Этот человек прочувствовал свои реальные потребности, лежав-
шие в основе гнева и смог понять и объяснить свои так называ-
емые иррациональные действия, проистекавшие из тех потреб-
ностей.
Пациенты, переживающие первичное состояние, не осоз-
нают, что обладают в этот момент инсайтом. Когда пациент
высказывает родителям свое чувство, он находится в пережи-
ваемой ситуации. Он не смотрит на свое чувство отчужденно и
со стороны. Он не говорит: «Я ненавидел их за это». Он гово-
рит: «Я ненавижу вас за то, что вы делаете со мной». В данном
случае у пациента нет расщепления восприятия собственной
личности, он говорит не о своем другом «я». Процесс пережи-
вания первичного состояния является уникальным целостным
опытом. Это реальное переживание. В моем кабинете малень-
кий ребенок высказывает в глаза родителю свою правду, а не
взрослый человек объясняет мне каково ему было быть малень-
ким. Вся разница — и это решающая разница, — отличающая
первичную психотерапию от прочих ее видов — есть отличие
|
|
между рассказом врачу о чувствах и разговором с собственны-
ми родителями. Такой непосредственный разговор означает,
что «я» больного в этот момент не расщеплено — вся личность
целиком поглощена прошлым переживанием.
Когда больной говорит: «Доктор, я думаю, что поступал так,
потому что чувствовал себя ребенком», то это есть отделение
«я» говорящего от «я» того, о ком идет речь. Таким образом,
акт объяснения в традиционной психотерапии способствует со-
хранению невроза, так как сохраняет расщепление личности. Не-
вроз при этом только усугубляется, независимо от того, на-
сколько верным оказывается инсайт.
Метод первичной терапии не предусматривает дачу объяс-
нений психотерапевтом. Напротив, эти объяснения и есть суть
болезни, сама болезнь, особенно у пациентов, происходящих
из среднего класса, в домах которого дети должны объяснять
мотивы любого своего поступка. Родители в семьях из средне-
го класса обычно имеют целую систему разумных обоснований
для всего, что они делают, включая обоснование наказаний, и
воспитывают своих детей в том же духе. Часто дети из семей
рабочего класса оказываются в этом отношении в лучшем по-