Страницы истории

138 Высшее образование в России № 6, 2012

товке такого педагога в вузе являются спе5

циальные учебные дисциплины: медицин5

ские основы дефектологии, детская и

специальная психология, дошкольная и

специальная педагогика, методы психоло5

го5медико5педагогической диагностики,

специальные методики коррекционно5педа5

гогической работы с детьми. Педагогичес5

кую практику студенты проходили на базе

специальных дошкольных учреждений раз5

ного профиля, защищали курсовые и дип5

ломные работы.

Надо отметить, что предложенная кон5

цепция не утратила своей актуальности и

имеет место в современной системе высше5

го профессионального образования.

7_й этап (начало 90_х – 2010 гг.) – вве5

дение многоуровневости и стандартизации

в содержание дефектологического образо5

вания.

В 1992 г. РГПУ впервые начал много5

уровневую систему подготовки в области

коррекционной педагогики в рамках на5

правления «54.06.00 – Педагогика». Обу5

чение специалистов осуществлялось в не5

сколько этапов. Первый этап, продолжи5

тельностью 4 года, был направлен на под5

готовку бакалавра образования. Студенты

получали общегуманитарные, социально5

экономические, общематематические, об5

щепрофессиональные и предметные зна5

ния. После завершения первого этапа обу5

чения слушатели могли продолжить под5

готовку, обучаясь в магистратуре (2 года),

и получить степень магистра образования

(педагогики) или поступить на специалитет

(1 год), где по окончании присваивалась

дифференцированная квалификация (учи5

тель5олигофренопедагог, учитель5тифло5

педагог, учитель5сурдопедагог, учитель5

логопед) [17, 18]. Многоуровневое специ5

альное образование предполагает выбор

варианта обучения по тому или иному про5

филю.

Другим важным шагом в дефектологи5

ческом образовании является подготовка

студентов по «Специальной психологии».

В 1994 г. дефектологический факультет

МГПУ впервые принял на обучение психо5

логов5дефектологов. Разработанные учеб5

ный план и программы в последующем лег5

ли в основу Государственного стандарта

высшего образования по соответствующей

специальности. В Общероссийском класси5

фикаторе специальностей по образованию

(1994 г.), действующем на данный момент,

зафиксированы следующие дефектологи5

ческие специальности: «Тифлопедагогика»,

«Сурдопедагогика», «Олигофренопедаго5

гика», «Логопедия», «Специальная психо5

логия», «Коррекционная педагогика» и

«Специальная психология (дошкольная)».

Несмотря на введение многоуровневос5

ти в систему подготовки дефектологических

кадров, основная масса факультетов стра5

ны в указанный период обучали специалис5

тов в рамках традиционного высшего про5

фессионального образования со сроком

обучения 5 лет и присвоением узкой квали5

фикации: учитель5тифлопедагог, учитель5

сурдопедагог, учитель5олигофренопедагог,

учитель5логопед, педагог5психолог для ра5

боты с детьми дошкольного возраста с от5

клонениями в развитии, специальный пси5

холог. Дефектологическое образование осу5

ществлялось в рамках педагогического и по

своему содержанию было нацелено на под5

готовку учителя как специалиста в конкрет5

ной области коррекционной педагогики.

В период с 1994 по 2005 гг. выходят в

свет три поколения Государственных об5

разовательных стандартов высшего про5

фессионального образования (1995, 2000,

2010). Новый подход к подготовке специа5

листов был связан с введением новых учеб5

ных планов, в соответствии с которыми

вузы получили возможность самостоятель5

но разработать прохождение дисциплин по

годам обучения, что пробудило инноваци5

онную активность преподавателей кафедр,

связанную с концептуальной разработкой

содержательного и организационного на5

правлений в высшем дефобразовании.

8_й этап (с 2011 г.) – переход на уров5

невую систему подготовки специалиста5

дефектолога на основе компетентностного

подхода.

Планируется, что в 2011 г. все вузы Рос5

сии полностью перейдут на многоуровне5

вую профессиональную подготовку бака5

лавров и магистров. Данный этап можно

считать поворотным пунктом как в разви5

тии российского высшего педагогического

образования в целом, так и в обучении спе5

циалистов по дефектологии в частности. В

новых госстандартах по бакалавриату, ко5

торые в большинстве утверждены 18 янва5

ря 2010 г., сформулированы требования к

знаниям и навыкам студентов, уделено вни5

мание компетенциям выпускника [19]. Те5

перь содержание образования вузы в боль5

шей степени должны структурировать

сами.

В стандартах 2010 г. четко разграниче5

ны направления и профили подготовки сту5

дентов. В результате традиционно дефек5

тологические специальности (логопедия,

олигофренопедагогика, сурдопедагогика,

тифлопедагогика) вошли в направление

«Специальное (дефектологическое) обра5

зование», а профиль «Специальная психо5

логия» стал составной частью «Психоло5

го5педагогического образования» [20]. Та5

кое разделение, вероятно, произошло вви5

ду выраженной специфики специальнос5

тей. Однако, на наш взгляд, существует

определенная опасность, связанная с раз5

мыванием дефектологического образова5

ния как отрасли, вбирающей в себя педаго5

гическую и психологическую составляю5

щие.

Новые госстандарты по бакалавриату

(2010 г.), по сути, указывают на необходи5

мость подготовки специалиста5дефектоло5

га широкого профиля, поэтому овладение

мастерством может растянуться на долгие

годы, причем за порогом вуза. В развитии

системы профессиональной подготовки

дефектологов такой опыт уже был, т.е. об5

наруживается некоторая тенденция частич5

ного возврата к прошлому, когда проводи5

лась массовая подготовка работников для

вспомогательных школ.

В современных условиях нельзя не учи5

тывать специфические задачи специально5

го образования; в университетах необходи5

мо создать обучающую среду, которая по5

зволит дифференцировать студентов по их

способностям, возможности продолжать

обучение в магистратуре. Именно магист5

ратура призвана готовить специалистов,

способных к решению наиболее сложных

задач профессиональной деятельности.

Однако перспективы дальнейшей учебы

для многих студентов в многоуровневой

системе неясны. В первую очередь это свя5

зано с трудностями вузов по открытию ма5

гистратуры в области специального обра5

зования ввиду недостатка квалифицирован5

ных преподавательских кадров на дефек5

тологических кафедрах.

Изучение и применение исторического

опыта в аспекте содержания образования на

дефектологических факультетах педвузов

страны дают возможность видеть в перспек5

тиве и совершенствовать профиль специа5

листа5дефектолога, корректировать цели,

принципы, содержание и развитие системы

непрерывного дефектологического образо5

вания, изменять структуру отбора будущих

студентов, рационально трудоустраивать

выпускников5дефектологов, повышать эф5

фективность научно5исследовательской,

научно5методической работы и т.д.

Литература

1. ГАРФ. Ф. А52306. Оп. 1. Ед. хр. 409.

2. ГАРФ. Ф. А52306. Оп. 10. Ед. хр. 331.

3. Первое партийное совещание по вопросам

народного образования. Дек. 1920 – янв.

1921 // Директивы ВКП (б) и постановле5

ния советского правительства о народном

образовании за 191751947 / Сост. Н. И.

Болдырев. М.5Л., 1947. Вып. 2. С. 3475356.

4. ГАРФ. Ф. А5482. Оп. 11. Ед. хр. 29.

5. Феоктистова В.А. История и перспективы

развития дефектологического факульте5

та ЛГПИ им. А.И. Герцена // Учитель5

дефектолог: современные проблемы под5__


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: