Имперфект – форма, являющаяся праславянским новообразованием, происхождение которой до конца не выяснено. Обычно в тексте имперфект обозначает действие длительное, повторяющееся, завершившееся в прошлом, не связанное с настоящим. В определении значения имперфекта в его противопоставленности аористу в лингвистической литературе существуют различные точки зрения. Имперфект образовывался от основ инфинитива обычно несовершенного вида (а в ряде случаев и от основ настоящего времени) посредством суффикса, соединительных гласных *
(1-е лицо всех чисел и 3-е лицо множественного числа) / *
(остальные формы) и вторичных окончаний:
1. Посредством суффикса
имперфект образовывался в следующих случаях:
a. от основ инфинитива на согласный; если основа инфинитива оканчивалась на заднеязычные согласные, то в перед суффиксом в результате >палатализации они изменились в передненебные шипящие согласные, а следующий за ними гласный перешел в [a]:

б. от основ инфинитива на [i]; при этом в положении перед гласным [i] утрачивал слоговость и переходил в [j], в результате чего смягчались предшествующие согласные, а гласный [
], следовавший за ними, переходил в [a]:

в. от основ инфинитива на
с полногласием в корне, но в данном случае суффикс присоединялся к основе настоящего времени:

2. Посредством суффикса
имперфект образовывался от основ инфинитива на суффиксальный [a] или [
]:

Глагол
образовывал имперфект с помощью суффикса
от основы
.
Cпряжение имперфекта было унифицированным для всех разновидностей его образования:

В памятниках отражается ряд более поздних изменений в образовании имперфектных форм.
- В ряде старославянских памятников отражается процесс стяжения гласных окончаний имперфекта. Если в Зографском и Мариинском Евангелиях стяженные формы встречаются достаточно редко, то в Саввиной книге, наоборот, употребляются только стяженные формы:

- Церковнославянский язык унаследовал стяженные формы. В поздних памятниках отражается также сближение форм имперфекта с формами сигматического аориста во 2-м и 3-м лице двойственного числа и в 3-м лице множественного. В глаголических памятниках такие образования редки, но в кириллических преимущественно употребляются формы на
, а в Саввиной книге используются только аористные формы (
). В Ассеманиевом Евангелии возможны формы на
в равной степени.






