Понятие и значение организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов

Обеспечение деятельности судов является одним из направлений правоохранительной деятельности и функций судебной власти. Оно представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность органов госуправления и аппаратов судов по кадровому и информационному, материальному, финансовому обеспечению судебных органов с целью создания необходимых условий для осуществления ими правосудия. Эта деятельность осуществляется:

1. секретариатом КС в отношении КС;

2. аппарата ВС в отношении ВС;

3. аппаратом ВХС в отношении всех хозяйственных судов.

4. Минюстом в отношении областных, Минского городского, районных и городских судов.

5. главным управлением юстиции Мингорисполкома и облисполкома.

Организационное обеспечение деятельности военных судов осуществляет Минюст, а финансовое и материально-техническое обеспечение Министерство обороны за счёт средств госбюджета. Порядок охраны здания судов и залов заседания обеспечивают органы внутренних дел.

37. основные этапы развития органов юстиции.

С первых дней установления Советской власти вопросы управления в области юстиции входили в компетенцию: в центре Наркомата РСФСР, на местах – юридических отделов и секций исполкомов Советов и военно-революционных комитетов, губернских комиссаров юстиции.

В Беларуси большую работу по организации нового судебного аппарата, органов следствия, обвинения, защиты, нотариата и других юридических учреждений провел Комиссариат юстиции Западной области, деятельность которого направлялась Наркоматом юстиции РСФСР. После образования БССР 5 января 1919 г. был основан Народный комиссариат юстиции БССР. Проводниками организационно-административных мероприятий Наркомата юстиции на местах являлись уездные совещания судей и уездные бюро юстиции.

По Положению о Наркомюсте БССР от 3 ноября 1924 г. на Наркомюст возлагались задачи: организация, руководство и инструктирование судов, прокуратуры, а также других органов юстиции; надзор за законностью действий государственных органов, учреждений, предприятий, отдельных лиц; наблюдение за деятельностью арбитражной и земельных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних, коллегий защитников; надзор за законностью в местах лишения свободы.

Управление в области юстиции стало исключительной компетенцией Наркомата юстиции СССР, учрежденного 20 июля 1936 г. наркоматов юстиции союзных республик и их управлений на местах, образованных в 1939 г. Система органов управления в области юстиции, установленная в конце 30-х годов, просуществовала без изменений до 1956 г. В том году аппарата Министерство юстиции СССР было упразднено, а Управления юстиции на местах ликвидированы. 20 февраля 1960 г. – Министерство юстиции БССР. Руководство народными и областными судами, госнотариальными конторами и ведение судебной статистики вновь стали входить в компетенцию областных судов и Верховного суда БССР. Для работы по кодификации и систематизации законодательства была образована Юридическая комиссия при Правительстве республики. Однако проведенная реформа себя не оправдала, и в 1970 г. были восстановлены Министерства юстиции СССР, министерства юстиции союзных республик и созданы отделы юстиции исполкомов областных Советов. В БССР Министерство юстиции и отделы исполкомов областных Советов воссозданы Указом Президиума Верховного Совета БССР от 5 ноября 1970 г. В связи с образованием союзно-республиканского Министерства юстиции СССР Основы законодательства о судоустройстве 1958 г. были дополнены ст. 38 (1), специально посвященной вопросам организационного руководства судами. В ней указывалось, что организационное руководство судами в пределах и порядке, предусмотренных законом, осуществляется: Министерством юстиции СССР; министерствами юстиции союзных республик; министерствами юстиции автономных республик, отделами юстиции исполкомов областных, краевых, городских Советов.

В 1972 г. утверждаются положения об органах юстиции, в том числе и Положение о Министерстве юстиции БССР. Основы законодательства о судоустройстве 1989 г. предусмотрели значительное сужение полномочий органов юстиции в отношении судов, возложив на них лишь организационное обеспечение их деятельности.

Статья 15 «Закона о судоустройстве и статусе судей в РБ», уточнила функции Министерства юстиции РБ в отношении общих и военных судов, назвав их организационным и материально-техническим обеспечением деятельности судов. Еще более конкретизируются в Положениях о Министерстве юстиции, в частности, в Положении о нем от 31 декабря 2001 г. с последующими изменениями и дополнениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: