Государственный нотариат. Его правовое значение

В системе правоохранительных юрисдикционных органов особое место занимает нотариат, удостоверяющий сделки и имеющие правовое значение факты в целях придания им юридической достоверности (бесспорности), а также совершающий иные, предусмотренные законом и связанные с гражданским оборотом действия. Назначение нотариата, таким образом, в юридическом оформлении и подтверждении правильности, законности договоров и других сделок или подлинности бесспорных обстоятельств, имеющих значение для защиты субъективных прав и законных интересов граждан и юридических лиц. В отличие от суда, предметом рассмотрения которого являются гражданские споры, нотариат занимается бесспорными делами. Нотариальное производство отличается от гражданского процесса и тем, что оно осуществляется единолично, без состязательности и публичности, но при строгом соблюдении закона.

Согласно Положению о нотариате и нотариальной деятельности нотариат – это система, включающая государственные органы и должностных лиц, которые обеспечивают защиту государственных интересов, прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем осуществления нотариальной деятельности (ст. 1). Систему нотариата в Республике Беларусь образуют: - нотариусы; - уполномоченные должностные лица (руководитель, его заместитель, секретарь или член исполкома) местных исполнительных и распорядительных органов в населенных пунктах, где нет государственных нотариальных контор (нотариусов); - соответствующие должностные лица консульских учреждений Республики Беларусь, совершающие нотариальные действия для граждан Республики Беларусь, находящихся за границей; - нотариусы, занимающиеся частной нотариальной практикой.

В компетенцию нотариата входит совершение следующих нотариальных действий:

1) удостоверение сделок (договоров, завещаний, доверенностей и т.д.)

2) принятие мер к охране наследственного имущества и управлению им;

3) выдача свидетельств о праве на наследство;

4) выдача свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

5) наложение и снятие запрещения отчуждения жилого дома (части дома), квартиры, дачи, садового домика, гаража, земельного участка и т.д.);

6) свидетельствование верности копий документов и выписок из них;

7) свидетельствование подлинности подписи на документах;

8) свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой;

9) удостоверение факта нахождения гражданина в живых;

10) удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте;

11) удостоверение тождественности гражданина с лицом, изображенном на фотографической карточке;

12) удостоверение время предъявления документов;

13) передача заявлений граждан и юридических лиц, другим гражданам и юридическим лицам;14) принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг;

15) совершение исполнительной надписи;16) совершение протестов векселей;

17) предъявление чеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков;

18) принятие на хранение документов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: