О восприятии музыки с помощью вибрационной чувствительности можно говорить в значительной мере только условно. Гораздо более ограниченные возможности вибрационной чувствительности по сравнению с чувствительностью слуховой в отношении анализа и синтеза звуковых воздействий не позволяют воспринимать музыку в единстве всех ее выразительных и изобразительных средств, таких, как мелодия, гармония, полифония, тембр и многие другие. Посредством вибрационной чувствительности может быть воспринят темп музыки, ее ритм, размер тактов, чередование звуков по их силе и длительности; кроме того, в некоторых случаях удается различать диссонансы и консонансы.
Однако даже и эти ограниченные возможности вибрационной чувствительности позволяют познакомить глухих с музыкой. Глухие могут «слушать» музыку разными способами: прикладывая руки к поверхности музыкального инструмента и воспринимая
его колебания; находясь на небольшом расстоянии от звучащего инструмента и воспринимая ногами колебания пола и всем телом, грудью или спиной колебания воздуха, вызванные игрой на музыкальном инструменте. Кроме того, они могут воспринимать музыку, передаваемую по радио, прикасаясь пальцами руки к поверхности радиоприбора или к пластинкам специального вибратора.
|
|
По рассказам некоторых глухих, восприятие ногами колебаний пола, вызванных звучащими музыкальными инструментами, дает менее точное представление о музыке, чем восприятие воздушных колебаний грудью или спиной (Д. Катц [D. Katz], 1925). Восприятию воздушных колебаний способствуют резонирующие предметы, «находящиеся в непосредственной близости от глухого.
По воспринимаемым вибрациям глухие могут научиться узнавать некоторые простые музыкальные произведения, различая их по характеру ритма, чередованию сильных и слабых (тихих и громких) звуков, скорости смены одного звука другим. Как показали специальные исследования, глухие дети обучаются довольно тонкому дифференцированию ритма. Они начинают различать по вибрациям музыкальные пьесы с размером тактов в 2/4, 3/4,4/4,6/8 (данные З.Е.Пуниной, 1935; М.Кетчем [М. Ket cham], 1931). Восприятие музыки посредством вибрационной чувствительности может доставлять глухим настоящее удовольствие. Известны случаи, когда полностью глухие ходили на концерты, где, по их словам, они наслаждались музыкой (описано Д. Катцем).
Важным условием для того, чтобы глухой мог распознать музыку по вибрациям, является покой его тела во время восприятия—иначе говоря, сохранение определенной позы. При выполнении движений под музыку глухие дети почти не способны воспринимать ее ритм и темп посредством вибрационной чувствительности. При ходьбе, прыжках и различных движениях, связанных с перемещением, ноги ребенка не могут служить ему полноценным средством восприятия вибраций, так как они постоянно отрываются от пола; кроме того, вибрации пола, вызванные музыкой, перекрываются более сильными вибрациями от стука ног по полу. В этих условиях восприятие вибраций воздуха также крайне затруднено, так как находящийся в движении ребенок поворачивается к источнику вибраций то грудью, то боком, то спиной, так что вибрации воздействуют попеременно на разные участки его тела. Чередующиеся напряжения и расслабления мышц при движении ребенка также затрудняют восприятие вибрационных воздействий.
|
|
Значение развития вибрационного восприятия музыки у глухих детей не ограничивается приобщением их к музыкальной культуре. Оно оказывает детям большую помощь при обучении устной речи. Усвоение музыкальных пьес с ясно выраженным
ритмическим рисунком и темпом способствует формированию у детей умения различать эти признаки в речевых воздействиях. Вырабатывающееся у детей чувство ритма помогает также совершенствованию всей их моторики.