три статуи афин­ской богини-покровительницы. В 438 г. до н. э. он закончил двенадцатиметровую статую Афины Парфенос, специально изготовленную из дерева, золота и слоновой кости для внутреннего убран­ства Парфенона. На деревянную основу, очень искусно вырезанную, в тех местах, где следовало обозначить обнаженное тело, были наложены пластинки слоновой кости, а где одежду — золо­то. Слоновая кость даже для богатых афинян являлась то­варом довольно ред­ким, а вот золота име­лось в избытке — на статую его ушло око­ло двух тонн. Правда, каждые четыре года осторожные афинские граждане снимали с Афины Парфенос зо­лотые пластины и тщательно их взвеши­вали — не отпилил ли кто кусочек драго­ценной одежды? Ог­ромная статуя таинственно мерцала золотым оде­янием в полумраке Парфенона, высоко и гордо держа голову, увенчанную роскошным парадным шлемом, и опираясь на большой круглый щит. Щит Афины Парфенос Фидий украсил сценами битвы греков с амазонками, причем, как истин­ный художник, среди действующих лиц он по­местил и собственный автопортрет (надеясь, ве­роятно, что строгие древнегреческие жрецы его не узнают). Кроме себя Фидий изобразил на щите и своего покровителя Перикла. Возможно, имен­но это спасло мастера от серьезных неприятнос­тей: жрецы все-таки разглядели среди амазонок его автопортрет и немедленно обвинили Фидия в безбожии. На открытом воздухе, на высоком пьедестале возвышалась другая Афина работы Фидия – бронзовая Афина Промахос («Воительница»). Богиня была изображена в полном вооружении, с копьем, позолоченный наконечник которого так сиял на солнце, что заменял кораб­лям, плывущим в Пирей, прибрежный маяк. Всем своим обликом Афина Промахос внушала граж­данам города мысль о незыблемости афинского государства, о надежности его вооруженных сил и о несомненной божественной поддержке правя­щего режима. Именно эта, отлично видная ото­всюду Афина и стала, по существу, художествен­но воплощенным образом классического эллин­ского полиса. Была еще одна Афина, так называемая Афина Лемния, уступавшая по размерам другим рабо­там Фидия и, как и они, дошедшая до нас в до­статочно спорных римских копиях. Однако на­ибольшей славой, затмившей даже славу Афины Парфенос и всех других акропольских работ Фи­дия, пользовалась в древности колоссальная ста­туя Зевса Олимпийского. Вероятно, это была са­мая большая из созданных Фидием скульптур (высота сидящей фигуры Зевса достигала 14 м) и самая дорогая по материалу — как и Афина Парфенос, статуя Зевса для храма в Олимпии была хрисоэлефантинной (из золота и слоновой кости). Верховное божество древних греков изображалось сидящим на троне с крылатой Никой (Победой) на ладони. Трон Зевса в свою очередь покоился на богато украшенном рельефами пьедестале, а все сооружение занимало внутри храма так мно­го места, что если бы Зевсу вдруг пришла фанта­зия встать, он непременно стукнулся бы головой о потолок.

Заключение

Как уже было сказано выше всю историю древней Греции принято делить на две большие эпохи: 1) микенская цивилизация и 2) античная цивилизация.

Характерной чертой раннегреческой культуры было удивительное единство ее стиля, ярко отмеченного самобытностью, жизненностью и гуманностью. Человек занимал значительное место в мировоззрении этого общества; причем художники уделяли внимание представителям самых различных профессий и социальных слоев, внутреннему миру каждого персонажа. Особенность культуры ранней Эллады сказывается в том удивительно гармоничном сочетании мотивов природы и требований стиля, которые обнаруживают произведения ее лучших мастеров искусства. И если первоначально художники, особенно критские, стремились больше к украшательству, то уже с XVII-XVI вв. творчество Эллады полно жизненности. Должно заметить, что изучаемой культуре присуща определенная традиционность, сохранения ряда понятий например мотива бегущей спирали, сохранившегося еще от культуры северобалканских племен эпохи неолита, получившего великолепное развитие в кикладском искусстве III тыс. и многократно воспроизведено в II тыс. в орнаменте не только монументальных царских фолосов, но и в декоре бытовых предметов, особенно посуды. Вместе со спиралью народ сохранил и другие традиционные геометрические мотивы. Поэтому в эпоху после дорийского переселения, когда с гибелью дворцов резко уменьшилось потребность в предметах роскоши, геометрический стиль вновь занял ведущее место с искусстве. В XXX-XII вв. население Греции прошло сложный путь экономического, политического и духовного развития. Указанный отрезок истории характеризуется интенсивным ростом производства, создавшим в ряде областей страны условия для перехода от первобытнообщинного к раннеклассовому строю. Параллельное существование этих двух общественных систем обусловило своеобразие истории Греции в эпоху бронзы. Необходимо отметить, что многие достижения эллинов того времени явились основой блестящей культуры греков классической эпохи и вместе с нею вошли в сокровищницу европейской культуры. Затем в течении нескольких веков, называемых "Темными веками" (XI-IX вв.) в своем развитии народы Эллады по неизвестным до сих пор обстоятельствам, можно сказать, отбрасываются к первобытно-общинному строю. За "Темными веками" следует период Архаики - это время возникновения, в первую очередь, письменности (на основе финикийской), потом философии: математики, натурфилософии, затем необычайное богатство лирической поэзии и др. Греки, умело используя достижения прежних культур Вавилона, Египта, создают свое собственное искусство, оказавшее огромное влияние на все последующие этапы европейской культуры. В период архаики постепенно была создана продуманная и ясная система архитектурных форм, которая стала основой всего дальнейшего развития греческого зодчества. О монументальной живописи архаического периода ничего не известно. Очевидно, что она существовала, но по каким-то причинам не сохранилась. Таким образом период архаики можно назвать периодом резкого скачка в культурном развитии Греции.

За архаическим периодом следует период классики (V-IV вв. до н.э.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: