Первичный крик 337

Этот человек прочувствовал свои реальные потребности, лежав-

шие в основе гнева и смог понять и объяснить свои так называ-

емые иррациональные действия, проистекавшие из тех потреб-

ностей.

Пациенты, переживающие первичное состояние, не осоз-

нают, что обладают в этот момент инсайтом. Когда пациент

высказывает родителям свое чувство, он находится в пережи-

ваемой ситуации. Он не смотрит на свое чувство отчужденно и

со стороны. Он не говорит: «Я ненавидел их за это». Он гово-

рит: «Я ненавижу вас за то, что вы делаете со мной». В данном

случае у пациента нет расщепления восприятия собственной

личности, он говорит не о своем другом «я». Процесс пережи-

вания первичного состояния является уникальным целостным

опытом. Это реальное переживание. В моем кабинете малень-

кий ребенок высказывает в глаза родителю свою правду, а не

взрослый человек объясняет мне каково ему было быть малень-

ким. Вся разница — и это решающая разница, — отличающая

первичную психотерапию от прочих ее видов — есть отличие

между рассказом врачу о чувствах и разговором с собственны-

ми родителями. Такой непосредственный разговор означает,

что «я» больного в этот момент не расщеплено — вся личность

целиком поглощена прошлым переживанием.

Когда больной говорит: «Доктор, я думаю, что поступал так,

потому что чувствовал себя ребенком», то это есть отделение

«я» говорящего от «я» того, о ком идет речь. Таким образом,

акт объяснения в традиционной психотерапии способствует со-

хранению невроза, так как сохраняет расщепление личности. Не-

вроз при этом только усугубляется, независимо от того, на-

сколько верным оказывается инсайт.

Метод первичной терапии не предусматривает дачу объяс-

нений психотерапевтом. Напротив, эти объяснения и есть суть

болезни, сама болезнь, особенно у пациентов, происходящих

из среднего класса, в домах которого дети должны объяснять

мотивы любого своего поступка. Родители в семьях из средне-

го класса обычно имеют целую систему разумных обоснований

для всего, что они делают, включая обоснование наказаний, и

воспитывают своих детей в том же духе. Часто дети из семей

рабочего класса оказываются в этом отношении в лучшем по-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: