Справочный материал по истории психологии (Ю.В. Варданян, 2009)

1. Демокрит (460—370 гг. до н.э.)– душа состоит из атомов.

2. Бэкон Фрэнсис (1561 - 1626)-основатель эмпирической психологии.

3. Бэкон Фрэнсис (1561 - 1626) - «Опыты» (1597), «Новый Органон» (1620).

4. Бэкон Фрэнсис (1561 - 1626) в учении об идолах (идолы рода, идолы пещеры, идолы театра, идолы рынка) раскрыл ошибки познания, которые обусловлены психической организацией человека.

5. Бэкон Фрэнсис (1561 - 1626) - освобождение от идолов возможно с помощью индуктивного (опытно-индуктивного) метода.

6. Декарт Рене (фр., 1596-1650) – «Правила для руководства ума» (1628-1629), «Метафизические размышления о первой философии» (1641), «Страсти души» (1649).

7. Декарт Рене (фр., 1596-1650) – основатель дуализма.

8. Декарт Рене (фр., 1596-1650) – решал психофизиологическую проблему (как соотносятся психика, или психические явления, и тело, или физиологические явления) как часть психофизической проблемы в философии (как соотносятся сознание и бытие).

9. Декарт Рене (фр., 1596-1650) – психофизическая проблема с позиций дуализма.

10. Декарт Рене (фр., 1596-1650) - основоположник рационализма.

11. Декарт Рене (фр., 1596-1650) - обоснование достоверности интроспективного метода в психологии сознания.

12. Спиноза Бенедикт (голланд. нидерл., 1632 – 1677) – основатель монизма.

13. Спиноза Бенедикт (голланд. нидерл., 1632 – 1677) - « Этика» (1677), «Трактат об усовершенствовании разума» (рус. пер. 1934).

14. Спиноза Бенедикт (голланд. нидерл., 1632 – 1677) – считал человека целостным природным существом, у которого душа и тело нераздельны.

15. Спиноза Бенедикт (голланд. нидерл., 1632 – 1677) – человеку свойственно стремление к самосохранению, которое выражено во влечении.

16. Спиноза Бенедикт (голланд. нидерл., 1632 – 1677) – основные чувства (влечение, радость, печаль) лежат в основе всего многообразия мотивов и чувств человека.

17. Спиноза Бенедикт (голланд. (нидерл., 1632 – 1677) – объяснение чувств геометрическим способом.

18. Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646 – 1716, нем.) – «Новые опыты о человеческом разуме» (1704) (полн. Назв. «Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии»).

19. Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646 – 1716, нем.) – основатель плюрализма.

20. Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646 – 1716, нем.) выделил в душе область отчетливого знания, смутного знания и бессознательного.

21. Локк Джон (англ., 1632 – 1704) - «Опыты о человеческом разумении» (1690).

22. Локк Джон (англ., 1632 – 1704) – опытное происхождение всех знаний.

23. Локк Джон (англ., 1632 – 1704) – все, что есть в сознании, есть в ощущениях.

24. Кондильяк Этьен Бонно де (фр., 1715 – 1780) «Трактат об ощущениях» (1754).

25. Кондильяк Этьен Бонно де (фр., 1715 – 1780) предложил образ «статуи»: при получении первых ощущений начинает действовать вся психическая механика.

26. Ламетри Жюльен Офре де (фр., 1709 – 1751) –«Трактат о душе» (1745), «человек-машина» (1747).

27. Ламетри Жюльен Офре де (фр., 1709 – 1751) –предложил образ «человек-машина»: психические способности являются продуктом машиноподобных действий человеческого организма (он писал: «Человеческое тело - это заводящая сама себя машина, живое олицетворение беспрерывного движения»).

28. Ламетри Жюльен Офре де (фр., 1709 – 1751) – считал хилус (хилос, хилас) человеческим источником активности: с его точки зрения, человек - это часовой механизм, который заводится не механическим способом, а посредством поступления в кровь "хиласа" - питательного сока, образующегося из пищи.

29. Гельвеций Клод Адриан (фр., 1715-1771) «Об уме» (1758), «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» (1773?, 1777?, посм.).

30. Гельвеций Клод Адриан (фр., 1715-1771) авторконцепции о всеобщем равенстве людей, индивидуальные различия которых объясняются лишь разным социальным положением и воспитанием.

31. Гельвеций Клод Адриан (фр., 1715-1771)– считал, что человек продукт среды, так как ребенок от рождения ни глуп, ни умен, ни зол, ни добр: он только невежествен и невоспитан.

32. Гельвеций Клод Адриан (фр., 1715-1771)– отводил воспитанию и законам решающую роль в развитии ребенка.

33. Кабанис Пьер Жан Жорж (фр., 1757 – 1808) «Отношения между физическою и нравственною природою человека» (рус. пер. 1865 – 1866).

34. Кабанис Пьер Жан Жорж (фр., 1757 – 1808) отрицал собственно психологическую сущность интеллекта (его интересовал акт мышления не как процесс отражения, переработки и обобщения данных о внешних объектах, о мире, а как процесс внутримозговой механики, что привело его к физиологизации сознания).

35. Кабанис Пьер Жан Жорж (фр., 1757 – 1808) мышление – функция мозга.

36. Кабанис Пьер Жан Жорж (фр., 1757 – 1808)– считал, чтомозг предназначен для производства мысли, как желудок и кишки предназначены для пищеварения, печень – для очищения желчи, слюнные железы – для изготовления слюны.

37. Кабанис Пьер Жан Жорж (фр., 1757 – 1808) – противники материализма приписали ему мысль о том, что мозг выделяет мысль, как печень желчь, тогда как он считал, что продуктом работы мозга является объективизация мысли в слове и жесте.

38. ГЕРБАРТ Иоганн-Фридрих (нем., 1776— 1841) - основоположник эмпирической психологии в Германии.

39. Беркли Джорж (англ., 1685-1753) – «Опыт новой теории зрения» (1709).

40. Беркли Джорж (англ., 1685-1753) –проанализировал чувственные элементы, из которых складывается образ геометрического пространства как вместилища всех природных тел.

41. Беркли Джорж (англ., 1685-1753) – считал, что «быть – значит быть в восприятии»).

42. Беркли Джорж (англ., 1685-1753) – в «Трактате о принципах человеческого познания» (1713) исследовал основания скептицизма, атеизма и безверия.

43. Юм Дэвид (англ., 1711 – 1776) «Трактат о человеческой природе» (1748).

44. Юм Дэвид (англ., 1711 – 1776) душа – театральные подмостки, где проходят чередой сцепленные между собой сцены.

45. Юм Дэвид (англ., 1711 – 1776) единица сознания – образы и их бледные копии.

46. Юм Дэвид (англ., 1711 – 1776) развил учение о чувственном опыте (источнике знаний) как потоке впечатлений, причины которых не постижимы..

47. Гартли Давид (1705-1757) – один из основоположников ассоцианизма (ассоциативной психологии).

48. Гартли Давид (1705-1757) учение об ассоциациях.

49. Гартли Давид (1705-1757) «Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях» (1749).

50. Гербарт Иоганн Фридрих (нем., 1776 – 1841) – «Психология как наука, основанная на опыте, метафизике и математике» (тт. 1-2, 1824 – 1825).

51. Гербарт Иоганн Фридрих (нем., 1776 – 1841) - (психика состоит из ощущений, представлений и чувств).

52. Представители ассоциативного учения - Гартли Давид (1705-1757, Гербарт Иоганн Фридрих (нем., 1776 – 1841).

53. III этап развития психологии – психология стала самостоятельной экспериментальной наукой.

54. Вундт Вильгельм Маркс (1832 – 1920) выдвинул идею создания экспериментальной психологии в «Лекциях о душе человека и животных» (1863).

55. Вундт Вильгельм Маркс (1832 – 1920)-«отец» экспериментальной психологии.

56. Экспериментальная психология – Вундт Вильгельм Маркс (1832 – 1920).

57. Вундт Вильгельм Маркс (1832 – 1920)– десятитомная «Психологии народов» (1900—1920).

58. Вундт Вильгельм Маркс (1832 – 1920) как исследователь психологии народов предлагал изучить поведение, инстинкты и реакции народов с помощью метода анализа языка и мифов.

59. Эббингауз Герман (1850 -1909) – представитель экспериментальной психологии.

60. Эббингауз Герман (1850 -1909) – метод бессмысленных слогов.

61. III этап развития психологии - слагались первые социально-психологические концепции.

62. Брентано Франц (австр., 1838 – 1917) ввел термин «интенция».

63. Брентано Франц (австр., 1838 – 1917) – «О происхождении нравственного сознания» (1889).

64. Брентано Франц (австр., 1838 – 1917) – учитель ФрейдА Зигмунда (австр. 1856 – 1939).

65. Дильтей Вильгельм (нем., 1833 – 1911) – «Описательная психология» (рус. пер. 1924).

66. Дильтей Вильгельм (нем., 1833 – 1911) основоположник понимающей психологии.

67. Дильтей Вильгельм (нем., 1833 – 1911) – создатель герменевтического метода.

68. Бине Альфред (фр., 1857 – 1911) дифференциация умственных отсталых от ленивых.

69. Бине Альфред (фр., 1857 – 1911) один из создателей первой шкалы интеллекта.

70. МОРЕНО Джекоб Леви (1892 – 1974) – основатель социометрии.

71. МОРЕНО Джекоб Леви (1892 – 1974) – основатель психодраммы.

72. МОРЕНО Джекоб Леви (1892 – 1974) – основатель групповой психотерапии.

73. ШТАЙНЕР (ШТЕЙНЕР) Рудольф (австр., 1861 – 1925) – создатель антропософии (учения о человеке как носителе скрытых мистических духовных сил).

74. ШТАЙНЕР (ШТЕЙНЕР) Рудольф (австр., 1861 – 1925) – заложил основы Вадьдорфской педагогики (по имени фабрики «Вальдорф-Астория» в Штутгарде, где в 1919 г. была создана такая школа для детей рабочих).

75. ШТАЙНЕР (ШТЕЙНЕР) Рудольф (австр., 1861 – 1925) – считал, что задача Вадьдорфской педагогики состоит в воспитании духовно свободной личности, способной в индивидуальном творчестве преодолевать консерватизм общества, действуя на пользу прогрессу.

76. Фрейд Зигмунд, австр. (1856 – 1939) представитель психодинамического подхода, основоположник психоанализа.

77. Глубинная психология – Фрейд Зигмунд, австр. (1856 – 1939), Адлер Альфред, австр., (1870 – 1937), Юнг Карл, швейцарск., (1875 – 1961).

78. СКИННЕР Берхауз Фредерик (1904— 1990) – «Наука и человеческое поведение» (1953), «Технология обучения»(1968).

79. СКИННЕР Берхауз Фредерик (1904— 1990) - Оперантный бихевиоризм.

80. СКИННЕР Берхауз Фредерик (1904— 1990) – за условнорефлекторным научением следует оперантное научение.

81. Представители гештальт-психологииКЁлер Вольфганг (нем., амер., 1887—1967), ВЕРТГЕЙМЕР Макс (нем., амер., 1880-1943), Коффка Курт (нем., амер., 1886-1941), Перлз Фриц Фридрих Соломон (нем., амер., 1893 – 1770).

82. гештальт-психология -целостные сферы мышления, наличие структур в различных сферах реальности.

83. ВЕРТГЕЙМЕР Макс (нем., амер., 1880-1943) - основатель гештальтпсихологии.

84. КЁлер Вольфганг (нем., амер., 1887—1967) - испытуемый Макса Вертгеймера в экспериментах по исследованию фи—феномена.

85. КЁлер Вольфганг (нем., амер., 1887—1967) - коллега и сподвижник Макса Вертгеймера в разработке основ гештальтпсихологии.

86. КЁлер Вольфганг (нем., амер., 1887—1967) – разработчик идеи изоморфизма (идеи подобия двух или нескольких систем — например, подобия топографической карты рельефу местности, отраженному на ней).

87. Левин Курт (нем., 1890— 1947) - автор теории поля.

88. Левин Курт (нем., 1890— 1947) – автор концепции групповой динамики.

89. ПИАЖЕ Жан (1896—1980) – считал, что отсутствие понятия о сохранении характерно для дооперациональной стадии интеллекта.

90. Представители гуманистической психология – Маслоу Абрахам Харольд (амер., 1908 – 1970), Роджерс Карл Рэнсом (амер., 1902 – 1987).

91. Сирс Роберт Ричардсон (род. 1908) – специалист в области социального научения (необихевиоризм), истории психологии, психологии личности.

92. Сирс Роберт Ричардсон (род. 1908) – в 1943 г. с его участием было подготовлено издание по экспериментальным данным, полученным в психоанализе.

93. Сирс Роберт Ричардсон (род. 1908) – близкое знакомство с психоанализом (особенно в 1943 г.) позволило ему переориентироваться на анализ социальных детерминант психики.

94. Челпанов Георгий Иванович (1862 – 1936) – в работе «Спорные вопросы психологии» (1926) указывал, что марксизм может быть распространен только на область социальной психологии, тогда как общая психология должна быть свободна от всякой философии.

95. Челпанов Георгий Иванович (1862 – 1936) – в 20-е гг. 20 в. «поделил» общую и социальную психологию.

96. Бехтерев Владимир Михайлович (1859 – 1927) - ввел метод завершений.

97. Бехтерев Владимир Михайлович (1859 – 1927) – предложил социальную психологию назвать коллективной рефлексологией.

98. Павлов Иван Петрович (1849 – 1936) - «Мозг и психика».

99. ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович (1896— 1934) – исследовал высшие психические функции (мышление, речь).

100. ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович (1896— 1934) – «Мышление и речь» (1934).

101. ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович (1896— 1934) – культурно-историческая теория развития психики.

102. ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович (1896— 1934) – «Проблемы возраста» (полностью опубл. в 1984 г. в четвертом томе собрания сочинений в шести томах).

103. ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович (1896— 1934) – в работе «Проблемы возраста» писал: «Под возрастным новообразованием следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период».

104. РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович (1899— I960 - теория мышления (работы «О мышлении и путях его исследования», «Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения»).

105. ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич (1903— 1979) – «Проблемы развития психики» (1959), «Деятельность. Сознание. Личность» (1975).

106. ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич (1903— 1979) - автор общепсихологической теории деятельности.

107. ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич (1903— 1979) – в рамках ведущей деятельности закладывается вид деятельности, который на следующем возрастном этапе будет ведущим.

108. Мясищев Владимир Николаевич (1893 – 1973) – обосновал психологическую теорию отношений в работе «Психические особенности человека. Характер, способности» (1957, в 2 тт., в соавт. с А.Г. Ковалевым).

109. Мясищев Владимир Николаевич (1893 – 1973) - считал, что система отношений человека к себе и миру составляет ядро личности.

110. Ломов Борис Федорович (1927 – 1989) – «биологическое – социальное» соотносится как «организм – личность».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: