выносимо и может проявляться множеством самых разнооб-
разных способов.
Напряжение испытывают в своей жизни столь многие из
нас, что мы привыкли считать его нормальным бременем че-
ловеческого бытия. Я уверен, что это далеко не так. К сожале-
нию, однако, целый ряд психологических теорий основывают
свои положения на неизбежности напряжения. Например, пос-
ледователи школы Фрейда постулируют наличие основного
врожденного чувства тревожности, вокруг которой мы долж-
ны построить защиту для того, чтобы сохранить душевное и
соматическое здоровье. Я же считаю, что тревожность явля-
ется исключительно функцией нереальности данной челове-
ческой личности.
Было проведено множество экспериментов как на живот-
ных, так и с участием людей, в ходе которых включали элект-
рический звонок в момент нанесения слабого удара током. Че-
рез некоторое время один звонок уже вызывал то же ощущение
надвигающейся угрозы и приводил к физиологической акти-
вации организма. Эти эксперименты называются опытами по
выработке условного рефлекса на раздражители, которые сами
по себе являются индифферентными и не вызывают никаких
неприятных ощущений — например, на звонок. Можно выз-
вать и угасание такого условного рефлекса, если, например,
сочетать звонок с приятным стимулом или индифферентной
ситуацией.
Первичная теория тоже основана на шоке или потрясении.
Очень часто это потрясение является раним осознанием, кото-
рое представляется пациенту потенциально катастрофическим.
Потрясение подавляется, но продолжает действовать, становясь
причиной обусловленного напряжением поведения в течение
многих лет после того, как опасность миновала. Например,
шестилетний ребенок, живущий со своими родителями, кото-
рые презирают его (ребенок улавливает это, так как чувство не-
нависти к ребенку редко выражают открыто), находится под ре-
альной угрозой психического или соматического заболевания,
но тридцатишестилетний мужчина, который понимает, что ро-
дители презирали и ненавидели его, теперь находится вне