Занятие может проводиться в форме лабораторной работы
Оборудование: отрывки из глаголических и кириллических памятников письменности, электронные и печатные таблицы старославянского спряжения и склонения, алгоритмы, схемы, составленные студентами на предшествующих занятиях.
Задания по фонетике
- Прочитайте вслух текст и переведите его письменно (пословно).
- Выясните, к кирилловскому или глаголическому памятнику письменности относится переведенный вами отрывок? Кратко изложите, что вы знаете о данном памятнике письменности. Если затрудняетесь, обратитесь к Интернет-ресурсам (http://www.philol.msu.ru/~tezaurus/docs/1/articles/2/5/1;
http://www.philol.msu.ru/~tezaurus/library.php?view=d&course=1&raz=2&pod=5&par=1) или к учебнику: Тихонова Р.И., Ильина И.И. Старославянский язык. - М.- Самара, 2002. С. 22-26.
- Выпишите слова с диакритическими знаками и объясните их употребление в тексте.
- Разделите слова первой строки на слоги.
- Выпишите слова с Ѣ и И дифтонгического происхождения. Определите форму слова.
- Обозначьте все сильные и слабые позиции редуцированных звуков.
- Если в тексте встречаются случаи пропуска редуцированных или написания гласных полного образования на месте редуцированных, отметьте и объясните их. Сделайте вывод о времени создания памятника письменности (написан до или после процесса падения редуцированных).
- Объясните происхождение гласных звуков во второй строке текста.
- Выпишите слова со слоговыми плавными и докажите слоговой характер плавных.
- Найдите в тексте примеры первой, второй, третьей и йотовой палатализаций согласных. Объясните их.
- Найдите слова с фонетическими приметами старославянского языка. Письменно докажите правильность вашего выбора.
- Если в тексте встречаются слова неславянского происхождения, объясните их.
Задания по морфологии
- Произведите морфологический разбор существительных, прилагательных, местоимений, спрягаемых и именных форм глагола (по 2-3 примера).
Задания по синтаксису
- Найдите простое предложение, обозначьте в нем главные и второстепенные члены предложения.
- Найдите сложное предложение и составьте его схему.
- Если в тексте встречается оборот дательный самостоятельный, то укажите, из чего он состоит и какой синтаксической конструкцией переводится на русский язык.
- Предложите свой литературный перевод данного отрывка старославянской письменности.
Г. Задания по выбору:
- Напишите реферат или подготовьте презентацию, используя собственные наблюдения по описанному вами тексту в лабораторной работе. Возможные темы рефератов и презентаций:
ü Старославянский язык и первые славянские памятники письменности
ü Глаголические памятники письменности
ü Кириллические памятники письменности
ü Строй языка глаголических и кириллических памятников письменности
ü Палеография и первые памятники славянской письменности
Литература
Дементьев А. А. Сборник задач и упражнений по старославянскому языку: Учебное пособие для высших педагогических учебных заведений. Изд. 2-е. - Самара, 2001. С. 258-311.
Тихонова Р.И., Ильина И.И. Старославянский язык. - М.- Самара, 2002. С. 22-26.
Тихонова Р.И. Старославянский язык. - М., 2003. С.12- 18.
Электронное учебное пособие по старославянскому языку: http://linguistica.cpb.ru/
http://www.philol.msu.ru/~tezaurus/docs/1/articles/2/5/1
http://www.philol.msu.ru/~tezaurus/library.php?view=d&course=1&raz=2&pod=5&par=1
Содержание обязательной самостоятельной работы студентов по темам:
№ п/п | Темы дисциплины | Содержание самостоятельной работы студентов | Продукты деятельности |
1. | Современные славянские народы и их языки. Понятие о старославянском языке. Лингвистическое, историко-культурное и педагогическое значение изучения старославянского языка | - Изучение вопроса о содержании в отечественном языкознании следующих терминов: общеиндоевропейский язык (индоевропейский праязык), праславянский (общеславянский) язык, старославянский язык, церковнославянский язык, древнерусский язык -Заучивание определений данных терминовпо материалам лекции - Изучение вопроса о прародине славян. - Конспектирование работ Ф.П.Филина, С.Б Бернштейна, О.Н.Трубачёва, А.А.Шахматова, С.В.Фроловой - Изучение карты расселения славянских народов - Изучение вопроса о значении старославянского языка в истории русского языка | - Глоссарий по теме - Ответ на практическом занятии или реферат - Выполнение карты расселения славянских народов - Сочинение-рассуждение на тему «Значение старославянского языка в истории русского языка» |
2. | Старославянское письмо. Характеристика кирилловского письма (азбуки) | - Изучение основной терминологии по теме - Перевод текста-отрывка из трактата «О письменах» Черноризца Храбра | - Глоссарий по теме (электронный или печатный) - Письменное рассуждение на тему «Как Черноризец Храбр определяет роль Кирилла и Мефодия в создании славянской письменности» |
3. | Характеристика важнейших черт звуковой системы индоевропейского праязыка | - Изучение основной терминологии по теме занятия - Сравнительный анализ систем гласных и согласных звуков в индоевропейском праязыке и русском языке | - Глоссарий по теме - Ответ на практическом занятии или сопоставительная таблица систем гласных и согласных звуков в общеиндоевропейском и русском языках |
4. | Звуковые процессы, имевшие место в ранний и поздний периоды развития праславянского языка | - Изучение теоретического материала по теме - Составление таблицы перехода долгих и кратких гласных общеиндоевропейского языка в гласные праславянского языка - Составление таблицы-схемы происхождения славянских смягченных согласных - Составление алгоритма определения серединных перестановочных неполногласных сочетаний и исконных, общеславянских, сочетаний РА-, ЛА-, РѢ-, ЛѢ- | - Глоссарий по теме - Таблица перехода долгих и кратких гласных общеиндоевропейского языка в гласные праславянского языка (в электронном или печатном виде) - Таблица-схема происхождения славянских смягченных согласных (в электронном или печатном виде) - Алгоритм определения серединных перестановочных неполногласных сочетаний и исконных, общеславянских, сочетаний РА-, ЛА-, РѢ-, ЛѢ- (в электронном или печатном виде) |
5. | Звуковая система старославянского языка второй половины IX века | - Сравнительный анализ систем гласных и согласных звуков в старославянском, русском и общеиндоевропейском языках - Составление алгоритма определения слогового характера плавных в старославянском языке | - Сопоставительная таблица систем гласных и согласных звуков в старославянском, русском и общеиндоевропейском языках - Схема-алгоритм определения слогового характера плавных в старославянском языке |
6. | Позднейшие звуковые процессы, отразившиеся в памятниках славянской письменности IX и отчасти X веков | - Подготовка итоговой таблицы фонетических примет старославянского языка (в качестве иллюстративного материала используются факты современного русского языка) - Составление алгоритма определения сильных и слабых позиций редуцированных гласных в старославянском языке | - Таблица фонетических примет старославянского языка (в качестве иллюстративного материала выступают факты современного русского языка) - Схема-алгоритм определения сильных и слабых позиций редуцированных гласных в старославянском языке (в электронном или печатном виде) |
7. | Морфология старославянского языка. Имя существительное | - Составление схемы частей речи старославянского и русского языков - Составление сопоставительной таблицы «Типы именного склонения в старославянском и русском языках» - Составление электронных образцов старославянского склонения существительных | - Схема частей речи старославянского и русского языков - Таблица «Типы именного склонения в старославянском и русском языках» - Электронные образцы старославянского склонения существительных |
8. | Местоимения старославянского языка | - Составление электронных образцов старославянского склонения указательных и личных местоимений - Изучение вопроса о функциях указательных местоимений в старославянском и русском языках. | - Электронные образцы старославянского склонения указательных и личных местоимений - Научное мини-сочинение о функционировании указательных местоимений в старославянском языке |
9. | Имя прилагательное старославянского языка. | - Составление электронных грамматических таблиц - Морфологический разбор прилагательных в отрывке (15 строк) из старославянского памятника письменности | - Электронные (или печатные) образцы старославянского склонения прилагательных. - Письменный грамматический разбор прилагательных |
10. | Глагол старославянского языка. Тематическое и нетематическое спряжение. Формы настоящего и будущего времен | - Составление электронных грамматических таблиц - Сравнительный анализ грамматических категорий глагола в старославянском и русском языках - Составление схемы образования старославянских глагольных форм от основы инфинитива и основы настоящего времени | - Электронные (или печатные) образцы старославянского спряжения глаголов в настоящем и будущем времени - Устный или письменный ответ на занятии - Схема образования старославянских глагольных форм от основы инфинитива и основы настоящего времени (в электронном или печатном виде) |
11. | Формы прошедшего времени. Сослагательное и повелительное наклонения в старославянском языке. | - Составление электронных грамматических таблиц - Составление схемы образования старославянских аналитических форм глагола | - Электронные (или печатные) образцы старославянского спряжения глаголов в форме прошедшего времени, сослагательного и повелительного наклонений - Схема образования старославянских аналитических форм глагола (в электронном или печатном виде) |
12. | Неспрягаемые глагольные формы в старославянском языке. | - Составление электронных образцов старославянского склонения причастий - Повторение фонетических, морфологических, словообразовательных и лексических (корневых) признаков старославянских по происхождению слов. | - Электронные образцы старославянского склонения причастий - Таблица «Признаки старославянских по происхождению слов в русском языке» |
13. | Важнейшие памятники глаголического и кирилловского письма. Краткие сведения из синтаксиса старославянского языка в связи с чтением текстов. | - Лингвистический анализ отрывка старославянского памятника письменности | Письменная работа |
Содержание самостоятельной работы по дисциплине на выбор студента:
№ п/п | Темы дисциплины | Содержание самостоятельной работы студентов | Продукты деятельности |
1. | Современные славянские народы и их языки. Понятие о старославянском языке Лингвистическое, историко-культурное и педагогическое значение изучения старославянского языка | - Изучение электронных и печатных источников информации по теме практического занятия. - Сбор информации о развитие отечественной славистики - Изучение вопроса о расселении славян в первом тысячелетии до нашей эры и древних славян в 6-9 в.в. нашей эры | - Аннотированный список печатных или электронных источников информации по теме практического занятия. - Небольшое сообщение с презентацией о вкладе самарского или отечественного языковеда в развитие славистики. - Выполнение контурной карты расселения славян в первом тысячелетии до нашей эры или древних славян в 6-9 в.в. нашей эры. |
2. | Старославянское письмо. Характеристика кирилловского письма (азбуки) | - Сбор информации о деятельности Кирилла и Мефодия, об экономических, культурных и общественно-политических предпосылках появления славянской письменности -Изучение печатных и электронных источников информации по теме практического занятия, например: «Дискуссионные вопросы о двух славянских азбуках», «История создания гражданской азбуки», «Старые и современные названия букв кириллицы» | -Мультимедийная презентацияо жизни и деятельности славянских первоучителей Кирилла и Мефодия -Сообщение с презентациейпо теме «Экономические, культурные и общественно-политические предпосылки появления славянской письменности» -Составление аннотированного списка печатных и электронных источников информации по теме - Рефераты |
3. | Характеристика важнейших черт звуковой системы индоевропейского праязыка | - Сравнительная характеристика гласных или согласных звуков общеиндоевропейского языка и изучаемого иностранного языка. | - Сопоставительная таблица гласных или согласных звуков общеиндоевропейского языка и изучаемого иностранного языка |
4. | Звуковые процессы, имевшие место в ранний и поздний периоды развития праславянского языка | - Подготовка дидактического материала о чередующихся гласных и согласных звуках для школьного урока по русскому языку | - Система упражнений с историческим комментарием для школьного курса русского языка по теме «Правописание чередующихся гласных и согласных звуков» |
5. | Звуковая система старославянского языка второй половины IX века | - Составление собственных заданий по теме занятия | - Вопросник по теме «Звуковая система старославянского языка в сравнении со звуковой системой русского языка» - Электронные тестовые задания по теме «Звуковая система старославянского языка второй половины IX века» |
6. | Позднейшие звуковые процессы, отразившиеся в памятниках славянской письменности IX и отчасти X веков | - Анализ сильных и слабых позиций редуцированных звуков во фрагменте из памятника старославянской письменности - Составление собственных итоговых заданий по разделу «Фонетика старославянского языка» | - Письменный анализ сильных и слабых позиций редуцированных звуков во фрагменте из памятника старославянской письменности - Вопросник по разделу «Фонетика старославянского языка» - Итоговые тесты по разделу «Фонетика старославянского языка» |
7. | Морфология старославянского языка. Имя существительное | - Подготовка заданий, помогающих быстро выучить падежные флексии старославянских существительных - Морфологический разбор существительных в отрывке (15 строк) из старославянского памятника письменности | - Собственная система заданий, помогающая быстро выучить падежные флексии старославянских существительных - Письменный морфологический разбор существительных |
8. | Местоимения старославянского языка | - Подготовка заданий, помогающих быстро выучить падежные флексии старославянских местоимений - Морфологический разбор местоимений в отрывке (15 строк) из старославянского памятника письменности | - Собственная система заданий, помогающая быстро выучить падежные флексии старославянских местоимений - Письменный морфологический разбор местоимений |
9. | Имя прилагательное старославянского языка | - Составление заданий, помогающих быстро выучить падежные флексии старославянских прилагательных - Исследование особенностей образования, изменения и функционирования кратких прилагательных в старославянском и русском языках | - Собственная система заданий, помогающая быстро выучить падежные флексии старославянских прилагательных - Сообщение на внутривузовской научной студенческой конференции «Особенности образования, изменения и функционирования старославянских кратких прилагательных в сопоставлении с русским языком» |
10. | Глагол старославянского языка. Тематическое и нетематическое спряжение. Формы настоящего и будущего времен | - Составление заданий, помогающих быстро выучить старославянское спряжение глаголов в настоящем и будущем времени - Морфологический разбор глаголов в отрывке (15 строк) из старославянского памятника письменности - Составление алгоритма определения основы инфинитива в старославянском языке | - Собственная система заданий, помогающая быстро выучить личные окончания старославянских глаголов в форме настоящего и будущего времен - Письменный морфологический разбор глаголов - Схема-алгоритм определения основы инфинитива в старославянском языке |
11. | Формы прошедшего времени. Сослагательное и повелительное наклонения в старославянском языке | - Составление заданий, помогающих быстро выучить старославянское спряжение глаголов в прошедшем времени, сослагательном и повелительном наклонениях - Морфологический разбор глагольных форм в отрывке (15 строк) из старославянского памятника письменности | - Собственная система заданий, помогающая быстро выучить личные окончания старославянских глаголов в прошедшем времени, сослагательном и повелительном наклонениях - Письменный грамматический разбор глагольных форм |
12. | Неспрягаемые глагольные формы в старославянском языке. | - Морфологический разбор именных глагольных форм в отрывке (15 строк) из старославянского памятника письменности - Изучение вопроса о значении и функционировании супина в старославянском языке - Составление заданий по использованию таблицы «Признаки старославянских по происхождению слов в русском языке» в школе. | - Письменный грамматический разбор именных глагольных форм - Письменное объяснение, почему А.Х.Востоков назвал супин достигательным наклонением - Возможные варианты заданий для учащихся школ |
13. | Важнейшие памятники глаголического и кирилловского письма. Краткие сведения из синтаксиса старославянского языка в связи с чтением текстов. | - Подготовка фрагмента из произведений древнерусской литературы, в котором содержится старославянская лексика - Написание рефератов или подготовка презентаций с обязательным использованием собственных наблюдений над языком старославянского памятника письменности в процессе выполнения лабораторной работы | - Письменный анализ старославянизмов в данном фрагменте -Рефераты или презентации на темы: ü Старославянский язык и первые славянские памятники письменности ü Глаголические памятники письменности ü Кириллические памятники письменности ü Строй языка глаголических и кириллических памятников письменности ü Палеография и первые памятники славянской письменности |