Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусьрассматривает по первой инстанции дела, отнесенные к его подсудности Хозяйственным процессуальным кодексом:
1.хозяйственные (экономические) споры между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами республики, между административно-территориальными единицами;
2.споры о признании недействительным (полностью или частично) ненормативного акта республиканского органа государственного управления или иного государственного органа, не соответствующего законодательству Республики Беларусь и нарушающего права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
3. споры, связанные с государственными секретами, и иные споры, отнесенные к подсудности Высшего Хозяйственного Суда.
4. ему предоставлено право дополнительно определять подсудность дел, принимать к своему производству и разрешать любое дело в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты хозяйственных судов;
5. пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам судебные акты.
Таким образом, Высший Хозяйственный Суд выполняет три судебные функции: действует в качестве суда первой, надзорной инстанции и судебной инстанции по возобновлению дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
Высший Хозяйственный Суд:
• обращается в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложениями о даче заключений в соответствии с ч. 2 ст. 112 и ч. 1 ст. 116 Конституции Республики Беларусь;
• изучает и обобщает практику применения хозяйственными судами хозяйственного законодательства, дает разъяснения по вопросам судебной практики;
• разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства;
• проверяет деятельность хозяйственных судов, заслушивает отчеты их председателей и судей, изучает и распространяет положительный опыт работы;
• ведет судебную статистику;
• осуществляет меры по созданию условий для эффективной деятельности хозяйственных судов;
• решает в пределах своих полномочий вопросы по заключению и исполнению международных договоров Республики Беларусь, вопросы сотрудничества с судами иностранных государств;
• осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией, Законом «О хозяйственных судах в Республике Беларусь» и другими законодательными актами.
Высший Хозяйственный Суд наделен законом правом принимать по вопросам внутренней деятельности хозяйственных судов и взаимоотношений между ними правовые акты, обязательные для хозяйственных судов.
Полномочия Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь осуществляются через его структурные подразделения, четко регламентированные законом.
43. Конституционный Суд Республики Беларусь осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве. В своей деятельности Конституционный Суд Республики Беларусь основывается на следующих основных принципах:
— законность (ст. 110 Конституции Республики Беларусь);
— коллегиальность (все дела рассматриваются судом в полном составе);
— гласность (все решения Конституционного Суда публикуются в официальном издании — «Вестнике Конституционного Суда Республики Беларусь»);
— независимость гарантируется юридической процедурой рассмотрения дел.
Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень. 6 судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, 6 судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного Суда — 11 лет, предельный возраст 70 лет.
Конституционный Суд по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты Представителей, Совета Республики, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров дает заключения:
— о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;
— о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;
— о соответствии Постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;
— о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.
В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд по предложению Президиума дает заключения о наличии фактов систематического либо грубого нарушения Палатами Парламента Конституции Республики Беларусь. Заключения Конституционного Суда вступают в силу непосредственно в момент его принятия, отмене и обжалованию не подлежат за исключением случаев:
а) когда стали известны новые обстоятельства и факты, коренным образом влияющие на вынесенные решения;
б) когда была изменена сама норма права, которая является предметом рассмотрения в Конституционном Суде.
Все дела рассматриваются коллегиально, т.е. в полном составе судей Конституционного Суда. Заседания суда созываются Председателем, заместителем или старшим по возрасту судьей. Заседания созываются по мере необходимости по инициативе Председателя или не менее 5 судей Конституционного Суда. Решения принимаются в совещательной комнате большинством голосов. Раньше голос Председателя был Решающим, теперь же при возникновении ситуации, когда 6 судей выступают за конституционность акта, а 6 — против, то решение принимается в пользу конституционности акта.
Секретариат Конституционного Суда занимается технической организацией деятельности Конституционного < уда. Возглавляет ее Генеральный секретарь. Секретариат Функционирует в соответствии с положением, которое утверждается самим судом.
Научно-консультационный совет создается из 2 сопредседателей, секретаря, членов совета, которые, как правило, являются учеными-правоведами. Решения совета носят рекомендательный характер. Задачи совета:
— научное консультирование Конституционного Суда;
— оказание помощи в проведении анализа состояния конституционной законности в республике;
— помощь в подготовке посланий Президенту и Парламенту.