Занятие 8. Грамматические признаки глагола старославянского языка. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола

А. Вопросы для ответа:

- Расскажите об основных грамматических категориях глагола в старославянском и русском языках. Назовите спрягаемые и неспрягаемые глагольные формы.

- Охарактеризуйте две основы глагола. Как выделяется основа настоящего времени и основа инфинитива?

- Как определяются классы глаголов?

- Какие глаголы называются тематическими, а какие нетематическими?

- Расскажите о спряжении тематических и нетематических глаголов в настоящем времени.

- Почему в 1-ом и во 2-ом лицах единственного числа у большинства нетематиче­ских глаголов корень короче, чем в 3-ем лице множественного числа?

- Расскажите об образовании форм будущего времени в старославянском и русском языках.

- Назовите личные формы будущего простого времени от глагола БЫТИ.

- Какие сложные формы будущего времени были в старославянском языке?
- Почему будущее сложное II-ое чаще всего употреблялось в зависимых предложениях?

- Расскажите о синтетических (простых) и аналитических (составных) формах прошедшего времени в старославянском языке.

- Как формами аориста и имперфекта в старославянском языке характеризовалось действие в прошлом?

- Охарактеризуйте образование простых форм прошедшего времени глагола в старославянском языке.

- Как образовывался аорист? Назовите разновидности аориста. Объясните происхождение названия сигматический аорист. Расскажите об образовании и спряжении аориста от основ инфинитива на гласный и согласный.

- В каких формах аориста суффикс -Х- возник из *-s-? В каких формах аориста древнейший суффикс *-s- сохранился? Почему?

- Расскажите об образовании и спряжении имперфекта, о стяженных и нестяженных формах имперфекта.

- Какие сложные формы прошедшего времени глаголов были в старославянском языке?

- Охарактеризуйте перфект, его образование и спряжение.

- Охарактеризуйте плюсквамперфект, его образование и спряжение.

- Каковы грамматические отличия перфекта от плюсквамперфекта?

- Как образовывалось в старославянском языке сослагательное наклонение?

- Образуйте формы всех чисел сослагательного наклонения от любого глагола (по вашему выбору).

- Как образовывалось в старославянском языке повелительное наклонение?

- Какие формы имело повелительное наклонение? Охарактеризуйте особенности образования повелительного наклонения от глаголов на заднеязычный согласный. - Как образуются формы повелительного наклонения от нетематических глаголов?

- Какие глагольные формы в старославянском языке были неспрягаемыми? Какое другое название их существует в научной литературе? Почему?

- Расскажите об инфинитиве как неспрягаемой глагольной форме. Какой суффикс является показателем инфинитива? Как возник звук [шт'] в инфинитиве (например, МОШТИ, ПЕШТИ)?

- Как определяют основу инфинитива у глаголов ПЕШТИ, ВЕСТИ?

- Расскажите о супине как неспрягаемой глагольной

форме. Какой суффикс является показателем супина?

- От какой глагольной основы и с помощью каких суффиксов образовывались в старославянском языке действительные причастия настоящего времени?

- Каковы особенности образования кратких (нечленных) форм действительных причастий настоящего времени в именительном падеже единственного числа мужского и среднего родов?

- Как склонялись краткие формы действительных причастий настоящего времени?

- Расскажите об образовании в старославянском языке причастий действительного залога прошедшего времени. Укажите особенности образования кратких форм таких причастий в именительном падеже единственного числа мужского и среднего родов, в отличие от соответствующих форм женского рода. Как склонялись такие причастия?

- Охарактеризуйте образование и склонение страдательных причастий настоящего времени.

- Расскажите об образовании и склонении причастий страдательного залога прошедшего времени. Какие особенности связаны с образованием таких причастий от основы инфинитива на гласный -и?

Б. Практическая часть:

- Проспрягайте в настоящем времени глаголы ПѢТИ, БРОСИТИ, ЯСТИ, МОШТИ.

- Составьте электронные образцы старославянского спряжения глаголов.

- Выполните упражнения по А.Д.-II: № 335-337, 345, 346, 348,353, 356 (устно) и № 334, 344, 354, 357 (письменно).

- Проспрягайте следующие глаголы в сигматическом аористе, перфекте и плюсквамперфекте: БЫТИ, ВЕСТИ, ВЕЗТИ.

- Проспрягайте в имперфекте глаголы ПЕШТНИ, ВОДИТИ.

- Образуйте все формы сослагательного и повелительного наклонений от глагола ВИДѢТИ.

- Выполните упражнения по А.Д.-II: № 364, 366, 368, 369, 376, 378, 381,385, 387 (устно) и № 388, 389 (письменно).

- Составьте электронные образцы старославянского склонения причастий.

- Выполните упражнения по А.Д.-II: № 390, 393, 398, 418, 423 (устно) и № 391 (а), 403, 411, 425 (письменно).

- Образуйте от старославянских глаголов указанные в таблице формы:

Инфинитив в общеславянском языке Инфинитив в старославянском языке Аорист 1 лица ед. числа Имперфект 3 лица мн. числа Плюсквамперфект 1 лица мн. числа Перфект 1 лица дв. числа Повелительное наклонение 2 лица ед. числа Сослагательное наклонение 3 лица ед. числа
  РЕШТИ            
  ПЛЕСТИ            
  ХОДИТИ            
  ДАТИ            
  БЫТИ            

Заполните таблицу:

Составные глагольные формы, состоящие из вспомогательного глагола БЫТИ и причастия прошедшего времени с суффиксом -л- от спрягаемого глагола
будущее сложное II перфект плюсквамперфект сослагательное наклонение  
  вспомогательный глагол в форме настоящего времени: ЕСМЬ, ЕСИ ит.д.     форма вспомогательного глагола
      БЫХЪ ЗНАЛЪ БИСТЕ ЗНАЛИ   примеры
Действие произойдет после момента речи, но раньше другого будущего действия         значение
      Я знал бы Вы знали бы   перевод

- Образуйте все возможные формы причастий от глаголов: БЫТИ, ПЕШТИ, ВЛАДѢТИ, ДРЬЖАТИ.

- Составьте таблицу «Признаки старославянских по происхождению слов в русском языке». Укажите фонетические, морфологические, словообразовательные и лексические (корневые) признаки старославянских по происхождению слов.

- Подумайте, как можно использовать данную таблицу на уроках русского языка в школе. Предложите возможные задания.

В. Чтение, перевод, графический, фонетический и грамматический анализы старославянского теста.

Г. Задания по выбору:

- Составьте задания, помогающие быстро выучить старославянское спряжение глаголов.

- Выпишите из любого отрывка (15 строк) памятника старославянской письменности все глагольные формы и произведите их морфологический разбор.

- Выполните тесты 16-24 (Контрольные задания и тесты по старославянскому языку для студентов филологических факультетов педагогических вузов. / Сост. Р.И.Тихонова, Н.В.Коновальцева, Е.А.Зайцева. – Самара, 2005).

- Письменно объясните, почему А.Х.Востоков назвал супин достигательным наклонением.

Литература

Дементьев А. А. Сборник задач и упражнений по старославянскому языку: Учебное пособие для высших педагогических учебных заведений. Изд. 2-е. - Самара, 2001.

Контрольные задания и тесты по старославянскому языку для студентов филологических факультетов педагогических вузов. / Сост. Р.И.Тихонова, Н.В.Коновальцева, Е.А.Зайцева. – Самара, 2005. С. 15-19.

Тихонова Р.И., Ильина И.И. Старославянский язык. - М.- Самара, 2002. С. 136-170.
Тихонова Р.И. Старославянский язык. - М., 2003. С.106-132.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: