Предисловие........................................................................................ •.... 5
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ
1. Проблемы развития и типологии детей с нарушениями слуха.... 7
Р. М. Боскис
2. Некоторые теоретические вопросы психического развития глухих
детей.................................................................................................................... 13
И. М. Соловьев
1. Среда и условия развития нормального и аномального ребенка.. 13
2. Координация органов чувств................................................................. 14
3. Компенсация и «сверхкомпенсация» дефекта...................................... 18
4. Личность глухого ребенка и ее развитие......................................................... 21
5. Развитие глухого ребенка............................................................................. 23
3. Патофизиология глухоты и тугоухости........................................................... 24
И. Я. Темкина
4. Методы психологического изучения глухих детей........ 31
Т. В. Розанова, Н..В. Яшкова
ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ
5. Восприятие окружающей действительности. Роль слуха в этом про:
цессе...........................................,.........................................; 36
|
|
И. М. Соловьев
6. Зрительное восприятие........................................................................................ 38
Т. В. Розанова
1. Общие вопросы............................................................................................ 38
2. Скорость зрительного восприятия у глухих и слышащих детей.. 39
3. Процессы анализа и синтеза при зрительном восприятии предметов 42
4. Зрительное восприятие формы предметов......... 45
5. Восприятие величины предмета в зависимости от удаленности.. 48
6. Восприятие изображений............................................................................... 49
, Т. В. Розанова, Н. В. Яшкова
7. Развитие зрительного восприятия......................................................... 53
7. Кожная чувствительность......................................................................... 56
Л. И. Переслени, Т. В. Розанова
1. Вибрационные ощущения и восприятия. Их познавательное зна
чение........................................................,............................... i 1 57
2. Измерение вибрационных ощущений. Их пороги в сравнении с
порогами слуховых ощущений............................................................ 58
3. Развитие тактильно-вибрационной чувствительности у глухих
детей.....................................................................................................:. 60
4. Восприятие глухими музыки посредством вибрационной чувстви
тельности.............................,............................................................... 65
5. Значение тактильной и температурной чувствительности в жиз
ни глухих.............................................,........................................ т 67
8. Статические ощущения, пути компенсации при их нарушениях у глу
хих......................................................................::... 67
,' Т. В. Розанова •
1. Характеристика статических ощущений..................................................... 67
2. Особенности сохранения равновесия и ориентировки в пространст
ве у глухих, имеющих поражение вестибулярного аппарата... 69
|
|
9. Кинестетические ощущения и восприятия............................................... 74
Т. В. Розанова
10. Осязательное восприятие............................................................................... 78
A. П. Розова
11. Вкус и обоняние............................................................................: 83
B. И. Лубовский
ПАМЯТЬ
12. Образная память..................................................................................: 87
Т. В. Розанова
1. Экспериментальные факты и их интерпретация разными авторами 87
2. Непреднамеренное запоминание зрительно воспринятых
объектов..................................................................................................: 92
3. Преднамеренное запоминание зрительно воспринятого материала 96
4. Особенности отсроченного воспроизведения у глухих детей...102
5. Особенности образной памяти глухих детей и задачи развития их
образной памяти.......................................................................................... 105
13. Словесная память.......................................................................................: 107