Как рисовать

УДК 133 ББК 88.6 П 53


К читателю



го Полуяхтова Т. 3., Комов А. Е. Родник фрактальной муд-

рости, или свежий взгляд на наши возможности М.: Из­дательский Дом «Деловая литература», 2002. —- НИ) с.

ISBN 5-93211-014-7

Как познать самого себя? Каким образом можно получить доступ к информации, скрытой в глубинах нашего подсознания? Как научиться определять свои жизненные цели и добиваться их достижения? Как пе­рейти на новый качественный уровень в собственном развитии? Вполне возможно, что на эти и многие другие не менее важные вопросы Вы найдете ответы на страницах этой книги.

Авторы Т. 3. Полуяхтова и А. Е. Комов широко известны своими универсальными методиками и новыми работами в области оздоровитель­ных систем и биоэнергоинформационных технологий. Практика примене­ния созданных ими методик и технологий уже позволила тысячам людей стать здоровыми и решить свои жизненные проблемы. Этой книгой они начинают рассказ о своих открытиях и исследованиях в области знаний о человеке. Предлагаемый метод привлекает своей простотой и доступнос­тью, а самое главное дает 100%-й результат.

Система гибких методик, приведенная в книге, подтверждена де­сятилетней практикой применения и будет интересна всем родителям, пси­хологам, психотерапевтам, педагогам, валеологам, а также представите­лям разных направлений в медицине. Она адресована широкому кругу чи­тателей, которые хотят встать на путь самоосознания и саморазвития, самостоятельно решать жизненные проблемы и помогать в этом другим.

ISBN 5-93211-014-7

© Т. 3. Полуяхтова, А. Е. Комов, 2002


Для авторов наступил торжественный момент, когда Вы, дорогой читатель, взяли в руки и открыли эту книгу. Сразу хочется сказать: все, что здесь написано, является результатом многолетней, любопытной, сложной и полез­ной, на наш взгляд, работы.

Мы предлагаем Вам познакомиться с удивительными результатами десятилетнего труда, которые мы назвали "Фрактальный метод аналитической диагностики, прогно­за и коррекции состояния человека". Название длинное и кому-то может показаться сложным, но сам метод и исто­рия его появления настолько любопытны, а результаты его применения так убедительны, что мы уверены: Вас наверняка заинтересует изложенный в этой книге матери­ал и Вы захотите его использовать в своей повседневной жизни.

Метод, о котором пойдет речь, привлекает прежде всего легкостью применения и очевидной полезностью ре­зультата. На наш взгляд, подобные методы и технологии особенно необходимы сейчас, в новом столетии. Мы, се­годняшние, во многом отличаемся от тех, кто жил рань­ше. Время вносит свои коррективы, подвергая каждого человека жизненным испытаниям, заставляя обретать но­вые качества. В результате этого мы совсем другие, не­жели те, кто жил в начале и середине двадцатого века. И уже сейчас, когда читаются эти строки, мы значительно отличаемся от читателя конца второго тысячелетия.

Мы убеждены в том, что эта книга — веяние времени и жизненная необходимость.

Большинство методов, используемых сегодня для ре­шения тестовых задач, успешно выявляют многие про­блемы человека как личности. Однако при использовании тестовых технологий, применяемых в классической пси­хологии сегодня, мы сталкиваемся с огромным количеством вопросов, на которые предполагаются лишь односложные ответы "да" или "нет". Часто используются всевозможные карточки, картинки или рисунки. Применяются смешан-


ные варианты, где присутствуют вопросы, картинки и т. д. Однако общепринятая форма подачи тестового материала для всех вариантов практически одинакова. При этом че­ловек зажат между "да" и "нет" или поставлен перед необ­ходимостью осознанного выбора вариантов ответов, пред­ложенных тестом. Причем в любом случае его ответ будет укладываться в рамки и ограничения, обусловленные са­мим тестом.

Обязательность осознанного выбора односложного от­вета "да" или "нет" нередко вызывает внутренний про­тест, приводит к отказу от тестирования, а если:гго не­возможно, ответ "подбирается" в соответствии с требова­ниями к тестируемому. Если же ответ, с точки зрения ав­тора, дается искренно, то и в этом случае он не всегда отражает истинное положение вещей.

Очень часто тестирование сопровождается довольно сложными аналитическими и математическими выкладка­ми, которые невозможны без использования компьютер­ной техники. Кроме того, освоение современных тестовых технологий требует времени, специальной подготовки, что зачастую недоступно каждому, кто хотел бы самостоя­тельно разобраться в себе самом.

Мы не противопоставляем предлагаемый метод обще­принятым тестовым формам, а знакомим с вариантом тес­товой системы, способной исключить возможность осознан­ного ответа, с одной стороны, и дающей возможность пер­вичной самокоррекции в случае необходимости, с другой стороны. Именно эти особенности делают его уникальным и информативно емким. Фрактальный метод выигрывает простотой, естественностью и полным отсутствием напря­жения в процессе его освоения и дальнейшего использо­вания. Он помогает любому человеку объективно оценить свои достоинства и недостатки, учесть и откорректировать то, что является нежелательным. Механизм раскрытия творческого потенциала личности заложен в основе само­го фрактального метода как способность самовыражения и самореализации. Рисунки, приведенные в книге, выпол­нены людьми, сумевшими раскрыть в себе уникальные творческие способности, которыми щедро одарила приро­да каждого из нас. Так, в оформлении шмуцтитулов на­стоящей книги использованы работы слушателей наших семинаров по фрактальной методике И. Малогрищенко


(г. Краснотуринск Свердловской обл.) и Г. Кабакова (г. Виль­нюс). Вполне возможно, что кому-нибудь из читателей эти работы могут показаться непрофессиональными. Но они ценны прежде всего тем, и мы это подчеркиваем, что выполнены людьми, которые раньше ничем подобным не занимались. Этот факт, по нашему мнению, имеет важное значение.

Ниже мы приводим отзывы ученых и специалистов в разных областях науки и знаний, которые использовали данный метод в профессиональной деятельности.

Суть метода, приведенного в книге, базируется на использо­вании взаимосвязей между ручной "моторикой" человека и его психическими и психофизиологическими состояниями. Данный ме­тод основывается также на учете рационального и интуитивного в восприятии человека и в его творческой активности. Основное внимание авторы книги уделили рассмотрению психофизиологи­ческих, психических, пространственных, символических и смыс­ловых составляющих цвета и выявлению его роли в жизнедея­тельности человека.

Многочисленные ссылки на научные источники свидетельству­ют о серьезности исследования авторами влияния цвета на жизне­деятельность человека и связанных с этим особенностей цветовос-приятия и смысловыражения, а также оценки физического состо­яния человека через цветовосприятие и цветовыражение.

Особое внимание авторами уделено психофизиологическим характеристикам цветовосприятия и цветовыражения, увязанных с психофизиологической системой человека. Довольно подробно и убедительно представлена методика диагностики состояния тести­руемых.

В целом данная работа представляет несомненный научный и методический интерес и может быть использована как при тести­ровании психических и физических состояний людей, так и в ка­честве одного из развивающих упражнений при творческом рас­крепощении, поскольку рациональное и интуитивное выступают в качестве взаимодополняющих аспектов на уровне психофизио­логических и психических начал творческой деятельности.

А. А. Барабанов, профессор кафедры основ архитектурного проектирования УралГАХА, зав. Лабораторией архитектурно-худо­жественной семиотики (г. Екатеринбург)


Фрактальный метод диагностики психического здоровья че­ловека относится к медицине, психологии, педагогике и может быть использован для диагностики психофизиологического здоро­вья человека. По критерию "эффективность-—-стоимость1' это один из самых лучших методов. Аналогичные меюды диагностики изве­стны, однако они не обладают такой степенью информативности, привнесенной обследуемым самостоятельно в рисунок. Информа­ция отражает состояние души и тела. Этого пока нет ни у кого, но именно к этому человечество прид"т, восстановив утраченные знания о себе как элементе мерного мира. По моему мнению, эти знания и не должны быть даны всем, но тем. кто лечит, помогает стремящимся к восстановлению гармонии нашего мира, — обяза­тельно. Метод позволяет не только диагностировать. Для лечения нужна фаза динамики, а потому он дает прогноз состояния. Нремя, когда лечили без использования внутренних резервов организма, уходит. Именно поэтому в рамках данного метода разработана ме­тодика коррекции состояния человека им самим. Т. 3. Полуяхтова и А. Е. Комов обучают людей владеть фрактальным методом, его методиками без химического воздействия, т. е. не через разруше­ние, а путем созидания! Чтобы овладеть им, нужно трудиться — метод не для ленивых, и это, но моему мнению, прекрасно. Сово­купности операций метода снижают влияние сознания, позволяя ему проявить себя как "сознательно что-то скрывающий, но вы­полняющий это плохо". И от этого информационная способность увеличивается. Под руководством наставника метод адаптируется к особенностям конкретного человека.

Предложенный авторами метод позволяет задействовать глу­бинные механизмы подсознания для повышения вероятности пра­вильной /диагностики. Деловая установка сознания через подсозна­ние воздейстн'.ует эффективнее. С ее помощью можно достичь уг­лубленного понимания психоэмоционального состояния диагности­руемого, диалог с которым позволяет тоньше почувствовать его скрытые психические комплексы и вместе с ним прийти к реаль­ному пониманию оценки его психического состояния и акцентиро­вать внимание на признаках закрепощенности сознания, удержи­вающих диагностируемого в таком состоянии. Эталонные инфор­мационные признаки здорового раскрепощенного творческого вза­имодействия сознания и подсознания открывают возможности са­мостоятельно вести диагностику, коррекцию и программирование своего состояния, используя для этого общечеловеческие понятия гармонии и красоты. Метод прост и доступен каждому, и в этом его преимущество.


Искренне поддерживаю данную работу и рекомендую к опуб­ликованию.

С. Н. Павликов, профессор кафедры радиоэлект­роники ТОВМИ, кандидат технических наук (г. Владивосток)

Диагностика, прогноз и коррекция с использованием фрак­тального рисунка — необычный инструмент, его трудно отнести к какой-либо группе психологических методов.

Результаты диагностики этим методом коррелируют с ре­зультатами, полученными известными в психологии методами. Возможности прогноза, развития личности и коррекции делают его в работе практического психолога особенно ценным, доста­точная простота освоения — доступным для педагогов, родителей и многих, интересующихся вопросами психологии людей.

Кроме того, работа с фрактальным рисунком удивительно стимулирует интерес людей любого возраста к внутреннему миру человека, а нарастающая при этом гармония побуждает к более глубокому освоению метода.

Л. Я. Ушкова, кандидат химических наук, доцент по курсам педагогики и психологии (г. Екатеринбург)

Опыт применения в Кишиневе "метода фрактального рисун­ка" для диагностики и самостоятельной коррекции психоэмоцио­нального статуса личности показал его высокую эффективность (75—90%).

В течение последних пяти лет с помощью этого метода сотни людей смогли улучшить состояние своего здоровья, гармонизиро­вать ситуации, связанные с социальными, творческими и меж­личностными проблемами.

Простота и доступность метода, основанного на надежной на­учной базе (работы Б. Мандельброта, Е. Файдыш, М. Люшера и др.^ позволяют рекомендовать его для широкого применения в це­лях оздоровления и профилактики как в медицинских и образова­тельных учреждениях, так и широкому кругу населения.

Я. И. Зимпица, доктор медицинских наук (г. Кишинев)


Фрактальную технологию я использую как в личной жизни, так и в работе. Этой технологией пользуются мои сестры, дети, ученики. Выступив на слете творчески работающих учителей с фрак­тальными рисунками моих учеников, получила сертификат, разре­шающий проводить семинары для психологов и преподавателей. Практическое использование этой технологии помогает родителям понять скрытые проблемы своих детей, положительно влияет на успеваемость учащихся, повышает самооценку ребенка, гармони­зирует взаимоотношения детей и взрослых.

Освоив саму технологию, по любому фрактальному рисунку можно узнать о внутреннем состоянии человека и в случае необ­ходимости откорректировать его последующими рисунками.

А. Старостина, учитель младших классов школы № 10 (г. Якутск)


пользовать для коррекции собственного состояния. В результате повышается успеваемость детей в школе, улучшается память и умение сосредоточиваться.

Диагностика с помощью фрактальных рисунков в классе по­могает выявить неблагополучные отношения в семье, а последую­щая работа с детьми и их родителями улучшает внутреннее со­стояние и поведение ребенка. В летних скаутских лагерях за две недели использования этого метода у детей происходят существен­ные изменения в лучшую сторону, и это сразу отмечается роди­телями. Многие ребята, развивая свои творческие способности, продолжают рисовать фрактальные рисунки и дома.

Н. А. Кулик, учитель истории высшей катего­рии школы № 47 (г. Владивосток) И. Н. Николаева, учитель истории высшей кате­гории школы №78,

директор городской общественной организации "Скаутский центр" (г. Владивосток)



С помощью фрактального метода я решаю личные проблемы. Раньше была зациклена на мелочах, причем и в больших, и в малых делах. Узнав же эту методику, я посмотрела на себя со стороны. Теперь у меня улучшились взаимоотношения в семье, особенно радует, что я нашла общий язык с невестками. Этот метод помогает мне решать возникающие жизненные проблемы и гармонизировать состояние свое и близких.

С. С. Соколова, журналист, телеведущая (г. Якутск)

Интересная методика диагностирования и коррекции. Фрак­тальный метод работает! Я как медик в основном использую его при диагностике.

И. Токарева, медицинский работник (г. Якутск)


Фрактальный метод аналитической диагностики апробирован и используется в личной практике в работе с родными и близки­ми. Результаты просто изумительны, так как с помощью этого метода можно не только четко обозначить проблемы, но и откор­ректировать их. Практическое использование фрактального мето­да значительно улучшает эмоциональное, психологическое и фи­зическое состояние человека. Способствует его духовному росту и развитию творческих возможностей.

Метод привлекает всех доступностью и удивительной про­стотой. Нужны лишь бумага, карандаши, фломастеры и желание познать себя.

О. А. Колесникова, преподаватель Дальнево­сточного аграрного университета (г. Благовещенск)



Постоянно работая с ребятами в школе и в скаутском цент­ре, мы уже два года используем в педагогической практике фрак­тальный метод, позволяющий лучше раскрыть внутреннее состо­яние и возможности ребенка. В ходе работы с детьми от десяти до двенадцати лет мы знакомим их с тем, какие цвета лучше ис-


Фрактальный метод дает возможность не только эффектив­но диагностировать физическое состояние человека и психоэмо­циональный климат в семье, на работе и в школе, но и показыва­ет превосходные результаты в процессе коррекции выявленных проблем. Этот метод также интересен тем, что помогает раскры-



тию творческих способностей не только у детей, но и у взрослых. Очень хорошо работает в решении семейных проблем.

В. В. Афоничева, психолог (г. Благовещенск)

Метод фрактального рисунка я использую в своей личной жизни. Он помогает увидеть разнообразие внутреннего мира. При­нимая решение в какой-либо жизненной ситуации, я могу опи­раться на личные качества и мягко, плавно избегать проявления недостатков. Этот метод помогает взглянуть на себя со стороны, оценивая события прошлого и желаемого будущего.

Я. Лекавичепе, учитель начальной школы (г. Вильнюс)

Хочу привести конкретные примеры применения фракталь­ного метода. Выполняя фрактальные рисунки на поставленную за­дачу, я получила отличные результаты: в сфере коммерческой деятельности, организации поездок за границу, решении задач увеличения продаж товара.

Родителям семилетнего ребенка, который имел проблему в развитии речи и очень плохо читал, было предложено оставить его на второй год или перевести в школу для отсталых детей. С этим ребенком я работала в течение трех месяцев, применяя фрак­тальный метод. В результате он свободно читает и переведен во второй класс обычной школы.

О. Каварскене, педагог (г. Вильнюс)


Молитва

Прости Господь, прости и дай мне силы,

Чтоб я, как Ты, прощать умел Любя.

И чтоб ее хватило до могилы

Прожить во славу мира и Тебя.

И мне, земному, здесь не нужно боле,

Чем капельку от Мудрости Твоей.

Так дай взрасти ростку в бескрайнем поле,

В Бескрайнем Теле — клеточке твоей...

А. Кузъмеико

Введение

Метод, получивший название "фрактальный", был впервые применен в 1991 г. на семинарах, посвященных проблемам резервных возможностей человека и способам их самореализации. С 1991 по 2000 г. проведено более 500 семинаров, которые посетило более 8000 человек. За этот период фрактальному методу уже обучено более 9000 че­ловек, а протестировано по этой технологии более 11 000 человек в разных городах России и СНГ.

География применения метода достаточно широка. Он успешно применяется в Благовещенске, Владивостоке, Екатеринбурге, Иваново, Краснотуринске, Санкт-Петер­бурге, Тынде, Якутске. Данный метод нашел применение в Вильнюсе, Клайпеде, Каунасе, Алитусе, Кишиневе и т. д. Поэтому к моменту написания этой книги мы имеем много­численные данные практического применения метода как в различных регионах России, так и за ее пределами. Их анализ показывает, что на результаты использования фрак­тального метода аналитической диагностики, прогноза и коррекции состояния человека (который далее по тексту будем называть просто "фрактальный метод") не влияют ни этнические, ни национальные, ни территориальные раз­личия. Везде, где применяется этот метод, — результат всегда одинаково высок.


Главная его задача — самовыражение человека че­рез рисунок, выполненный по определенным правилам.

После анализа полученных практических данных и использования наработанного многочисленными исследова­ниями опыта были сформулированы основные понятия тех­нологии, которая получила название фрактальной.

Метод, основанный на этой технологии, называется сейчас "Фрактальный метод аналитической диагностики, прогноза, коррекции состояния и проблем человека".

Во фрактальном методе используется обычный рису­нок, и этот факт имеет глубочайший смысл. Математик Герберт В. Франке, один из родоначальников фракталов и фрактальной живописи, пишет: "Некоторые специалисты сомневаются в том, что возможен перевод с языка слов на язык рисунков, считая, что качество визуальной инфор­мации ниже, чем качество словесной. Эта позиция нело­гична; напротив, пословица: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" подкреплена аргументами из области психологии восприятия.

"Визуальные" системы могут не только оперировать с информационным потоком, приблизительно в 10 раз бо­лее интенсивным, чем все остальные сенсорные системы, вместе взятые, но и обрабатывать информацию, которая имеет двумерную и даже, в известной степени, трехмер­ную структуру. Замена слов рисунками — это переход не только к новой системе кодирования информации, но и к новым методам описания окружающего нас мира.

Используя как средство общения язык, т. е. линей­ные, упорядоченные по времени в виде ряда структуры, мы автоматически отдаем предпочтение принципам линей­ного упорядочивания. Примерами могут служить понятия причинности или исторического процесса. В то же время язык изображений позволяет наблюдать и другие очень важные виды взаимосвязи явлений, например петлевид-ные процессы взаимодействия, сети коммуникаций и т. п. Весьма вероятно, что наша неспособность мыслить кате­гориями сетей в немалой степени связана с тем, что мы привязаны к описательной системе языка слов" [9, с. 162].


Многочисленные исследования показывают, что мозг человека содержит исчерпывающую информацию о его личности, привычках и целях, которые он перед собой ставит и которые желает воплотить в жизнь, а также все, что касается его физиологии и физиологии его близких.

Возможность считывания этой информации — задача, которую пытались и пытаются решить многие исследова­тели. Предлагаемый нами фрактальный метод вносит по­сильную лепту в решение этой задачи. Многолетний опыт его практического использования лишний раз подтверж­дает достоверность принципа повторения информационно­го содержания при переходе от одного масштабного уровня к другому. При этом с детальной точностью сохраняются индивидуальные характеристики и параметры личности, из-за чего становится возможным выведение информации с глубинного уровня подсознания на внешний, сознатель­ный уровень при помощи определенных технологических действий, составляющих основу фрактального метода.

Этот метод будет интересен как специалистам, рабо­тающим в области психоанализа, так и любому человеку, которому небезразличны собственные проблемы и пробле­мы близких. Зачастую мы даже не подозреваем о наличии глубинных "корней" наших жизненных перипетий, кото­рые лежат где-то в нашем подсознании, но они влияют на принимаемые нами решения, определяют наше поведе­ние и привычки, составляют основу наших поступков.

Возможность найти эти "корни" с помощью фракталь­ного метода, который мы представляем, поможет не толь­ко педагогам, психологам, психоаналитикам и психотера­певтам в их профессиональной деятельности, но и любо­му человеку, который желает более углубленно осмыс­лить свое состояние и состояние окружающих, а также свое место в жизни.

Более того, используя этот метод, можно не только понять суть происходящих явлений, но и естественным образом скорректировать их. Огромный практический опыт показывает, что при использовании фрактального метода неизмеримо возрастает духовная составляющая челове-



ка, проявляются творческие возможности, которые, без сомнения, есть в каждом из нас. Благодаря этому перед нами открываются новые перспективы профессионально­го и личностного роста, нивелируются явно негативные проявления характера человека.

Уникальность этого метода в его простоте и доступ­ности. В основе технологии метода — наши цветоощуще­ния, графическая пластика линий и все, что с этим связа­но. Для его реализации не нужно никакой аппаратуры и дорогостоящих исследований. Необходимы: Ваше желание, цветные карандаши, фломастеры, шариковые и гелевые ручки, плотная бумага. А результат превзойдет все Ваши ожидания!


2 — 1854


Диалог с учителем

Мир одинок?

Нет, мир не одинок.

Ты, думаешь?

Тогда, он так жесток. И не жесток. Ты, думаешь?

Он ложен.

И не ложен, а реален и правдив.

Нет лжив!

Не лжив, а люди лживы.

Но коль реален, где его реальность? Быть может в снах?

И в снах и наяву встречаем мы реальность. Иллюзия его причина.

Так в чем же кроется его кручина?

В тебе, во мне, во всех живущих в Мире.

Ведь, мы творим исток судьбине.

Сегодня ты иначе мыслишь, чем пару лет назад.

Я этому так рад.

15 июня 1995 г. В. Афоничева

Как это было

Открытие фрактального метода было сделано Полу­яхтовой Танзилей Закировной в 1991 г. Почему мы утвер­ждаем, что это открытие? Потому что ни до момента первого использования фрактального метода, ни после, ни сейчас — во время написания этой книги — ничего подобного мы не знаем и не встречали. Если кто-то из читателей где-нибудь сталкивался с чем-то похожим, то это однозначное использование метода фрактального ри­сунка, как назвала его в 1991 г. Танзиля Полуяхтова.

Как мы уже отмечали, география проведения семина­ров довольно обширна. Кроме того, фрактальный метод уже преподается более десяти лет. Слушатели наших се-


минаров и тренингов активно используют его в повседнев­ной жизни. Сейчас у нас появилось много последователей в разных городах России и за ее пределами, которые на основе нами разработанных обучающих и тренинговых про­грамм строят свою профессиональную деятельность. По­этому наверняка кому-то из читателей доводилось встре­чаться ранее с чем-либо подобным.

Кстати, одним из побудительных моментов к написа­нию этой книги являются настоятельные просьбы наших слушателей, многочисленных друзей и соратников по ис­пользованию и продвижению этого удивительного метода. Мы действительно долго шли к этой книге, и наконец она перед вами, и Вам судить, уважаемый читатель, что у ' нас получилось. Кроме того, этот метод имеет по ряду аспектов научную новизну. Лишь недавно зародилась и уже существует и развивается школа фрактального метода, а результаты ее деятельности настолько интересны и лю­бопытны, что можно ожидать развития данного метода в некую цельную научную систему, которая может открыть новые горизонты в области человековедения, самопо­знания.

Само понятие "фрактал", как и понятие "фракталь-ность", было очень удачно заимствовано в свое время Тан-зилей Полуяхтовой у математиков при формировании ос­нов своих тестовых систем. Фракталы в своей стройной красоте с предельной точностью помогали понять и осоз­нать естественные природные механизмы раскрытия сути человеческого бытия.

С помощью фрактального тождества, фрактального подобия, при переходе от малого к большому, от глубин­ного к внешнему раскрывается суть человеческой личнос­ти, суть ее возможностей, достоинств и недостатков, суть явления человека как такового.

История появления фрактального метода очень инте­ресна, хотя на первый взгляд ничем не примечательна. Однако в том, как этот метод появился, действительно, много любопытного.

Это произошло на одном из ранних семинаров, где


Танзиля Полуяхтова познакомилась с очень интересным человеком, талантливым ученым, физи^Ом-оптиком. В своих лекциях он с увлечением рассказывал 0 теории фракталь­ных множеств.

Метод фрактального рисунка после услышанных лек­ций появился не сразу. По всей вероятности, было необ­ходимо свести в некий симбиоз и то, что было услышано, и то, чего так не хватало в собственных исследованиях. Нужен был механизм, способный раскрыть особенности каждого слушателя, природу его возможностей.

В то время, да и сейчас постоянно возникает один очень важный вопрос: "как более toxjhq отразить физи­ческое и эмоциональное состояние человека? Как и в ка­кой форме визуализировать его личностные качества?" Неустанные поиски ответа на этот очень непростой вопрос и привели к появлению фрактального метода.

Принцип фрактальности чудесным образом давал воз­можность увидеть, как суть внешних признаков характера человека проявляется в бесконечно Малых индивидуаль­ных особенностях его как личности, и наоборот. Он явился информационным мостиком между сознанием и областью неосознанного. Благодаря этому (с помощью "ключа") скла­дывалась объемная картина — характеристика тестируе­мого человека.

Тема "Природа невостребованных возможностей, их востребование и применение в практ^ческой жизни" была основным предметом семинаров, которые проводились в тот период начиная с 1988 г. Слушателей интересовала воз­можность раскрытия природного потенциала в творчестве, в развитии качеств души и духа, в естественном стремле­нии к самореализации. Эта семинарская среда послужила благодатной почвой для апробации прИНЦипа фрактально­сти и создания фрактального метода.

Таким образом, данный метод подвился благодаря воз­можности познакомиться с сутью и Смыслом фракталов и фрактальности как таковой. Он пришел вместе с осознани­ем того, как проявляются тождества ^ природе, в среде, с особенностями математического порядка в контексте ес­тества природы, с тем, как они реализуются в жизни. По-


степенно сложилась интересная система, послужившая основой нового метода.

Метод фрактального рисунка, как он тогда называл­ся, родился как бы сам собой. Это произошло на очеред­ном семинаре в Подмосковье, который проводился на од­ной из бывших правительственных дач, ставших доступ­ными для всех желающих. Тогда семинары проходили в мощной динамике, с большим количеством слушателей, в непрерывной череде интереснейших встреч, ситуаций и событий. Слушатели, "узнавая себя", требовали все боль­ше и больше информации. Это привело к необходимости практического поиска простых и необычных приемов са­мопознания.

Особенно значимым был день 14 июля 1991 г. К этому времени уже сложилась технология фрактального рисун­ка как теста. Для его выполнения всем слушателям было предложено взять одинаковые листы ватмана (формат А4). Размер был выбран не случайно, он диктовался пропор­циями будущего рисунка. Чтобы исключить влияние со­знания на рисунок, в момент выполнения всем тестируе­мым было предложено закрыть глаза. И, не отрывая руки от листа, в течение 45—60 секунд водить шариковой руч­кой по листу, стараясь заполнить большую его часть. Этого времени было вполне достаточно для выполнения перво­го задания.

На занятии присутствовало сорок девять человек — взрослые и дети. Было очень интересно, какими будут ри­сунки у детей, что будет на рисунке у молодого человека, что у зрелых людей. Самому старшему слушателю семи­нара было 56 лет, самому молодому — 6 лет.

Процесс выполнения рисунка с закрытыми глазами походил на удивительное таинство. Было любопытно на­блюдать за тем, как все происходит. Наконец положенные 60 секунд окончились. Все открыли глаза, посмотрели на свои рисунки, и в зале раздался дружный хохот. С тех пор такая реакция тестируемых повторяется уже в тече­ние десяти лет. То, что было изображено у каждого на листе, действительно вызывало смех. У всех рисунки были


разные: у одних прямоугольные ячейки, у других треу­гольные, у кого-то линии плавные, а у кого-то углова­тые, иногда сплошные петли и круги. Правда, при бли­жайшем рассмотрении оказалось, что некоторые рисунки совпадают по каким-то определенным закономерностям и признакам.

Затем слушателям предложили раскрасить получен­ный рисунок. Чтобы исключить осознанное влияние на вы­бор цвета, договорились: карандаши и фломастеры брать только с закрытыми глазами.

Когда все рисунки были закончены, участники семи­нара увидели целую галерею состояний человека. Особен­ности авторов рисунков ярко проявлялись в характерных моментах пластики линий, геометрии ячеек и цветовой гам­ме. И тогда, на этом семинаре, впервые был применен пер­вый вариант "ключа" расшифровки полученных фракталь­ных рисунков. Забегая вперед, можно сказать, что "ключ" был очень точно разработан. Это подтвердили дальней­шие десять лет работы, поскольку за это время он прак­тически не претерпел серьезных изменений.

А в тот момент слушатели были удивлены и не могли понять, в чем заключается секрет столь точных, попадаю­щих в самую "десятку" характеристик.

Опыт работы с цветом, а именно с энергетическими функциями цвета, подтвержденный практическими нара­ботками в области цветовой диагностики по ауре челове­ка, обеспечил появление четких, конкретных формулиро­вок и создание самого "ключа". Более подробные характе­ристики линий и ячеек, их пропорций и размеров нараба­тывались вплоть до 1995 г. В этой деятельности существен­ным подспорьем был статистический материал, точнее его анализ, собранный на семинарах за эти годы в разных го­родах.

В начальном периоде исследовательской деятельнос­ти в работе с энергетическими функциями цвета исполь­зовалась довольно простая, но эффективная методика. Она позволяла с помощью обычной трипризмы (выполненной из оптического стекла, в виде равносторонней треуголь-


ной призмы с зеркальным отражателем) наблюдать цвет­ную радужку над контуром фигуры человека. Совершенно четко было видно (в преломлении граней трипризмы), что у каждого человека свое неповторимое сочетание цвето­вой гаммы. Тогда больше всего удивляло то, что в разном физическом и эмоциональном состоянии у одного и того же человека наблюдалось разное сочетание цветов. Это была настоящая аура (энергетическая оболочка), цветовая гамма которой содержала в себе интереснейшую инфор­мацию о человеке.

Со временем сложились определенные закономернос­ти и особенности цвета детей, взрослых мужчин и жен­щин, пожилых людей. У каждого из них был свой домини-, рующий цвет, который являлся ключевым критерием. По­этому основные цветовые характеристики, используемые в "ключе", были сформулированы в результате аналити­ческой работы с трипризмой.

Самым поразительным оказалось то, что те цвета, которые доминировали в цветовой гамме трипризмы, те же цвета доминировали и в рисунке. Каждый слушатель закрашивал ячейки преимущественно тем цветом, кото­рый преобладал в цветовой гамме ауры, отраженной в трипризме.

При этом всегда проявлялись две закономерности. Пер­вая — полное отсутствие какого-либо конкретного цвета, и вторая — преобладание какого-либо цвета. Отсутствие или дефицит цвета говорит о том, что у человека не хва­тает либо имеется перебор определенного энергетическо­го качества. Преобладание цвета свидетельствует о при­сутствии ярко выраженного конкретного качества, харак­теризующегося этим цветом. Затем выявилась еще одна особенность.

Доминирующий цвет, проявленный в рисунке, гово­рил о физиологической проблеме организма, отраженной в неосознанном желании восполнить таким образом недо­статок этого цвета, т. е. в рисунке он доминирует именно тогда, когда данный цвет в дефиците. В таких случаях, с целью коррекции, предлагалось человеку ввести этот цвет 24


в последующие рисунки. Если человек принимал рекомен­дации и рисовал в соответствии с ними, то коррекция, т. е. положительные изменения, была заметна уже на треть­ем — четвертом рисунке.

Прошло уже более десяти лет постоянного примене­ния фрактального метода, но его основа остается неиз­менной. Огромное количество собранного и проанализиро­ванного материала говорит о правильности всех основных формулировок фрактальной технологии. Что любопытно, каждый раз, когда задается вопрос человеку, который толь­ко что закрасил тестовый рисунок: "Почему у тебя этот цвет преобладает?" — от каждого автора получаешь один и тот же ответ, что именно карандаш этого цвета попа­дался ему в руку. Отсюда следовал вывод, что преоблада­ние или отсутствие конкретного цвета в процессе закра­шивания рисунка сознанием не контролируется.

Так или иначе, но каждый человек отдавал неосознан­ное предпочтение конкретному цвету или его спектру. Было понятно одно: механизм выбора цвета диктуется некими глубинными процессами в системе жизнедеятельности орга­низма. Именно этим механизмом и определяется на кле­точном и молекулярном уровне дефицит элементов в про­цессе обмена веществ в организме. В конечном итоге где-то в глубинах подсознания возникает импульс, и рука вы­бирает карандаш именно того цвета, который необходим организму человека в данный момент, а весь рисунок со­здает полную картину цветовой характеристики состоя­ния личности.

В случае когда мы предпринимаем попытку с помо­щью цвета определить картину основных особенностей че­ловека, его состояние, его проблемы либо решаем задачи коррекции выявленных трудностей, каждый раз мы обра­щаемся к волновой природе конкретного цвета, его энер­гетическим параметрам и функциям. Для сравнения при­ведем такой простой, всем понятный пример: когда речь идет о химических элементах, из сонма которых соткан человеческий организм, мы подразумеваем весь спектр элементов таблицы Менделеева. Здесь не отдается пред-



почтение какому-либо химическому элементу в чистом виде, в природе это не реально. Точно так же во фрак­тальном методе не реально отдавать предпочтение како­му-либо отдельному цвету в чистом виде. Мы лишь выде­ляем цветовые доминанты и ставим акценты на опреде­ленном сочетании цветов и оттенков из совокупности цве­товой гаммы, отражающей в полной мере все, что свой­ственно человеку.

Особенности процессов в биосистеме человека, имею­щих волновую природу, обеспечивают оптимальную воз­можность решения задач диагностики и коррекции посред­ством фрактального метода.


Когда б Создатель время указал Путей пересеченья судьбоносных,

О, сколько б дней и месяцев несносных Заранее судьбе он передал!

Не лучше ли добром добро творить? И тем судьбы несносность предвратить?

Свершенное тобой добро — твое добро...

Фрактальность — что это?

Название "фрактальный метод" было выбрано не слу­чайно. Понятие фрактала и фрактальности появилось со­всем недавно, в 70-х годах. Связано это, как ни странно, с развитием компьютерной техники и возможностями, кото­рые открылись перед исследователями. Термин "фрактал" впервые ввел в употребление математик Бенуа Б. Ман-дельброт. В статье "Фракталы и возрождение теории ите­рации" он пишет: " В 1975 г. я придумал термин фрактал, чтобы дать название моей первой работе в этой области. Однако я не стал приводить математическое определе­ние, чувствуя, что это понятие, как и хорошее вино, тре­бует выдержки, прежде чем оно будет "разлито по бу­тылкам". Все фигуры, которые я исследовал и называл фракталами, в моем представлении обладали свойством быть нерегулярными, но самоподобными. Слово "подоб­ный" не всегда имеет классический смысл "линейно уве­личенный или уменьшенный", но всегда находится в со­гласии с удобным и широким толкованием слова "похо­жий" [9, с. 137].

Действительно, фракталы окружают нас повсюду. Они в очертаниях гор, извилистой линии морского прибоя. Одни из них постоянны и незыблемы, другие меняются подобно движущимся облакам или пламени свечи. Евгения Солодо-


ва в статье "Реальность фрактала" пишет: "Внимательно вглядитесь в кроны голых деревьев — они представляют собой типичные фрактальные структуры, повторяющие­ся в каждой веточке, каждом ветвлении дерева. Кстати, именно ветвление является характерным свойством фрак­талов. Именно процесс ветвления во многом объясняет смысл другого, очень интересующего сегодня математиков и физиков понятия — "хаос". Что мы обычно понимаем под хаосом? Это неконтролируемость, невозможность предсказания поведения того или иного объекта на дли­тельное время. И дело здесь именно в развилке на пути, в которой система может выбрать ту или иную ветвь. И в каждый отдельный момент причинная связь сохраняется, но после нескольких ветвлений она уже неявна".

Есть еще один аспект, который постоянно вдохновля­ет исследователей — это ошеломляющая красота фракта­лов. "Наше ощущение прекрасного, — пишет далее Евге­ния Солодова, — возникает под влиянием гармонии по­рядка и беспорядка в природных объектах: тучах, деревь­ях, горных грядах. И именно роскошь некоторой нерегу­лярности, беспорядка и непредсказуемости теряется в тех­нических объектах по сравнению с природными. Во фрак­талах эта роскошь присутствует. Фракталы являются сим­волом нового этапа развития естествознания, этапа слия­ния науки и искусства, этих двух дополняющих друг друга способов познания природы, аналитического и интуитив­ного. В конце второго тысячелетия холодный рационализм науки и технологии широко распространился и трансфор­мировал мир до такой степени, что существование само­го человека оказалось под угрозой. В конце концов многие крупные мыслители осознали неадекватность укоренивше­гося способа мышления. Кредо "фундаменталистов" уже утратило свою исключительную привлекательность. Теперь уже недостаточно открыть основные законы и понять, как работает мир в "принципе". Все более и более важным становится выяснение того, каким способом эти принципы проявляют себя в реальности... 30


Открытие фрактальности Вселенной распутывает ги­гантский клубок труднейших проблем во всех областях естествознания. Та "прореха" в картине мира, где не хва­тало фракталов, заполняется".

Одним из кирпичиков, которые помогают выстроить гармоничную картину окружающего нас мира, является метод, о котором идет речь в нашем повествовании. И, наверное, становится уже более понятным, почему мы назвали его фрактальным. Принцип подобия, или похоже­сти, применяется изначально, когда человек рисует свой первый рисунок. В данный момент мы, не осознавая, в этом на первый взгляд неприглядном рисунке передаем свое внутреннее состояние. Мы рисуем сами себя, свой внут­ренний мир вместе со всеми переживаниями, проблема­ми, болячками, горестями и радостями. Этот рисунок со­держит исчерпывающую информацию о нас самих. Он как две капли воды "похож" на нас.

Существует достаточно стройная теория, которая ут­верждает, что мир, нас окружающий, представляет со­бой некую фрактальную структуру. В этой структуре лю­бая информация закономерно повторяется на различных масштабных уровнях. Так, по утверждению этой теории, атом содержит исчерпывающую информацию о строении Вселенной, и наоборот. Поэтому, изучая атом и его со­ставляющие, постигая тайны микромира, мы тем самым раскрываем тайны строения нашей Вселенной. Мы не ста­вим себе целью защиту той или иной точки зрения, одна­ко аналогия с микро- и макромиром прослеживается при описании принципа действия фрактального метода. В на­шем случае макромир — это человек, а микромир — это рисунок.

Мы являемся неотъемлемой частью в цепочке: Все­ленная - Земля - Человек. Формируя среду обитания, взаимодействуя с окружающим миром, человек меняет, перестраивает его и в микро-, и в макроформах. Также и окружающий мир заметно меняет нашу жизнь. С позиции фрактальной логики вполне понятно, что не только Все­ленная влияет на землян, но и земляне активно влияют



на Вселенную. Из этого следует, что в целом деятель­ность человека имеет двуединую природу. Первая и основ­ная функция сводится к тому, чтобы привести в соответ­ствие свое состояние с состоянием окружающего мира. Вторая, которая завуалирована и скрыта за нашими бо­лее тонкими переживаниями, раскрывает наше желание познать некий высший смысл происходящего, понять глу­бинные причины событий и явлений. Если в человеке пре­обладает первая функция, мы видим ярко выраженного материалиста, если преобладает вторая, то человек про­являет более тонкие духовные черты характера и фило­софский склад ума. Однако крайние варианты этих прояв­лений и приводят к тому, что одни люди занимаются сугубо материальной стороной нашей жизни, другие толь­ко духовной. Одностороннее мировосприятие характерно для современного человека, что является серьезной проб­лемой. Однако механизмы познания окружающего мира и адаптации к нему есть в каждом из нас, они изначально заложены в самой природе человека. Хотим мы этого или не хотим, но все процессы, сопровождающие наше бы­тие, подчиняются законам и константам макромира. На уровне своего социума человек пытается создать свои субъективные законы и по ним жить, но они, как прави­ло, входят в противоречие с объективной реальностью и отражают лишь стремление человека приспособиться к меняющейся среде обитания. Чтобы достичь гармоничного восприятия и взаимодействия с окружающим миром, не­обходимы методы и технологии, позволяющие человеку выработать механизм взаимодействия этих двух начал.


-- IS54


Белее белого не будешь, Чернее черного не станешь,

Что существует, не забудешь, Чего уж нет, в том не обманешь.

A что в грядущем — ты узнаешь, Лишь если будешь дальше жить.

И сколь прогнозов не питаешь, Что будет, так тому и быть.

Т. 3. Полуяхтова

Несколько слов о нас с Вами и немного истории

Давайте немного поговорим о нас с Вами. Кто мы та­кие, или макромир человека — что это? Как овладеть своими эмоциями и прикоснуться к миру тонких энергий? В чем суть происходящих событий? Каким образом рас­познать заложенный природой талант, а затем развивать его? Как оптимально использовать заложенный потенци­ал, как сделать осязаемым то, что скрыто под гущей со­бытий, налипших обстоятельств и постоянных сомнений? Много, очень много вопросов рано или поздно встают прак­тически перед каждым человеком. Они далеко не новы, но тем не менее каждый из нас рано или поздно вынужден искать ответы на них и решать извечную проблему: "Быть или не быть".

Наша с Вами действительность усложняется еще и тем, что уровень и число катастроф растет, мир "трясет" с каждым днем все больше. Темп нашей жизни постоянно ускоряется. Огромное количество людей уже не в состоя­нии выдерживать такую гонку, которая зачастую ведется без всяких правил. В разных точках земного шара и раз­ными людьми предсказываются события негативного свой­ства, которые должны коренным образом повлиять на судь­бу всего человечества. Кроме того, Земля вступает в эпо­ху Водолея, в новую эру.

з* 35


Сейчас самым важным становится то, что мы должны попытаться коренным образом пересмотреть свое отноше­ние к миру, который нас окружает, и постараться уви­деть этот мир не глазами человека потребляющего, а гла­зами человека дающего. По нашему мнению, этот процесс неразрывно связан с процессом трансформации личности человека, который включает в себя конгломерат нарабо­танных качеств человека во всех сферах его деятельнос­ти: духовной, умственной и физической. Только встав на путь гармонизации своего внутреннего мира и обменива­ясь полученным опытом с теми, кто тебя окружает, мож­но ощутить в полной мере радость самореализации и на­сыщения собственной жизни глубоким смыслом бытия.

Вероятно, пониманием этих простых и древних истин можно объяснить тот факт, что в настоящее время на­блюдается просто повальный интерес к нетрадиционным методам обучения, оздоровления и взаимодействия с ок­ружающей средой. Уникальные открытия в области пси­хологии, биоэнергетики, валеологии и эниологии помога­ют ищущему человеку сориентироваться во всем многооб­разии мира, выбрать именно свой путь, понять причину происходящих явлений.

В процессе познания окружающего нас мира сознание человека, а вслед за ним и общество прочно разделили все, с чем связано наше бытие, на мир материальный и мир мистический. Мир материальный — это то, что нас окружает. Это мир, в котором мы живем. Мы не можем жить без понимания этого мира и осознания своего места в нем. Мы вынуждены решать вопросы повседневной жиз­ни, развивать науку и технику, создавать необходимую материально-техническую базу. Все остальное, что невоз­можно объяснить с материальной точки зрения, раньше относили к мистике или в лучшем случае просто не обра­щали на происходящие явления внимания, живя по прин­ципу: этого не может быть, потому что не может быть никогда.

До недавнего времени никаких точек соприкоснове­ния между этими двумя мирами не было. Они были антаго-


нистичны и полярны друг другу. Но получилось так, что именно развитие науки и техники подтолкнуло человека к необходимости каким-то образом объяснить явления, которые с точки зрения мира материального противоре­чили законам логики. Примеров этих явлений великое мно­жество, но мы ограничимся только несколькими общеиз­вестными примерами, которые в свое время буквально опрокинули все старые догмы и понятия и явились как бы эпохальными вехами в процессе познания окружающего

нас мира.

Совершенно естественно, что мы вспомним классичес­кую механику Исаака Ньютона. Было время, когда она счи­талась незыблемой, но затем оказалось, что она работает только для тел, состоящих из большого числа молекул и двигающихся значительно ниже скорости света. Если не выполнено первое условие, в действие вступает кванто­вая теория, а если не выполнено второе — теория отно­сительности Альберта Эйнштейна.

К человеку на объективном или, точнее, научном уров­не пришло осознание того, что сил и средств для описа­ния окружающего мира у него мало. Что он не может в полной мере постичь законы мироздания и поэтому вы­нужден использовать некие модели для объяснения и под­тверждения той или иной своей теории. А так как по своей сути любая модель предполагает наличие неких гранич­ных условий, необходимых для действия этой модели, зна­чит, и человек сознательно для самого себя воздвигает некие границы, внутри которых пытается строить свое существование. Осознание субъективности своего существо­вания для человека играет решающую роль. Несомненно, что мир, нас окружающий, материален, точно так же как и мы, его населяющие. Но также несомненно и то, что наши переживания и ощущения субъективны, как субъек­тивны сегодня те законы, по которым мы пытаемся жить. Мы постоянно наталкиваемся на парадоксы, которые становятся неотъемлемой частью нашего бытия. В каче­стве примера можно привести парадокс двойственной при­роды электромагнитного излучения. С одной стороны, из-



лучение состоит из волн, так как порождает известное явление интерференции, но с другой, также известно, что то же излучение состоит из отдельных частиц. Так, ультрафиолетовый свет способен выбивать из поверхнос­тного слоя некоторых материалов электроны и, следова­тельно, должен состоять из движущихся частиц.

Великий физик Вернер Гейзенберг о квантовой тео­рии пишет следующее: "Сложнее всего говорить обычным языком о квантовой теории. Непонятно, какие слова нуж­но употреблять вместо соответствующих математических символов. Ясно только одно: понятия обычного языка не подходят для описания строения атома" [6, с. 40].

Один из сокрушительных ударов по ньютоновской ме­ханике был нанесен Майклом Фарадеем, когда он поднес к медной катушке магнит и тем самым вызвал в ней элект­рический ток, преобразив механическую работу в элект­рическую энергию. В итоге была разработана теория элек­тромагнетизма, и в нашем словаре появилось понятие поля. А в результате появились такие науки, как квантовая фи­зика, ядерная физика, микроэлектроника, кибернетика и др.

Примеров парадоксальности нашего бытия можно при­водить много, но мы остановимся на этих. Главное, что они показывают, как по мере своего развития человек вынужден искать объяснения каждому новому явлению, как до некоторого времени человек пытался окружающий мир приспособить к себе, к своим ощущениям. При этом нисколько не задумываясь над тем, что он такая же со­ставляющая этого мира и не его надо приспосабливать к себе, а постараться жить с Миром в мире.


Когда утихнет дневная суета,

Лучом последним вспыхнув на прощанье,

Зажгу свечу и сяду у окна,

Тебя, родная, вспоминая.

Куда бы не позвал меня мой одинокий путь, Звезда с небес, надежду возлагая, Зажжет свечу, подарит мне мечту, Тебя, родная, вспоминая.

И пусть бураны снежные метут, Дожди дорогу к дому размывают, Я все равно к тебе пути найду, Тебя, родная, вспоминая.

Усталым возвращусь домой, Ты выйдешь на порог, меня встречая. Я расскажу тебе, как средь дорог, Меня вела свеча твоя, родная.

6 декабря 1996 г. И. Малогриценко

Рациональное и интуитивное — две стороны одной медали

Выполнить задачу, сформулированную в конце пре­дыдущей главы, поможет приятие существования мисти­ческого мира, или мира иллюзий, как говорят на Востоке, как объективной реальности. Мистический мир, в отличие от материального, никогда не разделяет события на со­ставляющие, а, наоборот, рассматривает все события как неделимые части некоего Всеобъемлющего целого. Вос­точные мистики утверждают, что существует так называ­емое абсолютное знание. Это состояние человека, когда он готов к неинтеллектуальному восприятию реальности. Оно возможно только в состоянии медитативном, или ми­стическом.

Фритьоф Капра, автор великолепной книги "Дао фи­зики", пишет: "На протяжении истории человечества нео-



днократно признавалось, что человеческий ум располага­ет двумя способами познания, двумя типами сознания, ко­торые часто обозначались как рациональный и интуитив­ный и традиционно ассоциировались с наукой и религией. На Западе интуитивный, религиозный тип познания не­редко считался менее ценным, чем рациональный, науч­ный тип познания, в то время как на Востоке было рас­пространено противоположное мнение. Следующие заяв­ления двух великих мыслителей Запада и Востока по по­воду познания выражают два типичных подхода. В Греции Сократ произнес: "Я знаю, что я ничего не знаю". В Китае прозвучали слова Лао-Цзы: "Лучшее знание — это незна­ние о том, что ты что-то знаешь" [6, с. 22].

"Рациональное знание мы приобретаем в процессе повседневного взаимодействия с различными предметами и явлениями нашего окружения. Оно относится к области интеллекта, функции которого — различать, разделять, сравнивать, измерять и распределять по категориям. Так возникает мир интеллектуальных разграничений, мир про­тивоположностей, не существующих друг без друга, по­этому буддисты называют этот тип "относительным" [6, с. 23].

"Восточные мистики стремятся к непосредственному восприятию действительности, превосходящему как раци­ональное, так и чувственное познание. Обратимся за под­тверждением к Упанишадам:

Что беззвучно, неучтожимо, не имеет формы,

к чему прикоснуться.

Что не имеет ни вкуса, ни запаха,

что неизменно.

Без начала, без конца, выше, чем великое,

устойчивое —

Постигнув Это, освободишься из пасти смерти.

"Катха Упанишада"

Буддисты называют такое знание абсолютным, посколь­ку оно не опирается на разграничения, абстракции и класси-42


фикации интеллекта, которые, как мы видели, всегда ус­ловны и приблизительны. Оно является, как учат нас буд­дисты, непосредственным восприятием недифференциро­ванной, неделимой и неопределимой "таковости". Абсолют­ное постижение этой таковости не только лежит в основе восточного мистицизма, но также является основной ха­рактеристикой всех мистических переживаний.

"Восточные мистики постоянно настаивают на том фак­те, что высшая реальность не может быть объектом реф­лексии или передаваемого знания. Она не может быть адек­ватно описана словами, поскольку лежит вне области чувств и интеллекта, из которой происходят наши слова и понятия. Упанишады говорят об этом так:

Туда не проникает ни взгляд, Ни речь, ни ум. Мы не знаем, мы не понимаем. Так как же можно обучить этому?

"Кена Упанишада"

Лао-Цзы, называющий эту реальность Дао, утверж­дает то же самое в первой строке "Дао-де цзин": "Дао, которое может быть выражено, не есть вечное Дао". Этот факт, очевидно явствующий при любом прочтении газе­ты, заключается в том, что человечество не стало муд­рее за прошедшие две тысячи лет, несмотря на гигантс­кий рост рационального знания. Он служит достаточным свидетельством невозможности передачи абсолютного зна­ния словами. Как сказал Чжуан-цзы: "Если бы об этом мож­но было говорить, каждый рассказал бы об этом своему

брату".

Таким образом, абсолютное знание — полностью не­интеллектуальное восприятие реальности, опыт, возни­кающий в необычном состоянии сознания, которое можно назвать медитативным. Существование такого состояния было проверено не только многочисленными исследова­ниями на Западе и Востоке, но и при помощи психологи-



ческих исследований. По словам Вильямса Джемса, "наше обычное сознание — рациональное сознание, как мы его называем, — всего лишь один из особых типов сознания, в то время как вокруг него, отделенные тончайшими грани­цами, располагаются абсолютно непохожие на него по­тенциальные формы сознания" [6, с. 24].


Не бойся бездны пустоты И не страшись Небытия. Оно — есть истинное ты, А бытие — лишь часть твоя.

Лишь отражение зеркал, Оно — химера из химер, Оно — тире меж двух Начал -Пустой твой мир и твой барьер.

Он есть лишь Мысль, он — лишь Игра. Весь этот мир, он лишь — Фантом!... Где нет ни "завтра" ни "вчера" -Твой Истинный и Вечный Дом!

Февраль — апрель 1997 г. А. Кузьменко

Разум.... Раз — ум... Сознание...

Осознание... и теория уплотнения духа

Разумная воля воздвигает мосты. В час Покаяния даже самая страшная бездна может быть озарена светлой мыслью. Как огненная комета, врываясь в бездну мрака, испепеляет все на своем пути, так озаренная пламенная сила Духа разгонит всех чудовищ мрака...

"Сборник "Капли дождя" (г. Владивосток, 1997 г.)

Все, о чем мы говорили, показывает, что человек об­ладает не только осязанием, обонянием, слухом, зрением и вкусовыми рецепторами. Есть еще что-то, что позволя­ет ему с той или иной степенью адекватности восприни­мать объективную реальность окружающего нас мира. Это что-то нельзя пощупать руками, взвесить или погладить, но это что-то можно принять как данность и попробовать


развить в себе, тем самым раскрыв некие, до сего време­ни не использованные резервы.

Чтобы хотя бы встать на этот путь, надо понять, ка­кое огромное влияние на существование человека оказы­вает его собственный разум. Направленный путь разви­тия, который он проходит, наделяет мир спокойствием и рассудительностью. Приведем мнение одного из учителей общества сознания Кришны, который в статье "Загадки сознания" пишет: "Функции человеческого разума не сво­дятся к переработке информации. Основу нашего опыта составляет сознание, но никто до сих пор не смог опи­сать его количественно, как описывают химические реак­ции, силу тяжести или другие физические явления. В то же время невозможность количественного описания созна­ния ни в коей мере не ставит под сомнение сам факт его существования — о существовании сознания каждый зна­ет на собственном опыте".

Правда, существует так называемый механистический подход, при помощи которого ряд исследователей пыта­ются "все явления этого мира объяснить на основании срав­нительно простых законов физики. Опираясь на эту меха­нистическую предпосылку, ученые приступают к изуче­нию мозга, рассчитывая в конечном счете понять меха­низм его деятельности, научиться управлять им и воспро­извести все его функции, включая то, что мы называем сознанием... "

"Однако, — пишет далее автор статьи "Загадки со­знания", — существует множество доказательств того, что сознание принципиально отличается от связанного с ним поведения. Например, человек случайно ударит по паль­цу молотком. Это вызовет определенный, стандартный на­бор поведенческих реакций: человек закричит, затрясет рукой, на его лице появится гримаса и т. д. Исследуя ре­акцию организма, мы обнаружим изменение химического состава крови, характерные электрохимические импуль­сы в мозгу и пр. Хотя эти регистрируемые изменения яв­ляются частью события, они отличны от ощущения боли как такового. Каждый из нас на собственном опыте знает,


что такое боль, но, несмотря на это, она не поддается физическому описанию" [5, с. 18].

Чтобы понять, как наш мозг реагирует на внешние воздействия, рассмотрим в качестве примера интересный механизм, при помощи которого реализуется одна из очень важных функций нашего мозга — активирующая функ­ция.

О ней говорят мало, она сложно поддается изучению. Однако эта функция имеет самое непосредственное отно­шение к нашему изложению. Итак. Что такое активирую­щая функция нашего мозга? Это функция поддержания устойчивого тонусного состояния. Когда мы спим или бодр­ствуем, работаем или отдыхаем, все это время работает наша активирующая система, регулирующая и поддержи­вающая в нужном положении и состоянии все наши мыш­цы, органы и системы организма. Сама активирующая сис­тема состоит из неких контуров, по которым передаются энергетические импульсы. Механизм этот довольно-таки прост. Где-то возникает импульс, допустим от внешнего раздражителя. Например, Вас укололи булавкой. Этот им­пульс по нервным окончаниям попадает в мозг и оттуда возвращается к исходной точке, замыкая круг и образуя при этом так называемую цепочку реверберации. В таких цепочках реверберации импульс может сохраняться дос­таточно долго.

Исследования, проводимые Г. А. Шабановым, показы­вают, что иногда от простейшей точечной активации у не­которых людей импульс в цепочке реверберации наблю­дается от трех до пяти дней. Возникает вопрос: "За счет чего?" За счет энергии от биохимических реакций самого организма и за счет энергии, поступающей извне. Об этой самой энергии и ее воздействии на организм человека мы поговорим немного дальше, а сейчас для нас важно то, что из вот таких цепочек реверберации состоит вся акти­вирующая система нашего мозга.

Главная функция активирующей системы — аккуму­лирование и хранение получаемой энергии. Причем хра­нение — самая важная функция, потому что, когда мы

IS54 49


спим, все равно весь наш организм находится в тонусе, сердце бьется, энергия поступает туда, где она требует­ся. Оказывается, что у нас в мозгу есть энергетический аккумулятор, который действительно является основой жизни, и если там "колебательная температура" энерге­тики в цепочках реверберации падает, мы начинаем ощу­щать слабость, вялость, а если она опускается ниже оп­ределенного предела, в этом случае мы можем просто умереть.

В нейрофизиологии есть представление о когерент­ном, или одночастотном, элементе, который является це­почкой реверберации и представляет собой замкнутую коль­цевую структуру, в которую входят рецепторы, мышцы, связки, связь с центром. Каждая цепочка реверберации настроена на одну конкретную частоту. Например, 0,5 Гц. Все эти цепочки реверберации в общем случае представ­ляют собой колебательные контуры с частотами, лежа­щими в диапазоне от долей до десятков герц. У нас есть очень длинные контуры. Представьте себе контур, кото­рый тянется от пятки к голове и обратно. Этих когерент­ных элементов очень много, причем может быть много ко­герентных элементов, настроенных на какую-нибудь одну частоту.

Проводя спектральный анализ нашего мозга, можно видеть разную мощность на разных спектральных гармо­никах, что характеризует количество когерентных эле­ментов, настроенных на одну частоту.

При гистологическом исследовании коры или любого подкоркового ядра нашего мозга можно также выделить эти же цепочки. Кроме того, при спектральном анализе коры головного мозга видно, что одни гармоники подавля­ются, а другие имеют пик своей мощности. Исследования показывают, что если применить какой-нибудь внешний пульсатор в качестве раздражителя (это может быт


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: