Государственное регулирование сельского хозяйства в России: функции и формы

Государственное регулирование сводится, прежде всего, к тому, как и каким образом, с помощью каких механизмов и методов можно обеспечить наиболее эффективное осуществление государством своих регулирующих функций.

Государство имеет право и несет обязанность за выбор средств и целей развития, за полную мобилизацию и использование своих ресурсов, осуществление прогрессивных экономических и социальных реформ, за обеспечение полного участия своего народа в процветании и выгодах экономического развития.

Выделяют пять функций государственного регулирования сельского хозяйства:

1) создание устойчивой системы продовольственного обеспечения, содействуя при этом повышению уровня калорийности суточного рациона питания населения, устранению дисбаланса в потреблении между социальными группами, повышению покупательной способности бедных и социально незащищенных групп населения, в том числе лиц с фиксированными государственными доходами, пенсионеров и детей, зависящих от государственного социального обеспечения.

2) создание рыночной производственной инфраструктуры населения. Речь идет о формировании и функционировании федерального и региональных продовольственных рынков в государственной программе развития с/х и регулировании рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. Особо выделены специальные правила регулирования рынка зерна, мяса, сахара. Для этого используются инструменты наблюдения за индексом цен на промышленную продукцию, сырье и индексом цен на промышленную продукцию, услуги, используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями. Поддерживается паритет индексов таких цен, закрепляется комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских с/х товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров.

3) для формирования эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия государство проводит закупочные интервенции в форме закупок и залоговых операций с сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, а также торговые интервенции в форме их распродажи из федерального и региональных продовольственных фондов, закрепляет комплекс мер, направленных на повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

4) связана с ориентацией законодательства на повышение качества жизни сельского населения, повышение роста доходов лиц, занятых в сельском хозяйстве, создании материальной базы устойчивого развития сельских территорий и достойных условий жизни сельского населения.

5) выполняется путем решения конкретных задач в области охраны окружающей среды и природопользования.

В современном законодательстве достаточное признание получает публично-правовое регулирование аграрного предпринимательства. Речь идет, например, о регулировании конкурсного порядка выбора поставщиков при поставках продовольствия для военных потребителей в федеральный продовольственный фонд, о регулировании безопасного обращения пестицидов и агрохимикатов.

Второй самостоятельной право вой формой государственного регулирования сельским хозяйством признаются договоры между федеральным органом исполнительной власти и органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющими функции по реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: