Система и структура Министерства юстиции РБ

Министерство юстиции – республиканский орган государственного управления, который подчиняется Совету Министров, а по отдельным вопросам деятельности, президенту.

Министерство юстиции – орган исполнительной власти, который наиболее тесно взаимодействует с судебной системой, осуществляет организационное, кадровое, материально-техническое обеспечение деятельности судов.

Минюст является юридическим лицом, имеет гербовую печать. В систему Минюста входят: главные управление юстиции облисполкомов и Минского горисполкома; государственные нотариальные конторы; Республиканский трудовой арбитраж; ведомственные нотариальные архивы; отделы записи актов гражданского состояния; Дома (Дворцы) гражданских обрядов горисполкомов; Комитет по авторским и смежным правам; Управление законодательства о государственном и социальном строительстве; госорганизации подчинённые Минюсту.

В структуру входят: центральный аппарат, главные управления, управления, отделы и департаменты. Возглавляет Министр, который назначается Президентом. В центральном аппарате образуются коллегии, в которую входят министры, его заместители и работники центрального аппарата. Состав коллегии утверждается Совмином. Коллегия действует в форме заседаний, на которых должно присутствовать не менее половины членов коллегии. Решения принимаются большинством голосов. Оформляются постановлением Минюстом.

Министр - СЛИЖЕВСКИЙ Олег Леонидович

39. Понятие, учреждение и основные этапы развития прокуратуры РБ. Прокуратура – это система органов, на которые Конституцией возложено осуществление особой формы государственной деятельности – надзор за точным и единообразным исполнением законов. Деятельность Прокуратуры РБ регулируется: Конституцией; Законом о 8 мая 2007 «О Прокуратуре РБ»; положением «О прохождении службы в органах прокуратуры»; УПК, ХПК, ГПК; приказами Генерального Прокурора; Кодекс чести прокурорского работника от 2008г.

Прокуратура – единая, централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением НПА на территории РБ, а также выполняющих др. функции в соответствие с законом.

Для системы органов прокуратуры характерны единство и централизация. Единство – все органы прокуратуры выполняют общие задачи и функции, действуют на основе единого законодательства, прокурорские работники имеют одинаковые статусы. Централизация – органы прокуратуры образуют иерархию, где нижестоящие органы обязаны подчиняться вышестоящим и Генеральному прокурору.

История создания органов прокуратуры берет свое начало с конца 1921 года, когда в соответствии с решениями II съезда деятелей юстиции Белоруссии в БССР создаются органы охраны революционной законности. Положением о народном комиссариате юстиции БССР, утвержденным Президиумом ЦИК БССР 3 января 1922 года при судебных органах республики устанавливались должности прокурора кассационного трибунала, прокурора революционного трибунала и товарищей прокурора, состоявших при Совете народных судей, а также выполнявших функции надзора за законностью в уездах. В аппарате Наркомата юстиции БССР был образован отдел охраны революционной законности в составе заведующего отделом и товарищей прокурора 26 июня 1922 года была учреждена государственная прокуратура и принято Положение о прокурорском надзоре в БССР. Прокуратура учреждалась на правах отдела в составе Наркомата юстиции. Во главе прокуратуры в качестве прокурора республики стал Народный комиссар юстиции, ответственный перед Президиумом ЦИК БССР и подотчетен ему. В 1923 году образована прокуратуры Верховного Суда СССР. 20 июня 1933 года образуется Прокуратура СССР. Вместе с тем прокуратура БССР по-прежнему находилась в составе наркомата юстиции республики. Прокурор БССР как и раньше являлся наркомом юстиции республики.На нее вместе с осуществлением надзорных полномочий возлагается руководство деятельностью прокуратур союзных республик. Процесс централизации органов прокуратуры в СССР завершается в 1936 году, когда Постановлением ЦИК и СНК СССР был образован союзный наркомат юстиции. Согласно этому постановлению Прокуратура БССР была выведена из состава Наркомюста БССР и полностью подчинена Прокурору Союза ССР. До распада СССР прокуратура БССР оставалась составной частью Прокуратуры СССР, ПОСЛЕ РАСПАДА СССР Верховный Совет БССР образовал на базе действующих на территории республики органов прокуратуры единую систему органов – Прокуратуру РБ, возглавляемую Генеральным прокурором РБ.В соответствии с Декларацией о государственном суверенитете и на основании Конституции БССР, Верховный Совет БССР образовал Прокуратуру, возглавляемую Генеральным прокурором РБ. 29 января 1993 года был принят Закон «О прокуратуре РБ».

40. Задачи и основные направления деятельности Прокуратуры РБ. Прокуратура РБ – это система органов, на которые Конституцией РБ возложено осуществление особой формы государственной деятельности – надзор за точным и единообразным исполнением законов. Прокурорский надзор является основной функцией органов прокуратуры, определяющей их предназначение, роль и место в механизме государства.

Характеризуя деятельность прокуратуры, необходимо отметить некоторые особенности, определяющие ее специфику:

1.прокурорский надзор осуществляется от имени государства

2.ограниченность “усеченность” полномочий, организационная либо процессуальная подконтрольность основным ветвям власти.

ОСНОВНОЕ правомочие прокурора – выявить нарушение закона – поставить вопрос об ответственности нарушителя, защитить невиновного.

Направления деятельности прокуратуры – это те пути, по которым Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, достигают цели, выполняют возложенные на них задачи.

Прокуратура Осуществляет:

1) надзор за точным и единообразным исполнением законов республиканскими, местными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, местными Советами депутатов и иными органами местного самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями.

2) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

3) надзор за соответствием закону судебных решений;

4) надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных предварительного заключения;

5) расследование преступлений в некоторых случаях;

6) участие в рассмотрении дел судами, поддержание государственного обвинения.

41. Принципы организации и деятельности прокуратуры. Прокуратуре как части государственного аппарата присущи все общие организационно-политические принципы государственной деятельности.

Основные принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в Конституции и Законе «О прокуратуре»

Основные принципы деятельности:

l составляют единую и централизованную систему – прокуратуру РБ, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РБ;

l осуществляют свою деятельность на основе законности, в соответствии с Конституцией и законами;

l осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от органов государственной власти и управления, должностных лиц, средств массовой информации, политических, иных общественных и религиозных объединений в соответствии с Конституцией и законами;

l принимают меры по пресечению нарушений закона, от кого бы эти нарушения не исходили, восстановлению нарушенных прав и привлечению к установленной законом ответственности лиц, допустивших эти нарушения;

l взаимодействуют с другими правоохранительными органами в деле укрепления правопорядка;

l действуют гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод личности, и равно государственной и иной охраняемой законом тайны.

• Деятельность прокуратуры основывается на принципах законности,

• равенства всех граждан перед законом, независимости прокурора,

• подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам,

• гласности, обязательности исполнения требований прокурора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: