Страницы истории

136 Высшее образование в России № 6, 2012

лись ярлыки, отвергались продуктивные ме5

тоды обучения, неверно трактовалось уче5

ние И.П. Павлова. Однако в 19305е гг. со5

трудники факультетов активно разраба5

тывали проблемы методологии дефектоло5

гии, делали упор на организацию государ5

ственной педагогической помощи детям с

нарушениями в развитии и на совершен5

ствование высшего дефектологического

образования в контексте идей Л.С. Выгот5

ского. В связи с тем, что в научных изыска5

ниях принимали деятельное участие пред5

ставители медицины, психологии и педаго5

гики, дефектологию начали рассматривать

как комплексную медико5педагогическую

науку, а сурдо5тифло5олигопедагогики

стали ее отраслями. Логопедию признали

интегративной наукой, объединяющей зна5

ния из медицинской и педагогической об5

ластей [12].

В 1932–33 гг. начинается изучение в не5

большом объеме таких предметов, как рус5

ский язык, литература, математика, физи5

ка, что давало возможность преподавать их

дефектологам в школах с семилетним сро5

ком обучения. В результате этих преобра5

зований в конце 19405х гг. студенты5дефек5

тологи могли осваивать и получать допол5

нительные специальности: «Сурдопедагог.

Учитель русского языка и литературы»,

«Тифлопедагог. Учитель русского языка и

литературы», «Сурдопедагог. Учитель ма5

тематики».

26 декабря 1932 г. вышло постановле5

ние «О введении всеобщего обязательного

обучения физически дефективных детей»,

однако учителей для вспомогательных

учебных заведений не хватало, поэтому

рекомендовалось ускорить подготовку и

переподготовку педагогов для выполнения

и перевыполнения плана по проведению

школьного всеобуча. В результате в 1934–

37 гг. при педагогических институтах в Куй5

бышеве, Воронеже, Ростове5на5Дону, Пер5

ми организуются двухгодичные отделения

по подготовке учителей для специальных

школ, проводятся двухмесячные курсы при

Научно5исследовательском институте спе5

циальных школ и детских домов (г. Моск5

ва), ЛГПИ им. А.И. Герцена (г. Ленинград)

для педагогов, не имеющих специальной

подготовки [13]. Но этих мер было явно

недостаточно. Массовой формой подготов5

ки квалифицированных кадров по дефек5

тологии можно считать систему заочного

обучения.

Вторая половина 19305х гг. в целом была

ознаменована пристальным вниманием к

вопросам обновления программно5методи5

ческого и материально5технического обес5

печения учебного процесса на дневном и

заочном отделениях. Так, из программы по

сурдопедагогике выделились самостоя5

тельные дисциплины – специальные мето5

дики русского языка и математики. М.Е.

Хватцев взялся за переработку программы

по логопедии [14, 15].

4_й этап (1945 г. – конец 50_х гг.)

период стабилизации учебно5воспитатель5

ной работы на дефектологических факуль5

тетах. Во время Великой Отечественной

войны многие факультеты произвели уско5

ренный выпуск студентов старших курсов

и временно прекратили работу. С возвра5

щением к мирной жизни в 1945 г. возобно5

вился прием студентов на дефектологичес5

кие профили, восстановилась работа спе5

циальных учреждений для аномальных де5

тей. Это способствовало улучшению каче5

ства учебно5методической подготовки

студентов, совершенствованию их самосто5

ятельной, учебной и опытно5эксперимен5

тальной работы [11].

5_й этап (60_е – конец 80_х гг.) – уг5

лубление специализации будущих дефек5

тологических кадров. С 1959–60 уч. года

началась подготовка специалистов по сле5

дующим профилям:

􀂄 учитель5логопед вспомогательных

школ. В его функции входило преподава5

ние всех предметов в разных классах вспо5

могательной школы и проведение логопе5

дической работы;

􀂄 учитель начальных классов школы

для глухих. Такой специалист имел право

преподавать один из предметов (русский

язык, литературу или математику) в стар5

ших классах школ для детей с недостатка5

ми слуха;

􀂄 учитель5логопед массовых школ,

дошкольных и медицинских учреждений;

􀂄 учитель начальных классов школ для

слепых. Педагог этой квалификации мог

проводить уроки и в старших классах школ

для детей с недостатками зрения.

Усиление общегуманитарной подготов5

ки студентов дефектологических факуль5

тетов сказалось на возрастающем влиянии

специальной психологии на содержание

вузовского образования. Изменения в рос5

сийском обществе в конце 805х гг., пере5

стройка мировоззрения миллионов граж5

дан позволили по5иному относиться к лю5

бому своеобразию людей. В создавшейся

социальной ситуации стали широко востре5

бованы психологические знания о детях с

атипией развития. Будущие специалисты

стали изучать самые разнообразные темы,

в том числе касающиеся проблем развития,

трудностей в обучении и формировании

взаимоотношений у детей, которых в науч5

ной литературе чаще обозначают как «ано5

мальные». Если раньше эти вопросы в боль5

шей степени изучались в русле дефектоло5

гии, то рамки специальной психологии по5

зволили не только выявить особенности

развития таких воспитанников, причины и

механизмы имеющихся у них затруднений

и нарушений, но и разработать для них си5

стему медико5психолого5педагогической

помощи.

В конце 805х гг. начали активно говорить

и о необходимости расширения сферы ус5

луг дефектологов, о подготовке не только

учителей, но и воспитателей, других спе5

циалистов, владеющих навыками обучения

и воспитания детей с особыми потребнос5

тями, обсуждать вопрос о необходимости

использовать данные социологических ис5

следований в подготовке кадров для спе5

циального образования [16].

Существенно расширилась методичес5

кая оснащенность образовательного про5

цесса, сотрудники факультетов дефекто5

логии стремились совершенствовать вузов5

ские учебники и учебные пособия, методи5

ческие разработки, монографии, сборники

научных работ. В свет выходят фундамен5

тальные труды для студентов педагогичес5

ких вузов: «Тифлопсихология» А.Г. Лит5

вака (1985), «Методика обучения глухих

русскому языку» под редакцией Л.М. Бы5

ковой, «Сурдопедагогика» под редакцией

М.И. Никитиной, «Логопедия» под редак5

цией Л.С. Волковой, «Дошкольная сурдо5

педагогика» Н.И. Беловой (1985), «Мето5

дика слуховой работы в школе слабослы5

шащих» Л.П. Назаровой (1981), «Наруше5

ние процесса овладения чтением у школь5

ников», «Нарушения устной речи и система

их коррекции у умственно отсталых школь5

ников» Р.И. Лалаевой (1983, 1988), «Лого5

педическая ритмика» Г.А. Волковой (1985)

и многие другие. Практическим работникам

адресуются школьные учебники: А.А. Хиль5

ко – по математике, М.И. Никитиной – по

чтению, Л.М. Быковой – по развитию речи

[10].

6_й этап (конец 80_х – начало 90_х гг.)

– начало подготовки дефектологов для си5

стемы дошкольного воспитания. С 1987 г.

кафедра дошкольной дефектологии МПГУ

им. В.И. Ленина впервые в стране присту5

пила к новому оригинальному эксперимен5

ту по обучению студентов специальности

«учитель5дефектолог для системы до5

школьного воспитания» [16].

Открытие нового профиля дефектоло5

га, как уже отмечалось, состоялось на ка5

федре дошкольной дефектологии МПГУ.

Новый профиль специалиста по их иници5

ативе был включен в Классификатор спе5

циальностей Гражданского кодекса Рос5

сийской Федерации (ГКРФ) по высшему

образованию (№180 от 05.03.94 г.) –

032000 «Коррекционная педагогика и спе5

циальная психология (дошкольная)».

Профессионально значимыми в подго5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: