Полномочия хозяйственных судов

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусьрассматривает по первой инстанции дела, отнесенные к его подсудности Хозяйственным процессуальным кодексом:

1.хозяйственные (экономические) споры между Республикой Беларусь и административно-территориальны­ми единицами республики, между административно-территориальными единицами;

2.споры о признании недействительным (полностью или частично) ненормативного акта республиканского органа государственного управления или иного госу­дарственного органа, не соответствующего законода­тельству Республики Беларусь и нарушающего права и законные интересы юридических лиц и индивиду­альных предпринимателей;

3. споры, связанные с государственными секретами, и иные споры, отнесенные к подсудности Высшего Хо­зяйственного Суда.

4. ему предоставлено право дополнительно определять подсудность дел, принимать к своему производству и разрешать любое дело в порядке надзора по протес­там на вступившие в законную силу судебные акты хозяйственных судов;

5. пересматривает по вновь открывшимся обстоятель­ствам судебные акты.

Таким образом, Высший Хозяйственный Суд выпол­няет три судебные функции: действует в качестве суда первой, надзорной инстанции и судебной инстанции по возобновлению дел по вновь открывшимся обстоятель­ствам.

Высший Хозяйственный Суд:

• обращается в Конституционный Суд Республики Бе­ларусь с предложениями о даче заключений в соот­ветствии с ч. 2 ст. 112 и ч. 1 ст. 116 Конституции Республики Беларусь;

• изучает и обобщает практику применения хозяй­ственными судами хозяйственного законодательства, дает разъяснения по вопросам судебной практики;

• разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства;

• проверяет деятельность хозяйственных судов, заслу­шивает отчеты их председателей и судей, изучает и распространяет положительный опыт работы;

• ведет судебную статистику;

• осуществляет меры по созданию условий для эффек­тивной деятельности хозяйственных судов;

• решает в пределах своих полномочий вопросы по за­ключению и исполнению международных договоров Республики Беларусь, вопросы сотрудничества с су­дами иностранных государств;

• осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией, Законом «О хозяйственных судах в Республике Беларусь» и другими законодательны­ми актами.

Высший Хозяйственный Суд наделен законом правом принимать по вопросам внутренней деятельности хозяйственных судов и взаимоотношений между ними правовые акты, обязательные для хозяйственных судов.

Полномочия Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь осуществляются через его структурные подразделения, четко регламентированные законом.


43. Конституционный Суд Республики Беларусь осуществляет контроль за конституционностью норматив­ных актов в государстве. В своей деятельности Конституци­онный Суд Республики Беларусь основывается на следую­щих основных принципах:

— законность (ст. 110 Конституции Республики Беларусь);

— коллегиальность (все дела рассматриваются судом в полном составе);

— гласность (все решения Конституционного Суда публикуются в официальном издании — «Вестнике Консти­туционного Суда Республики Беларусь»);

— независимость гарантируется юридической процеду­рой рассмотрения дел.

Конституционный Суд Республики Беларусь формирует­ся в количестве 12 судей из высококвалифицированных спе­циалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень. 6 судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, 6 судей избираются Со­ветом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституци­онного Суда — 11 лет, предельный возраст 70 лет.

Конституционный Суд по предложениям Президента Рес­публики Беларусь, Палаты Представителей, Совета Республи­ки, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяй­ственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров дает заключения:

— о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Респуб­лики Беларусь Конституции и международно-правовым ак­там, ратифицированным Республикой Беларусь;

— о соответствии актов межгосударственных образова­ний, в которые входит Республика Беларусь, указов Прези­дента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицирован­ным Республикой Беларусь, законам и декретам;

— о соответствии Постановлений Совета Министров, ак­тов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Гене­рального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;

— о соответствии актов любого другого государственно­го органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декре­там и указам.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституци­онный Суд по предложению Президиума дает заключения о наличии фактов систематического либо грубого нарушения Палатами Парламента Конституции Республики Беларусь. Заключения Конституционного Суда вступают в силу непосредственно в момент его принятия, отмене и обжалованию не подлежат за исключением случаев:

а) когда стали известны новые обстоятельства и факты, коренным образом влияющие на вынесенные решения;

б) когда была изменена сама норма права, которая является предметом рассмотрения в Конституционном Суде.

Все дела рассматриваются коллегиально, т.е. в полном составе судей Конституционного Суда. Заседания суда созыва­ются Председателем, заместителем или старшим по возрасту судьей. Заседания созываются по мере необходимости по инициативе Председателя или не менее 5 судей Конституци­онного Суда. Решения принимаются в совещательной ком­нате большинством голосов. Раньше голос Председателя был Решающим, теперь же при возникновении ситуации, когда 6 судей выступают за конституционность акта, а 6 — против, то решение принимается в пользу конституционности акта.

Секретариат Конституционного Суда занимается технической организацией деятельности Конституционного < уда. Возглавляет ее Генеральный секретарь. Секретариат Функционирует в соответствии с положением, которое утвер­ждается самим судом.

Научно-консультационный совет создается из 2 сопредседателей, секретаря, членов совета, которые, как пра­вило, являются учеными-правоведами. Решения совета но­сят рекомендательный характер. Задачи совета:

— научное консультирование Конституционного Суда;

— оказание помощи в проведении анализа состояния конституционной законности в республике;

— помощь в подготовке посланий Президенту и Парламенту.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: