Основные этапы развития судебной системы в РБ

– САМОСТОЯТЕЛЬНО (Данилевич, Мартинович).

Судебная система РБ прошла сложный путь развития. Ее истоки – ВКЛ, но рассматриваем с 1917.

Несколько этапов истории судебной системы советского периода:

1) 1917-1921 (декрет о суде №1)

2) 1922-1935 (до принятия Конституции)

3) 1936-1957 (принятие основ законодательства СССР о судоустройстве, право республик принимать свои законы)

4) 1958-1976 – Конституция

5) 1977-1985

6) 1986-1991 –распад СССР

7) 1992 - …


Тема 5: Действующая судебная система РБ

1. Общая характеристика

2. Конституционный суд РБ

3. Суды общей юрисдикции

Самостоятельно:

4. Хозяйственные суды (кодекс о суд-ве и ст-се судей)

5. Арбитражные (третейские суды) (9 июля 1999г «о международном арбитражном (третейском суде). От 18 илюля 2011 г. «о третейских судах».)

6. Экономический суд СНГ, суть евразийского экономического сообщества (регламент экономического суда СНГ, от 10 июля 1997 № 2.)(статус суда Еврозес от 5 июля 2010 г.)

1.

Эти положения более детально регламентированы в кодексе о судоустройстве и статусе судей. Ст 2: судебная власть РБ принадлежит судам. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства.

Ст.5: Судебную систему РБ представляют:

1) Конституционные суды – орган судебного контроля наблюдающий за конституционностью нормативных актов, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

2) Общие суды

3) Хозяйственные суды – осуществляют правосудие посредством хозяйственного и административного судопроизводства.

Т.О. в РБ действует децентрализованная судебная система, представленная 3 автономными судебными подсистемами, во главе которых стоят свои верховные суды (кроме конституционного). Судебная система РБ – единая. Ст.4. кодекса: единство судебной системы обеспечивается следующими положениями:

1) Путем установления судебной системы в конституции и кодексе.

2) Путем соблюдения всеми судами установленного законодательством порядка судопроизводства.

3) Посредством признания обязательного исполнения судебных постановлений, вступивших в законную силу.

4) Посредством закрепления единства статуса судей.

5) Посредством финансирования судов из респ. Бюджета.

Судебная система РБ основывается на принципах территориальности и специализации.

Система общих судов: трехзвенная система. Высшее звено: верховный суд РБ. Базовое звено: областные суды, Минский городской суд, белорусский военный суд. Третье звено: Районные (городские) суды, межгарнизонные военные суда. В системе общих судов (ст.28) могут образовываться специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейные суды, административные суды (сейчас не созданы, а если будут – базовое звено)

Система хозяйственных судов: двухзвенная система. Высшее звено: высший хозяйственный суд. Базовое звено: областные хозяйственные суды, хозяйственный суд города Минска. Ст.59: в системе хозяйственных судов могут создаваться специализированные хозяйственные суды, в частности: по банкротству, земельные, налоговые суды (сейчас не созданы, а если будут – базовое звено).

Конституционный суд.

Следует не забывать, что на территории РБ действуют и иные суды, не входящие в судебную систему РБ. Эти суды: товарищеские, третейские (в том числе международный арбитражный суд), экономический суд содружества государств, суд евразийского сообщества.

Перспективы судов общей юрисдикции определены указом президента № 454 от 10 октября 2011 года: о мерах по совершенствованию деятельности общих судов РБ. Это послание президента о перспективах развития система общих судов РБ.

3 июня 2011 года состоялось совещание по вопросам совершенствования деятельности судов. Итог: этот указ. Мероприятия по улучшению:

Ø направление на дальнейшее повышение качества, оперативности и доступности судебной системы. В этих целях предусматривается:

1) Ввести обязательную специализацию по категориям дел в многосоставных судах.

2) Предполагается ввести элементы аппеляции в уголовном и гражданском процессе.

3) Посредством исключения непроцессуального общения судей с участниками процесса путем формирования, при необходимости, в судах квалифицированной службы по работе с обращениями граждан.

4) Расширение рассмотрения дел в выездных судебных заседаниях.

Ø Принятие необходимых мер по оптимизации судебной нагрузки и совершенствовании системы судопроизводства. В этих целях предусматривается:

1) Передача требований, вытекающих из гражданско-правовых отношений, другим компетентным органам.

2) Рассмотреть вопрос о введении альтернативной подведомственности по ряду категорий дел об административных нарушениях.

3) Рассмотреть вопрос о возможности введения института присяжных заседателей.

4) Расширить формы и методы извещения участников процесса о времени и месте рассмотрения дела.

5) Внедрять процедуры медиации (решение еще до начала процесса) по отдельным требованиям, вытекающим из гражданско-правовых отношений.

6) Расширить компетенцию военных судов и др. меры.

Ø Оптимизация уголовной ответственности системой ее мер и практики назначения наказаний.

Ø Исключение фактов необоснованного заключения и привлечения к административной ответственности.

Ø Улучшение исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов.

Ø Усиление кадрового потенциала суда.





Подборка статей по вашей теме: