Восприятие глухими музыки посредством вибрационной чувствительности

О восприятии музыки с помощью вибрационной чувствитель­ности можно говорить в значительной мере только условно. Го­раздо более ограниченные возможности вибрационной чувстви­тельности по сравнению с чувствительностью слуховой в отноше­нии анализа и синтеза звуковых воздействий не позволяют воспринимать музыку в единстве всех ее выразительных и изо­бразительных средств, таких, как мелодия, гармония, полифония, тембр и многие другие. Посредством вибрационной чувствитель­ности может быть воспринят темп музыки, ее ритм, размер так­тов, чередование звуков по их силе и длительности; кроме того, в некоторых случаях удается различать диссонансы и консо­нансы.

Однако даже и эти ограниченные возможности вибрационной чувствительности позволяют познакомить глухих с музыкой. Глу­хие могут «слушать» музыку разными способами: прикладывая руки к поверхности музыкального инструмента и воспринимая


его колебания; находясь на небольшом расстоянии от звучащего инструмента и воспринимая ногами колебания пола и всем телом, грудью или спиной колебания воздуха, вызванные игрой на му­зыкальном инструменте. Кроме того, они могут воспринимать музыку, передаваемую по радио, прикасаясь пальцами руки к по­верхности радиоприбора или к пластинкам специального вибра­тора.

По рассказам некоторых глухих, восприятие ногами коле­баний пола, вызванных звучащими музыкальными инструмен­тами, дает менее точное представление о музыке, чем восприятие воздушных колебаний грудью или спиной (Д. Катц [D. Katz], 1925). Восприятию воздушных колебаний способствуют резони­рующие предметы, «находящиеся в непосредственной близости от глухого.

По воспринимаемым вибрациям глухие могут научиться узнавать некоторые простые музыкальные произведения, разли­чая их по характеру ритма, чередованию сильных и слабых (ти­хих и громких) звуков, скорости смены одного звука другим. Как показали специальные исследования, глухие дети обучаются до­вольно тонкому дифференцированию ритма. Они начинают раз­личать по вибрациям музыкальные пьесы с размером тактов в 2/4, 3/4,4/4,6/8 (данные З.Е.Пуниной, 1935; М.Кетчем [М. Ket cham], 1931). Восприятие музыки посредством вибрационной чув­ствительности может доставлять глухим настоящее удовольствие. Известны случаи, когда полностью глухие ходили на концерты, где, по их словам, они наслаждались музыкой (описано Д. Катцем).

Важным условием для того, чтобы глухой мог распознать музыку по вибрациям, является покой его тела во время вос­приятия—иначе говоря, сохранение определенной позы. При вы­полнении движений под музыку глухие дети почти не способны воспринимать ее ритм и темп посредством вибрационной чувст­вительности. При ходьбе, прыжках и различных движениях, свя­занных с перемещением, ноги ребенка не могут служить ему полноценным средством восприятия вибраций, так как они по­стоянно отрываются от пола; кроме того, вибрации пола, вызван­ные музыкой, перекрываются более сильными вибрациями от стука ног по полу. В этих условиях восприятие вибраций воздуха также крайне затруднено, так как находящийся в движении ребенок поворачивается к источнику вибраций то грудью, то боком, то спиной, так что вибрации воздействуют попеременно на разные участки его тела. Чередующиеся напряжения и рас­слабления мышц при движении ребенка также затрудняют вос­приятие вибрационных воздействий.

Значение развития вибрационного восприятия музыки у глу­хих детей не ограничивается приобщением их к музыкальной культуре. Оно оказывает детям большую помощь при обучении устной речи. Усвоение музыкальных пьес с ясно выраженным


ритмическим рисунком и темпом способствует формированию у детей умения различать эти признаки в речевых воздействиях. Вырабатывающееся у детей чувство ритма помогает также со­вершенствованию всей их моторики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: