Система курса

Тема 1. Судебная власть и правосудие.

1. Предмет, метод, система и значение дисциплины.

2. Правоохранительная деятельность государства.

3. Правовые источники дисциплины.

4. Понятие и сущность судебной власти. Свойства судебной власти.

1.

Судоустройство - это учебная дисциплина правоведения, которая изучает научно-теоретические проблемы организации и функционирования суда и иных органов осуществляющих правоохранительную деятельность в Республике Беларусь, странах участницах СНГ и других зарубежных странах, включая национальную правовую базу, которая закрепляет структуру, задачи и принципы организации и деятельности, систему полномочий и взаимодействие органов осуществляющих правоохранительную деятельность.

Предмет курса: Изучение ряда проблем, связанных с организацией и деятельностью суда, а также изучение закономерностей построения и функционирования органов, осуществляющих правоохранительную деятельность.

Методы исследования:

1. Теоретические

2. Эмпирические

Теоретические:

- нормативно-ценностный

- исторический

- функциональный

- сравнительный

- социологический

- формально-логический

- метод статистического анализа

Эмпирические:

- изучение документов

- опрос

- экспертная оценка.

Взаимосвязь судоустройства с другими отраслями права

С Общей теорией права С Конституционным правом С Административным правом

Т.к. ОТП составляет тео- т.к Конституция осуществляет т.к АП детально закрепляет

ритическую базу всех правовое регулирование всех принципы построения меха-

наук юридического ци- органов осуществляющих пра- низма государства вцелом и

кла и формирует тер- воохранительную деятельность ряда органов,осуществляющих

минологический ап- правоохранительную деятель-

парат ность

Система курса


совокупность взаимосвязанных проблем,

изучаемых в определенной последовательности и образующих 3 части


общая часть особенная часть специальная часть

предмет, метод, задачи и т.д. характеристика право- деятельность отдельных

охранительных органов правоохранительных органов

зарубежных стран

Значение курса в том, что он включает информацию по вопросам функционирования суда, прокуратуры, органов дознания и предварительного следствия, адвокатуры и нотариата и других органов, осуществляющих их правоохранительную деятельность, формируя тем самым базу для более детального изучения других правовых дисциплин.

2.

Правоохранительная деятельность рассматривается в двух смыслах на основании норм изложен в ст. 2 Конституции.

В широком смысле Правоохранительная деятельность – это деятельность специально правомочных органов обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок.

В узком смысле Правоохранительная деятельность – это деятельность специального управомочного органа по охране права от нарушений, осуществляя в установленной законом форме в соответствии с компетенцией того или иного органа.

Существующая в РБ система правоохранительных органов построена в соответствии с предметом их компетенции. В перечень правоохранительных органов включаются различные элементы государственного аппарата:

- суд,

- прокуратура,

- ОВД,

-органы государственной безопасности,

- нотариат,

- юридическая служба организации,

- адвокатура.

Функционирование правоохранительного органа находит свое объективное выражение в основных функциях, возложенных на него законом (иным НПА), для реализации которых он создавался.

Правоохранительные функции:

1. Осуществление правосудия

2. -Оказание правовой помощи,

-Оперативно-розыскная деятельность,

-Расследование преступлений,

-Прокурорский надзор.

3.

Под источниками курса понимается - совокупность внешних форм закрепления, интерпретации и применения правовых норм, а также иных социальных норм регулирующих статус судебной власти и правоохранительных органов в государстве, их организационное выражение.

Данные источники образуют определенную иерархию, в которой одни источники обладают большей юридической силой, по сравнению с другими.

Источники курса:

1. Источники нормативного характера:

- Конституция Республики Беларусь,

- Международные правовые акты,

-иные нормативно-правовые акты,

-Концепция судебно-правовой реформы,

-Концепция совершенствования законодательства Республики Беларусь,

-Судебная практика.

2. Источники ненормативного характера:

-Юридическая статистика,

-Литературные источники:

а) Специальная юридическая литература,

б) Материалы общественно-политической печати,

в) Материалы мемуарного характера.

4.

Ст.1.Конституции Республики Беларусь определяя сущность белорусского государства, указывает, что Республика Беларусь – унитарное, демократическое, социальное, правовое государство.

Признаком правового государства наряду с другими является реализация в практике государственного строительства принципа разделения властей. Согласно ст.6 Конституции Республики Беларусь государственная власть включает 3 основные ветви.

Гл.6. Конституции РБ «Суд» раскрывает понятие судебной власти – это принадлежащая судам возможность на основе права влиять на конфликтные общественные отношения, в целях всесторонней и всеобъемлющей защиты прав, свобод и законных интересов всех членов общества.

Судам принадлежит судебная власть, осуществляемая независимо от законодательной и исполнительной.

Конституция РБ закрепляет:

1. принадлежность судебной власти судам и принципы построения судебной системы, (ст.109 Конституции РБ).

2. гарантии прав граждан в ходе реализации полномочий с судебной властью.

3. основы правового статуса судей,

4. общие положения о функционировании Конституционного Суда РБ (ст.116 Конституции).

Сущность судебной власти проявляется через полномочия суда направленные на решение юридического конфликта правовыми средствами в рамках установленной процедуры.

Важнейшей судебной функцией раскрывающей сущность судебной власти является обеспечение всесторонней и всеобъемлющей защиты субъективных прав, свобод, и интересов.

Свойства судебной власти (гл.6 Конституции РБ):

1. Легитимность,

2. Исключительность: судебную власть вправе осуществлять только суды (ст.109Конституции РБ),

3. Независимость, самостоятельность, обособленность: при выполнении своих полномочий суды подчиняются только закону. Органы судебной власти пользуются самостоятельностью, которая проявляется в независимости судей: они подчиняются только Конституции РБ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия судьи никому не подчинены.

4. Властный характер полномочий суда: судебная власть является разновидностью государственной власти, наряду с законодательной и исполнительной судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти.

5. Реализация судебной власти на основе Конституции РБ и законов: (ст.110 Конституции РБ).Согласно ст.3 КоСиСС правовую основу судоустройства и статуса судей в РБ составляет Конституция РБ, КоСиСС и иные законодательные акты белорусского государства.

6. Правоприменительный характер: суд не издает нормативных актов, а применяет их к конкретным фактам и обстоятельствам. Вместе с тем судебная практика влияет на направление законодательной деятельности.

7. Полнота судебной власти: выражается в широких законодательно закрепленных полномочиях судов и судей в разрешении с помощью правовых методов самых разнообразных юридических споров и конфликтов, так и в применении к правонарушителям мер государственного принуждения.

Признаки правоохранительного органа:

1. Действует на основе специально созданной нормативной базы, основу которой составляет Конституция РБ.

2. Правоохранительный орган в лице своих должностных лиц функционирует согласно процедурам, также закрепленным нормативно (в законе), отвлечение влечет ответственность.

3. Правоохранительные органы обладают властными полномочиями.

4. Правоохранительные органы объединяет общность целей и задач: частная превенция, общая превенция, восстановление нарушений права, привлечение нарушителей к ответственности и т.п.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение курса «Судоустройства»

2. Что представляет собой предмет курса «Судоустройство»?

3. Какие методы курса «Судоустройства» вы можете назвать?

4. Охарактеризуйте соотношение курса «Судоустройство» с другими юридическими дисциплинами и отраслями права.

5. Какие элементы включает система курса «Судоустройство»?

6. Что такое правоохранительная деятельность государства? Каковы ее значение, отличительные черты и виды?

7. Назовите основные органы государства, осуществляющие правоохранительную деятельность.

8. Какова классификация источников курса «Судоустройство», охарактеризуйте их.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: