Содержание и значение отдельных конституционных принципов

Многие положения будем изучать более подробно.

Лекция:Судебная система РБ – изучим этот момент конкретнее.

Осуществление судебной власти только судом – этот принцип явился следствием правонарушений в 30-40х годах.

Функция осуществления судебной власти (ст.109 К) принадлежит только суду. Не один другой гос. орган или должн. Лицо не вправе осуществлять его функции. И тем самым другая юридикционная деятельность других гос. органов и должностных лиц не является судебной властью. В развитие ст. 109 в настоящее время принят кодекс о судоустройстве и статусе судей, в котором очерчена судебная система РБ, представленная тремя судебными подсистемами, а именно: судами общей юрисдикции, хозяйственными, Конституционным судом.

Общие суды.

Во главе системы верховный суд. Высшее звено суд. Системы.

Следующее звено – суды областей и суд. Города Минска и белорусский военный суд.

Третье звено – районные, городские, межрайонные суды.

Хозяйственные суды.

ВО главе –высший хозяйственный суд.

След. Звено – хоз. Суды областей и хоз. суд города Минска.

Третье звено – Конституционный суд.

Деятельность суда, как единственного гос. органа, осуществляющего суд. Власть, характеризуется несколькими признаками:

1) Только суд выносит решения

2) Отмена или изменение судебных решений производится только вышестоящим судом в предусмотренных законом случаях.

Независимость судебной власти и подчинение их только закону – след. Принцип. Суть: стремление общества и государства создать такие условия, в которых суд и работающие в нем судьи могли бы иметь реальную возможность принимать ответственные решения без постороннего вмешательства, без какого-либо воздействия на них, а только на прочной основе предписаний действующего законодательства. Этот принцип – 110ст. К. Гласит: при осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняемы только закону. В действующем законодательстве получило дальнейшее развитие, в частности во всех процессуальных кодексах это закреплено. Указанный принцип включает два различных, но связанных между собой положения:

1) При рассмотрении дел судьи должны быть ограждены от постороннего воздействия или навязывания им тех или иных решений со стороны граждан, должностных лиц и иных субъектов правоотношений.

2) Судьи обязаны рассматривать и разрешать дела в соответствии с законом.

Независимость судей рассматривается в двух аспектах: внутренний и внешний. Внешняя от людей, внутренняя – от судей-коллег. При осуществлении правосудия судьи должны руководствоваться нормами действующего законодательства, а в случаях, когда таковые отсутствуют, институтом аналогии права и институтом аналогии закона. Если нельзя применить и их, то используется судейское усмотрение.

Ч. 2 ст. 112 указывает, что если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу, о несоответствии НПА конституции, суд должен принять решение в соответствии с конституцией и поставить вопрос о признании данного НПА неконституционным.

Этот принцип обеспечивается конституционными гарантиями его независимости:

1) Особый порядок избрания и назначения судей.

2) Неприкосновенность судей (нет уг. и дисципл. Ответственности)

3) Ответственность за неуважение к суду и вмешательство в разрешение уг. дел.

4) Создание организационных технических условия для деятельности судов.

5) Материальное и социальное обеспечение.

6) Политическая нейтральность судей.

7) Нельзя выполнять иную оплачиваемую работу, кроме научно-исследовательской, преподавательской, творческой.

Принцип коллегиального и единоличного рассмотрения дел судами.

В ст.113 К – дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях единолично судьями.

Длительное время в РБ дела рассматривались коллегиально, однако в концепции 1992г. отмечались трудности по вопросам привлечения народных заседателей к осуществлению правосудия, а также поднялся вопрос о целесообразности этого. Коллегиально: судья + два народных заседателя; 3 и более профессиональных судьи.

Положительные черты коллегиальности:

1) Отражает демократическую сущность правосудия.

2) Является средством привлечения широких слоев населения к деятельности по осуществлению правосудия.

3) Данная форма обеспечивает обстоятельное обсуждение вопросов, подлежащий рассмотрению.

Есть и слабые стороны коллегиальности:

1) Обезличивает судей за принятие решения. (синдром: меня уговорили)

2) Происходит значительное удорожание процесса.

Единолично: (модель суда 1 инстанции)

По уголовным делам судья единолично рассматривает вопросы, если приговор не преувеличивает 10 лет лишения свободы или смертная казнь, за исключением дел о несовершеннолетних.(эти дела рассматривает суд коллегиально)

Единолично судья разрешает вопросы связанные с назначением и подготовкой судебного разбирательства

Единолично судья разрешает вопросы, связанные с исполнением приговора.

Дела об административных правонарушениях. Все дела в качестве 1 инстанции рассматриваются единолично судьёй.

Гражданское правосудие и хозяйское. Как правило, рассматриваются единолично судьями.

В вышестоящих инстанциях дела рассматриваются только коллегиально в составе 3 и более профессиональных судей.

Итог: большинство дел рассматриваются единолично – нарушаются нормы конституции.

Принцип состязательности и равенства сторон в процессе.

Закреплен в ст.115 Конституции. Во всех процессуальных кодексах он дублируется.

Состязательность – в споре участвует не менее двух заинтересованных сторон и этим сторонам предоставляется возможность принимать активное участие в рассмотрении дела судом.

В различных видах правосудия стороны именуются по разному. По уг. делам одна сторона именуется СТОРОНА ОБВИНЕНИЯ, а другая – СТОРОНА ЗАЩИТЫ.

Сторона обвинения: гос. обвинитель, частный обвинитель (в тех случаях, если прокурор хочет прекратить дело, а потерпевший не доволен этим), потерпевший, представители потерпевшего, гражданский истец.

Сторона защиты: обвиняемые (подсудимые в РФ), их защитники (адвокаты), законные представители (если несовершеннолетний обвиняется), гражданский истец.

При состязательности выделяется самостоятельная 3 функция, а именно функция разрешения дела по существу, которая принадлежит суду. И конституция и дейст. Зак-во провозглашает, что при отправлении правосудия стороны наделены равными правами. Однако, такое положение следует рассматривать с юридической, а не фактической стороны. Ибо на практике, такого равенства достичь невозможно.

Принцип гласности рассмотрения дел суда

Ст. 114 К гласит, что разбирательство дел во всех судах является открытым. Слушание дел в зарытом судебном заседании определяется законом. Открытое: при рассмотрение дела в суде могут находиться посторонние граждане, достигшие 16 лет. Закрытое: такой возможности нет.

Этот принцип с одной стороны является доказательством непредвзятого, объективного рассмотрения дел, и условием подчинения судей только закону. Посредством открытости судебного заседания происходит контроль над деятельностью суда.

Закрытое слушание:

Разбирательство уголовных дел допускается в следующих случаях:

1) В интересах охраны гос. секретов и иной охраняемой законом тайны.

2) По делам о преступлениях лицами, не достигшими 16 летнего возраста.

3) По делам об половых преступлениях.

4) По другим делам, где ценности сторон могут каким-либо образом быть униженными.

5) В случаях, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности судебного разбирательства.

В закрытом заседании суд обязан соблюдать все нормы. Решение должно быть оглашено публично.


Тема 4:Судебная система (общие положения и развитие)

1. Понятие о судебной системе, ее звеньях и судебных инстанциях

2. Принципы построения судебной системы

3. Виды судов

4. Основные этапы развития судебной системы в РБ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: