V. О порядке проведения кредитной реформы

24. Порядок и сроки проведения кредитной реформы устанавливаются в отношении замены товарного кредита банковским Государственным банком, в отношении реорганизации сельскохозяйственного кредита — Народным комиссариатом земледелия Союза ССР— по соглашению с соответствующими народными комиссариатами Союза ССР, всесоюзными кооперативными центрами и представительствами союзных республик.

25. Народному комиссариату финансов Союза ССР поручается совместно с Государственным банком внести к 1 апреля 1930 г. на утверждение Совета Народных Комиссаров Союза ССР проект изменений в законодательстве Союза ССР, вытекающих из настоящего постановления.

26. Советам народных комиссаров союзных республик предлагается привести к 1 апреля 1930 г. республиканское законодательство в соответствие с настоящим постановлением.

27. Народному комиссариату финансов Союза ССР поручается при участии Всероссийского кооперативного банка, Государственного банка и всесоюзных кооперативных центров в недельный срок установить порядок ликвидации филиалов Всероссийского кооперативного банка.

Совету Народных Комиссаров УССР предлагается в двухнедель­ный срок установить порядок ликвидации филиалов Всеукраинского кооперативного банка.

Всероссийский и Всеукраинский кооперативные банки вносят не­обходимые изменения своих уставов на утверждение в установлен­ном порядке.

28. Всесоюзному совету сельскохозяйственной кооперации предлагается выработать устав Всесоюзного сельскохозяйственного кооперативно-колхозного банка и внести его в месячный срок через Народный комиссариат земледелия Союза ССР на утверждение Совета Народных Комиссаров Союза ССР.

29. Народному комиссариату финансов Союза ССР поручается разработать совместно с Народным комиссариатом земледелия Союза ССР, Государственным банком, Всесоюзным сельскохозяйственным кооперативно-колхозным банком, Всесоюзным советом сельскохозяйственной кооперации и Колхозцентром Союза ССР и внести в двухмесячный срок на утверждение Совета Народных Комиссаров Союза ССР проект сводного закона о сельскохозяйственном кредите в отмену всех действующих в этой области узаконений.

№ 3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦИК СССР и СНК СССР от 13 февраля 1930 года ПОЛОЖЕНИЕ О ПЕНСИЯХ И ПОСОБИЯХ ПО СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ Раздел I. ПЕНСИИ Глава 1. Пенсии по инвалидности 1. Право на пенсию по инвалидности имеют лица, работающие по найму, в случае наступления у них инвалидности (стойкой нетрудоспособности).Если инвалидность наступила вследствие несчастного случая, связанного с работой по найму, или вследствие профессионального заболевания, то пенсия назначается независимо от того, сколько времени данное лицо работало по найму.Если инвалидность наступила вследствие других причин, то пенсия назначается при условии, если данное лицо работало по найму не менее определенного срока. Чтобы получить право на пенсию, рабочие должны иметь стаж работы по найму от одного года до восьми лет, а служащие - от одного года до двенадцати лет в зависимости от возраста.Лица, ставшие инвалидами до достижения 20-летнего возраста, имеют право на пенсию независимо от того, сколько времени они работали по найму.Стаж работы по найму для различных категорий и возрастных групп, порядок исчисления этого стажа, а также списки профессиональных заболеваний устанавливаются Союзным советом социального страхования при Народном Комиссариате Труда Союза ССР.2. Пенсия по инвалидности назначается, если инвалидность наступила:а) в то время, когда данное лицо состояло на работе по найму;б) в течение двух лет со дня прекращения работы по найму;в) в течение двух лет со дня прекращения выплаты пособия по временной нетрудоспособности, если данное лицо продолжало получать это пособие после прекращения работы по найму;г) в период обеспечения по безработице.3. Инвалиду, который совершенно неспособен к труду и нуждается в постороннем уходе (инвалиду первой группы), пенсия назначается:а) в размере его полного заработка от работы по найму, если инвалидность наступила вследствие несчастного случая, связанного с работой по найму, или вследствие профессионального заболевания;б) в размере не менее двух третей его заработка от работы по найму, если инвалидность наступила вследствие других причин. 4. Инвалидам прочих групп пенсия назначается в пониженных размерах в зависимости от групп инвалидности, к которым они отнесены. Глава 2. Пенсия по случаю потери кормильца 5. Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют семьи лиц, работавших по найму, в случае смерти этих лиц.Право на пенсию имеют следующие члены семьи, находившиеся на иждивении умершего:а) дети, братья и сестры, не достигшие 16-летнего возраста, а обучающиеся в учебных заведениях - 18-летнего возраста;б) дети, братья и сестры, хотя и достигшие 16 (18) лет, но потерявшие трудоспособность до достижения этого возраста;в) родители и супруг, нетрудоспособные или престарелые, т.е. достигшие: мужчины - 60 лет, а женщины - 55 лет;г) один из родителей или супруг независимо от трудоспособности и возраста, если он занят уходом за детьми, братьями и сестрами умершего кормильца, не достигшими 8 лет.6. Если кормилец умер вследствие несчастного случая, связанного с его работой по найму, или вследствие профессионального заболевания, то пенсия семье назначается независимо от того, сколько времени кормилец работал по найму.В случае смерти кормильца от других причин пенсия семье назначается при условии, если кормилец имел такой стаж работы по найму, который давал бы ему право на пенсию по инвалидности (смотри ст. 1).Если кормилец получал пенсию от страховой кассы, то пенсия семье назначается независимо от того, сколько времени кормилец работал по найму.7. Пенсия семье назначается, если смерть кормильца наступила:а) в то время, когда он состоял на работе по найму;б) в течение одного года со дня прекращения им работы по найму;в) в течение одного года со дня прекращения выплаты пособия по временной нетрудоспособности, если кормилец получал это пособие после прекращения работы по найму;г) в период обеспечения по безработице;д) в период получения пенсии от страховой кассы или в течение года со дня последней выплаты ему пенсии.8. Когда в семье право на пенсию имеют более двух лиц, то пенсия назначается:а) в размере не менее трех четвертей заработка кормильца от работы по найму, если он умер вследствие несчастного случая, связанного с работой по найму, или вследствие профессионального заболевания;б) в размере не менее четырех девятых заработка кормильца от работы по найму, если он умер от других причин.Однако, когда в семье имеется более двух круглых сирот, то пенсия во всех случаях назначается в размере не менее трех четвертей заработка кормильца от работы по найму.9. Когда в семье право на пенсию имеют одно или два лица, то пенсия назначается в пониженном размере.10. Пенсия по случаю потери кормильца назначается семьям лиц, признанных безвестно отсутствующими, на тех же основаниях, как и семьям умерших.Пенсия назначается при условии, если заявление о признании кормильца безвестно отсутствующим было подано в течение двух лет со дня, по который кормильцем получена плата за работу по найму, пособие по временной нетрудоспособности либо безработице или пенсия от страховой кассы. Глава 3. Пенсия по старости 11. Право на пенсию по старости имеют:а) рабочие следующих отраслей промышленности: горной, металлической (в том числе электропромышленности), химической, текстильной, полиграфической, стекольно - фарфоровой, табачно - махорочной;б) рабочие железнодорожного и водного транспорта.Распространение обеспечения по старости на рабочих других отраслей, а также на служащих производится Союзным советом социального страхования.12. Пенсия по старости назначается:а) мужчинам, достигшим до оставления работы по найму 60 лет и при том проработавшим по найму в общей сложности не менее 25 лет;б) женщинам, достигшим до оставления работы по найму 55 лет и при том проработавшим по найму в общей сложности не менее 20 лет.Лицам, занятым на подземных работах в горной промышленности, пенсия по старости назначается, если они достигли 50 лет и при том проработали в общей сложности не менее 20 лет, из которых не менее 10 лет на подземных работах.Союзный совет социального страхования имеет право для лиц, занятых в других вредных производствах, понижать установленный стаж и возраст.13. Союзный совет социального страхования устанавливает, сколько лет из общего стажа работы по найму нужно проработать в тех отраслях, в которых введено обеспечение по старости, чтобы получить право на пенсию.14. Пенсия по старости назначается независимо от состояния трудоспособности.15. Пенсия по старости назначается в размере не менее половины прежнего заработка пенсионера от работы по найму. Глава 4. Общие положения 16. Лицо, имеющее право на пенсию по нескольким основаниям или от различных органов (например, пенсию по старости и пенсию по инвалидности, пенсию по инвалидности и за выслугу лет, пенсию по социальному страхованию и по социальному обеспечению и т.п.), может получать только одну пенсию по своему выбору.17. Союзный совет социального страхования устанавливает группу инвалидности в зависимости от степени утраты трудоспособности, порядок определения заработка от работы по найму для исчисления размеров пенсий, а также размеры пенсий в случаях, когда в настоящем Положении установлены только их низшие или высшие размеры (смотри п. "б" ст. 3, ст. 4, ст. 8, ст. 9 и ст. 15).18. Союзный совет социального страхования имеет право устанавливать:а) группы инвалидности, при которых пенсии инвалидам или членам семьи не назначаются;б) предельные суммы, выше и ниже которых пенсии всех видов не могут назначаться по различным поясам.19. Распределение местностей по различным поясам производится республиканскими советами социального страхования в пределах общего поясного деления и среднего размера норм обеспечения, установленного для данной союзной республики Союзным советом социального страхования. Это распределение обязательно сообщается до опубликования Союзному совету социального страхования, который имеет право изменять произведенное республиканскими советами социального страхования распределение местностей по поясам.20. Пенсии выдаются:а) инвалидам и нетрудоспособным членам семей, потерявших кормильца, - в течение всего времени нетрудоспособности;б) престарелым родителям и супругу - пожизненно;в) родителям и супругу, занятым уходом за недостигшими 8-летнего возраста детьми, братьями и сестрами умершего кормильца, - до достижения последними 8 лет;г) детям, братьям и сестрам умершего кормильца, не достигшим 16-летнего (18-летнего) возраста, - до достижения ими этого возраста;д) лицам, обеспечиваемым по старости, - пожизненно.Начальный срок выдачи пенсий устанавливается Союзным советом социального страхования. Раздел II. ПОСОБИЯ Глава 1. Пособие по временной нетрудоспособности 21. В случае временной нетрудоспособности лиц, работающих по найму (болезнь, беременность, роды, карантин и уход за больными членами семьи), им выдается пособие в размере их заработка от работы по найму.22. Пособие по временной нетрудоспособности выдается:а) больным - со дня прекращения работы вследствие болезни до выздоровления или до признания их инвалидами;б) беременным и роженицам - в течение отпуска по беременности и родам, установленного кодексом законов о труде;в) лицам, находящимся в карантине, - в течение времени карантина;г) лицам, занятым уходом за больными членами семьи, - в течение времени разрешенной неявки на работу.23. Союзный совет социального страхования устанавливает порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности и порядок освобождения от работы по временной нетрудоспособности.24. Союзный совет социального страхования имеет право устанавливать предельную сумму пособия по временной нетрудоспособности. При недостатке средств социального страхования он имеет право понижать размер этого пособия, но не более чем на одну треть заработка как по всему Союзу ССР, так и по отдельным районам или для отдельных категорий застрахованных.Союзный совет социального страхования имеет также право устанавливать требование определенного (но не более одного года) стажа работы по найму для получения пособия по беременности и родам и порядок исчисления этого стажа. Глава 2. Пособие по случаю рождения ребенка 25. Пособия по случаю рождения ребенка (на предметы ухода и на кормление) выдаются:а) женщинам, работающим по найму, и женам лиц, работающих по найму;б) безработным женщинам, имеющим право на пособие по безработице, и женам безработных, имеющих право на это пособие;в) женщинам, получающим пенсию от страховой кассы, и женам лиц, получающих эту пенсию.26. Союзный совет социального страхования устанавливает условия выдачи пособий по случаю рождения ребенка, виды и нормы этих пособий для отдельных категорий застрахованных и их жен, а также продолжительность выдачи пособия на кормление.27. Союзный совет социального страхования имеет право устанавливать предельный размер заработка, пенсий или иных доходов обоих родителей или каждого из них, при котором пособия по случаю рождения ребенка не выдаются, а также требование определенного (но не более одного года) стажа работы по найму для получения этих пособий и порядок его исчисления. Глава 3. Пособие на погребение 28. Пособие на погребение выдается в случае смерти:а) лиц, работающих по найму;б) безработных, имеющих право на пособие по безработице;в) лиц, получающих пенсию от страховой кассы;г) членов семьи, находящихся полностью на иждивении указанных выше лиц.29. В случае смерти лица, работающего по найму, безработного или пенсионера, пособие выдается тем ближайшим родственникам, которые производят расходы на погребение. В случае смерти членов семьи пособие выдается самому работающему по найму, безработному или пенсионеру.30. Союзный совет социального страхования устанавливает условия выдачи пособия на погребение, нормы пособия для отдельных категорий застрахованных и их семей, круг членов семьи, на погребение которых выдается пособие, и круг лиц, которые имеют право получить пособие на погребение самого застрахованного, безработного или пенсионера. Глава 4. Пособие по безработице 31. Пособие по безработице выдается только безработным, работавшим ранее по найму.32. Союзный совет социального страхования устанавливает условия выдачи пособия по безработице, нормы этого пособия и предельный срок его выдачи для отдельных категорий безработных.33. Союзный совет социального страхования имеет право устанавливать требование определенного стажа работы по найму для получения пособия по безработице и порядок исчисления этого стажа. Глава 5. Общие положения 34. Нормы пособий по случаю рождения ребенка, на погребение и по безработице и предельные суммы пособия по временной нетрудоспособности могут устанавливаться Союзным советом социального страхования по поясам (смотри ст. 19). Раздел III. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫДАЧИ ПЕНСИЙ И ПОСОБИЙ 35. С заявлением о назначении пенсии по инвалидности можно обращаться в страховую кассу:а) в течение двух лет со дня прекращения работы по найму;б) в течение двух лет со дня прекращения выплаты пособия по временной нетрудоспособности, если данное лицо получало это пособие после прекращения работы по найму;в) в период обеспечения по безработице.С заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца можно обращаться в страховую кассу не позднее двух лет со дня смерти кормильца или со дня признания его безвестно отсутствующим.36. Суммы назначенной пенсии, за получением которых пенсионер своевременно не обратился в страховую кассу, выдаются ему за прошлое время не более чем за шесть месяцев.37. За пособием по временной нетрудоспособности можно обращаться в страховую кассу не позднее шести месяцев со дня восстановления трудоспособности или признания инвалидности.Это пособие выдается лишь за то время нетрудоспособности, которое падает на последний год перед обращением за этим пособием.38. За пособием на предметы ухода за ребенком можно обращаться не позднее шести месяцев со дня рождения его.39. За пособием на кормление ребенка можно обращаться не позднее десяти месяцев со дня рождения ребенка. При этом пособие выдается за все прошлое время.40. За пособием на погребение можно обращаться не позднее шести месяцев со дня смерти.41. С заявлением о назначении пособия по безработице можно обращаться лишь в течение безработицы.За назначенным, но своевременно не полученным пособием, безработный может обратиться в течение всего времени безработицы и не позднее одного месяца со дня поступления на работу. При этом пособие выдается не более, чем за два прошедших месяца.42. При пропуске сроков, установленных для заявления о назначении пенсий и пособий, они могут назначаться лишь в исключительных случаях.Порядок назначения пенсий и пособий в случае пропуска сроков устанавливается республиканскими советами социального страхования.43. Если пенсионер или безработный имеет заработок или иные доходы, то выплата пенсии или пособия по безработице может быть приостановлена или вовсе прекращена, либо размер их может быть уменьшен.Выдача пенсии и пособия по безработице приостанавливается на время лишения пенсионера или безработного свободы, либо высылки или ссылки в судебном или административном порядке.Союзный совет социального страхования устанавливает правила применения настоящей статьи. 44. Взамен выдачи пенсии страховая касса имеет право поместить пенсионера, с его согласия, в учреждение для инвалидов, а пенсионера, не достигшего 16 лет, с согласия родителей или опекуна в детский дом или другое соответствующее учреждение. В этом случае размер пенсии определяется по числу остальных членов семьи, имеющих право на обеспечение.Оплата содержания не достигших 16-летнего возраста пенсионеров, помещенных в детские дома и соответствующие им учреждения, не принадлежащие страховым органам, производится страховыми органами. Порядок оплаты устанавливается по соглашению между народными комиссариатами просвещения и народными комиссариатами труда союзных республик.45. Страховая касса имеет право взамен выдачи пенсии направить пенсионера в специальное учреждение для обучения и переобучения.46. В случае вступления пенсионера в кооперативную артель инвалидов или в иную промыслово - кооперативную артель либо в колхоз страховая касса может внести за него пай или часть пая.Удержание внесенной за инвалида суммы производится страховой кассой из причитающейся инвалиду пенсии не ранее истечения трех месяцев со дня вступления его в объединение.Союзный совет социального страхования устанавливает предельный размер взноса в счет пая, порядок его удержания и условия выдачи пенсий инвалидам, вступившим в кооперативные артели или колхозы.47. Страховая касса имеет право взамен выдачи пособий по случаю рождения ребенка оказывать помощь натурой (выдавать предметы ухода за ребенком, организовать питание матери и ребенка и т.п.).48. Страховая касса имеет право взамен выдачи пособия на погребение принять на себя погребение умершего.49. Страховая касса имеет право заменить выдачу пособия по безработице трудовой помощью (обучение и переобучение, направление в трудовые коллективы и на общественные работы), а также внести за безработного за счет причитающегося ему пособия пай в колхоз или другое кооперативное объединение, если он вступит в такое объединение.Союзный совет социального страхования устанавливает условия и порядок замены пособия по безработице трудовыми видами помощи, а также внесения пая за счет пособия.50. Суммы пенсий и пособий, излишне выданные застрахованным и членам их семей вследствие злоупотреблений с их стороны (представление неправильных документов и т.п.), могут быть удержаны страховой кассой при последующих выплатах этим лицам независимо от привлечения их к уголовной ответственности. Раздел IV. ЛИШЕНИЕ ПЕНСИЙ И ПОСОБИЙ 51. Не пользуются правом на пенсию и на пособие по безработице лица, которые не имеют права по конституциям союзных республик выбирать в советы:а) вследствие своей классовой принадлежности; б) вследствие своей служебной деятельности на определенных должностях при царском строе и при белых правительствах;в) вследствие своего участия в белых армиях и контрреволюционных бандах;г) как служители религиозных культов.52. Не пользуются правом на пенсию и на пособие по безработице лица, которым в порядке чистки аппарата запрещена навсегда или на время служба во всех советских и кооперативных органах, а также общественных организациях (вычищенные по первой категории).При этом лица, которым служба запрещена на время, не пользуются правом на пособие по безработице в течение срока запрещения им службы.53. Не пользуются правом на пенсию и на пособие по безработице лица, которые лишены этого права приговором суда, в течение срока, установленного приговором.54. Лицам, привлеченным к уголовной ответственности за преступления, по которым судом может быть назначено лишение права на пенсию или на пособие по безработице, выдача пенсии или пособия приостанавливается.В случае оправдания этих лиц, прекращения возбужденных против них дел или осуждения их без лишения права на пенсию и пособие по безработице пенсия или пособие выдается им на общих основаниях.55. В случае восстановления в правах лиц, не имеющих права выбирать в советы или лишенных права служить в государственных органах, кооперативных и общественных организациях, страховые кассы имеют право назначать им пенсию или пособие по безработице при условии, если заявление о назначении пенсии или пособия поддержано государственным органом либо профессиональной или другой общественной организацией.Настоящая статья не распространяется на лиц, включение которых избирательными комиссиями в списки лишенцев было признано неправильным вышестоящими органами. Этим лицам пенсии и пособия должны назначаться на общих основаниях.56. В случае смерти или безвестного отсутствия лиц, не имеющих права выбирать в советы или лишенных навсегда права службы, члены их семей не пользуются правом на пенсию по случаю смерти кормильца.Правила выдачи пенсии по случаю смерти кормильца семьям лиц, лишенных права службы на время или приговоренных судом к лишению права на пенсию, устанавливаются Союзным советом социального страхования.57. Пособие по временной нетрудоспособности не выдается за первые 5 дней болезни, наступившей вследствие острого опьянения или действий, вызванных острым опьянением (драки, ранения и т.п.).58. Страховые кассы имеют право не выдавать или прекращать выдачу пособия по временной нетрудоспособности, если отпуск, предоставленный для лечения, используется не по назначению.59. Союзный совет социального страхования устанавливает порядок лишения пенсий, пособий по безработице и пособий по временной нетрудоспособности. Раздел V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 60. Союзный совет социального страхования имеет право устанавливать виды обеспечения, особые условия, особые нормы и особые сроки обеспечения, а также особый порядок исчисления пенсий и пособий для следующих категорий застрахованных и их семей: а) лиц, занятых на сезонных и временных работах;б) лиц, занятых по найму в крестьянских хозяйствах;в) лиц, занятых по найму в домашнем хозяйстве;г) учеников, занятых у кустарей и ремесленников, в промысловой кооперации и в трудовых артелях;д) старателей, занятых добычей благородных металлов и драгоценных камней; е) квартирников;ж) лиц, занятых по найму в учреждениях и предприятиях Союза ССР за границей.61. Льготы для военнослужащих и их семей по обеспечению пенсиями и пособиями в порядке социального страхования устанавливаются кодексом о льготах для военнослужащих и военнообязанных Рабоче - Крестьянской Красной Армии и их семей.62. Особыми законами регулируется обеспечение пенсиями по социальному страхованию за выслугу лет и героев труда.63. Инструкции по применению настоящего Положения издаются Союзным советом социального страхования. Председатель ЦИК Союза ССРМ.КАЛИНИНЗаместитель ПредседателяСНК Союза ССР

Секретарь ЦИК Союза ССР

№ 4 ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июля 1932 года ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОБРОВОЛЬНЫХ ОБЩЕСТВАХ И СОЮЗАХ 1. Утвердить нижеследующее Положение о добровольных обществах и союзах. ПОЛОЖЕНИЕ О ДОБРОВОЛЬНЫХ ОБЩЕСТВАХ И ИХ СОЮЗАХ I. Общие положения 1. Добровольные общества и их союзы, являясь организациями общественной самодеятельности трудящихся масс города и деревни, ставят своей задачей активное участие в социалистическом строительстве Союза ССР, а также содействие укреплению обороны страны.2. В целях объединения руководства деятельностью двух или нескольких добровольных обществ, близких по своим задачам, организуются союзы добровольных обществ.3. Добровольные общества и их союзы проводят свою деятельность в соответствии с планом народного хозяйства и социально - культурного строительства, практически участвуя в осуществлении очередных задач советской власти по соответствующим отраслям социалистического строительства.Научно - исследовательская работа добровольных обществ проводится на основе марксистско - ленинского метода.4. Учредителями и членами добровольных обществ могут быть:а) граждане Союза ССР, достигшие 18-летнего возраста, за исключением лиц, лишенных избирательных прав [1];в) государственные учреждения, хозяйственные органы и общественные организации.Уставом общества может быть специально предусмотрено участие в данном обществе, в качестве членов, трудящихся, не достигших 18-летнего возраста.Иностранцы, живущие за пределами Союза ССР, могут приниматься в члены добровольных обществ в каждом отдельном случае по постановлению органа управления общества. Лица, проявившие враждебное отношение к революционному движению пролетариата, не могут быть приняты в члены добровольного общества.5. В добровольных обществах и их союзах могут быть организованы юношеские секции и кружки.Юношеские секции и кружки работают под руководством органов управления общества или союза на основе положении о них, устанавливаемых по соглашению с организациями ВЛКСМ. 6. Добровольные общества и их союзы устанавливают в своей работе тесную связь с соответствующими секциями советов фабрично - заводскими, транспортными и т.п. предприятиями, совхозами, колхозами, профсоюзами и другими общественными организациями, а также с научно - исследовательскими институтами и учебными заведениями.7. Добровольные общества и их союзы могут в установленном законом порядке издавать свои труды, а также открывать необходимые для практического осуществления их задач лаборатории, опытные станции, выставки, студии, мастерские и т.д.Организация добровольными обществами и их союзами производственных и торговых предприятий допускается лишь в тех случаях, когда эти предприятия по своему характеру непосредственно отвечают задачам данного общества или союза.8. Добровольные общества и их союзы не могут ставить своей задачей защиту правовых и экономических интересов своих членов, за исключением тех случаев, когда это специально предусмотрено законом. Добровольные общества и союзы не могут именоваться профессиональными союзами.9. Добровольные общества и их союзы, в зависимости от района их деятельности, являются всесоюзными, всероссийскими, республиканскими (АССР), краевыми, областными, районными, городскими или сельскими.10. Взаимоотношения местных отделений добровольных обществ и союзов с руководящими органами данного общества или союза, а также объем имущественных прав местных отделений определяются уставом отдельных обществ и союзов. II. Порядок организации обществ и союзов 11. Заявления об утверждении уставов добровольных обществ подаются вместе с проектом устава в соответствующий центральный или местный орган (ст. 14) за подписями не менее десяти учредителей.Заявления об утверждении уставов союзов добровольных обществ подаются вместе с проектом устава в те же органы от имени не менее двух добровольных обществ, существующих на основе утвержденных уставов.12. Соответствующий государственный орган в месячный срок со дня получения заявления об утверждении устава добровольного общества или союза:а) разрешает вопрос о целесообразности организации данного общества (или союза);б) рассматривает устав общества (или союза) как со стороны соответствия целей данного общества или союза общим задачам данной отрасли социалистического строительства, так и со стороны соответствия проекта устава закону;в) рассматривает персональный состав учредителей общества, пользуясь при этом правом отвода отдельных лиц из состава учредителей;г) согласовывает вопрос об учреждении общества (или союза) и проект его устава с подлежащими ведомствами и общественными организациями;д) утверждает устав или сообщает учредителям об отказе в утверждении устава.13. Уставы добровольных обществ (и их союзов) должны обязательно предусматривать:а) задачи общества или союза, способы их осуществления и район деятельности;б) порядок поступления в члены общества или союза и порядок выбытия из них;в) права и обязанности членов общества (или союза);г) порядок образования и предметы ведения органов управления общества или союза и их местонахождение;д) источники образования средств общества (или союза);е) сроки, порядок созыва и предметы ведения общих и делегатских собраний, съездов или конференций членов общества или союза;ж) наименование наркомата или учреждения, осуществляющего наблюдение и контроль за работой данного общества или союза;з) для обществ и союзов, имеющих отделения на местах, взаимоотношения местных отделении с руководящими органами общества или союза, объем имущественных прав местных отделений (ст. 10), а также наименьшее число членов общества (или союза) в данном населенном пункте или административно - территориальной единице, при наличии которого там может быть организовано местное отделение общества или союза (ст. 16);и) порядок отчетности о деятельности общества или союза;к) порядок изменения устава общества или союза;л) порядок прекращения деятельности общества или союза. 14. Уставы всероссийских добровольных обществ и союзов, задачи которых непосредственно связаны с деятельностью отдельных народных комиссариатов или приравненных к ним центральных учреждений РСФСР, утверждаются соответствующими наркоматами или учреждениями, причем вопрос об источниках образования средств этих обществ и союзов предварительно согласуется ими с НКФином РСФСР.Уставы всероссийских добровольных обществ и союзов, задачи которых выходят за пределы круга ведения отдельных наркоматов, утверждаются Президиумом ВЦИК.Уставы добровольных обществ и союзов республиканского (АССР), краевого, бластного и городского значения утверждаются, в зависимости от района их деятельности, президиумами ЦИКов автономных республик, соответствующими краевыми (областными) исполкомами или горсоветами; уставы обществ и союзов районного и сельского значения - соответствующими райисполкомами.Уставы добровольных обществ и союзов, деятельность которых выходит за пределы одной административно - территориальной единицы, утверждаются вышестоящим исполкомом или соответствующим центральным учреждением.Уставы всесоюзных обществ и союзов, предусматривающие местонахождение правления (совета) в пределах РСФСР, утверждаются в том же порядке, который установлен настоящим Положением для всероссийских обществ и союзов.15. Со дня утверждения устава добровольное общество или союз добровольных обществ считается организованным и пользуется правами юридического лица. До этого учредители общества или союза могут предпринимать лишь такие действия, которые необходимы для его организации: созыв собраний учредителей, образование организационного бюро и т.п.16. Местные отделения добровольного общества или союза могут быть организованы при наличии в данном населенном пункте или административно - территориальной единице не менее определенного в уставе числа членов общества.Местные отделения добровольных обществ и союзов регистрируются: а) при утверждении устава наркоматом или центральным учреждением РСФСР - в соответствующих наркоматах АССР, отдела (управлениях) краевых и областных исполкомах, общих отделах райисполкомов, городских или сельских советах, в зависимости от района деятельности отделения;б) при утверждении устава Президиумом, а также ЦИКами АССР, краевыми, областными или районными исполкомами - секретариатами соответствующих исполкомов, общими отделам райисполкомов, городскими или сельскими советами в зависимости от района деятельности отделения.О состоявшейся регистрации отделения отделы (управления) краевых, областных и районных исполкомов доводят до сведения секретариатов президиумов соответствующих исполкомов, а сельсоветы - до сведения райисполкомов.Органам, регистрирующим местные отделения, предоставляется право отвода отдельных лиц из числа учредителей и членов данного отделения общества или союза.В том же порядке регистрируются на территории РСФСР отделения добровольных обществ и союзов, уставы которых утверждены в другой союзной республике. III. Наблюдение и контроль за деятельностью добровольных обществ и их союзов 17. Наблюдение и контроль за деятельностью добровольных обществ и союзов возлагается на орган, утвердивший устав данного общества или союза.Наблюдение и контроль за деятельностью отделений добровольных обществ и союзов возлагается на органы, зарегистрировавшие их устав.18. Учреждения, осуществляющие наблюдение и контроль за деятельностью добровольных обществ, их союзов и отделений, имеют право: а) знакомиться со всей деятельностью названных организаций путем непосредственного обследования работы обществ, их союзов и отделений и заслушивания их отчетных докладов и б) давать обществам, их союзам и отделениям обязательные для них указания в соответствии с уставами этих организаций.Наблюдение и контроль за деятельностью добровольных обществ, их союзов и отделений осуществляется с привлечением к этому делу секций местных исполкомов и советов и других общественных организаций.19. Добровольные общества, их союзы и отделения представляют отчеты о своей деятельности тому учреждению, которому принадлежит наблюдение и контроль за их деятельностью.20. В случае нарушения добровольным обществом и их союзом действующего законодательства или общей политики советской власти, а равно уклонения от указанных в уставе целей и задач, орган, осуществляющий наблюдение и контроль за деятельностью данного общества или союза, может отводить как отдельных членов общества (или союза), так и членов их органов управления, досрочно распускать выборные органы управления и принимать другие меры вплоть до ликвидации общества (или союза).21. Связь добровольных обществ и их союзов с массами, а также контроль широких масс над деятельностью обществ и союзов осуществляется путем заслушивания их отчетных докладов на пленумах секций исполкомов и советов, на широких собраниях рабочих и колхозников, а также путем установления шефства отдельных фабрик и заводов над обществами и союзами. IV. Порядок прекращения деятельности добровольных обществ и их союзов 22. Добровольные общества и их союзы прекращают свою деятельность:а) по постановлению общего собрания (съезда) или собрания уполномоченных общества или союза;б) по распоряжению органа, утвердившего устав общества или союза.При необходимости ликвидации местного отделения общества или союза местный орган, которым было зарегистрировано данное отделение (ст. 16), может приостановить его деятельность с доведением об этом до сведения органа, утвердившего устав общества или союза.23. В случае ликвидации общества или союза по постановлению общего собрания (съезда) или собрания уполномоченных общество (союз) представляет об этом мотивированный доклад органу, утвердившему его устав, и руководствуется его указаниями.24. В случае ликвидации общества или союза по распоряжению органа, утвердившего устав, деятельность общества (или союза) приостанавливается и создается ликвидационная комиссия при этом органе из представителей заинтересованных учреждений и организаций с участием представителя ликвидируемого общества или союза.25. Все оставшееся после ликвидации общества или союза имущество передается государственным учреждениям или общественным организациям по указанию органа, утвердившего устав данного общества или союза.26. О состоявшейся ликвидации общества или союза и о передаче его имущества обязательно извещается орган, утвердивший его устав.27. Деятельность добровольных обществ и их союзов прекращается без ликвидации в случае слияния двух и нескольких обществ (или союзов) в одно, а также в случае разделения одного общества (или союза) на две или более самостоятельных организации.Порядок слияния и разделения имущества обществ и их союзов в этих случаях определяется по указанию органов, утверждающих уставы.Слияние и разделение обществ и их союзов считается окончательно состоявшимся по утверждении в установленном порядке уставов вновь образовавшихся обществ (или союзов). V. Обжалование постановлений по делам об обществах и союзах 28. Постановления и распоряжения соответствующих органов по вопросам утверждения уставов добровольных обществ и их союзов, наблюдения и контроля за их деятельностью могут быть заинтересованным обществом (союзом) или его учредителями обжалованы в установленном порядке в вышестоящий орган, постановления которого считаются окончательными и дальнейшему обжалованию не подлежат. № 5 ПОСТАНОВЛЕНИЕ СНК СССР от 15 февраля 1936 г. N 254 О ПОРЯДКЕ ПЕРЕДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ В развитие Постановления ЦИК и СНК ССР от 29 апреля 1935 г. "О передаче государственных предприятий, зданий и сооружений" (С.З. СССР, 1935, N 28, ст. 221) Совет Народных Комиссаров СССР постановляет:1. Промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, торговые и иные предприятия, а также здания и сооружения передаются государственными органами другим государственным органам, не находящимся в подчинении одного и того же ведомства (народного комиссариата, центрального управления) или местного исполнительного комитета (совета):а) по постановлениям Совета Народных Комиссаров Союза ССР - в тех случаях, когда хотя бы одна из сторон, участвующих в передаче, является учреждением или предприятием союзного подчинения;б) по постановлениям советов народных комиссаров соответствующих союзных республик - в тех случаях, когда обе стороны являются учреждениями или предприятиями республиканского или местного подчинения.2. Передача имущества, указанного в ст. 1, одним государственным органом другому государственному органу, находящемуся в подчинении того же ведомства (народного комиссариата, центрального управления), либо того же местного исполнительного комитета (совета), производится по распоряжению руководителя ведомства или по постановлению соответствующего исполнительного комитета (совета).3. В изъятие из ст. 1:а) здания и сооружения, стоимость которых не превышает 1000000 рублей, могут быть передаваемы из одного ведомства (народного комиссариата, центрального управления) Союза ССР в другое по распоряжению руководителей обоих ведомств, а из подчинения народного комиссариата СССР в республиканское или местное и наоборот - по распоряжению руководителя ведомства Союза ССР и совета народных комиссаров союзной республики;б) здания и сооружения, стоимость которых не превышает 100000 рублей, могут передаваться из одного ведомства союзной республики в другое по распоряжению руководителей обоих ведомств, а из подчинения народного комиссариата СССР в местное и наоборот - по распоряжению руководителя ведомства Союза ССР и краевого (областного) исполнительного комитета или совета народных комиссаров автономной республики - по принадлежности;в) принадлежащие местным советам строения, находящиеся на участках, отводимых местными советами под застройку, могут передаваться организациям - застройщикам, независимо от стоимости строений, постановлениями соответствующих местных советов.4. Передача предприятий, зданий и сооружений государственными органами кооперативным и общественным организациям производится по постановлениям Совета Народных Комиссаров Союза ССР или советов народных комиссаров союзных республик, по принадлежности, в зависимости от подчиненности участвующего в этой передаче государственного органа.Изъятия, предусмотренные в ст. 3, соответственно применяются и к случаям передачи указанного имущества государственными органами кооперативным и общественным организациям.5. Передача предприятий, зданий и сооружений государственными органами другим государственным органам производится безвозмездно путем списания стоимости передаваемого имущества с баланса передающего органа на баланс принимающего органа. Действующие предприятия передаются по балансу со всем активом и пассивом.Все платежи, которые до издания настоящего Постановления не были внесены за переданные ранее государственными органами друг другу предприятия, здания и сооружения, аннулируются.6. С изданием настоящего Постановления считать утратившими силу:а) Постановление ЦИК и СНК Союза ССР от 21 декабря 1927 г. "О порядке возмездной и безвозмездной передачи имущества государственных учреждений и предприятий другим государственным учреждениям и предприятиям" (С.З. СССР, 1928, N 2, ст. 13; 1930, N 48, ст. 500) - в отношении государственных предприятий, зданий и сооружений;б) пункт "д" ст. 15 и часть 2 ст. 19 "Положения о государственных трестах", утвержденного ЦИК и СНК Союза ССР 29 июня 1927 г. (С.З. СССР, 1927, N 39, ст. 392);в) ст. 3 Постановления СНК Союза ССР от 11 января 1930 г. "Об изменениях в законодательстве Союза ССР в связи с Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР о порядке признания имеющими общесоюзное значение элеваторов и зерноскладов" (С.З. СССР, 1930, N 8, ст. 100);г) Постановление ЦИК и СНК Союза ССР от 13 октября 1931 г. "О порядке изъятия предприятий из местной и республиканской промышленности" (С.З. СССР, 1931, N 63, ст. 409 и N 75, ст. 504, п. 7). Председатель СНК Союза ССРВ.МОЛОТОВ Управляющий Делами СНК Союза ССР

И.МИРОШНИКОВ

№ 6. ПОСТАНОВЛЕНИ СНК СССРот 4 июня 1936 г. N 988 О РАССМОТРЕНИИ ЖАЛОБ ТРУДЯЩИХСЯ Успехи социалистического строительства и рост общественной активности трудящихся ставят с особой остротой вопрос об усилении борьбы с недостатками и бюрократическими извращениями в советском аппарате, а также с фактами нарушения революционной законности. Это требует действительно внимательного и чуткого отношения со стороны всех советских и хозяйственных организаций к заявлениям и жалобам трудящихся, указывающих на эти недостатки и извращения, устранение которых поможет дальнейшему росту наших успехов.Между тем многие жалобы и заявления трудящихся, поступающие в Комиссию Советского Контроля и в другие советские органы, вскрывают многочисленные факты невнимательного, а нередко и бездушно - бюрократического отношения к этим заявлениям. Все еще нередки также случаи забвения руководителями советских и хозяйственных учреждений неоднократных указаний т. Сталина о том, "чтобы наши руководители проявляли самое заботливое отношение к нашим работникам, к "малым" и "большим", в какой бы области они ни работали".Проверка работы по разбору жалоб в народных комиссариатах, советских, профсоюзных и других организациях (в Народном Комиссариате Финансов Союза ССР, Народном Комиссариате Земледелия Союза ССР, Сталинградском краевом исполнительном комитете, Западном областном исполнительном комитете, Центральном Совете профессиональных союзов Белоруссии и др.) показывает, что нередко руководители учреждений сами не занимаются разбором жалоб; жалобы, даже заслуживающие большого внимания, механически пересылаются в местные организации без контроля за ходом их разбора, иногда жалобы передаются на разрешение тех учреждений и лиц, на которых подана жалоба. Имеет место совершенно небрежное хранение, а подчас и утеря жалоб; отсутствует проверка исполнения принятых по жалобам решений, а также проверка постановки разбора жалоб в подведомственных организациях.Комиссия Советского Контроля особо указывает на недопустимость волокиты и формально - бюрократического отношения к заявлениям и жалобам рабочих, красноармейцев и колхозников, причем в отношении колхозников необходимо усилить борьбу с неправильными исключениями из колхозов, так как эти исключения допускаются уставом сельско - хозяйственной артели только как крайняя мера после проведения мер воспитательного и предупредительного характера.Комиссия Советского Контроля считает также недопустимым:когда некоторые руководители советских и хозяйственных организаций меры воспитания в отношении отдельных провинившихся работников подменяют мерами административного воздействия, иногда заочно налагаемыми, что на деле не способствует укреплению государственной дисциплины и создает безразлично - привычное отношение к этим взысканиям;неправильное увольнение работника или отказ в приеме на работу исключительно по формальным мотивам, например, из-за социального происхождения, наличия административно - судебных взысканий в прошлом или осуждения родственников увольняемого, применяемое некоторыми руководителями учреждений в целях фальшивой самостраховки. Особенно недопустимо лишение молодежи учебы (неприем или исключение) по этим признакам;самовольные чистки или кампанейские проверки аппарата, проводимые в большинстве случаев исключительно формально, на деле не укрепляющие советский аппарат;посылка в некоторых случаях "секретных характеристик" при переводе работника на другую работу, иногда незаслуженно опорочивающих работника и лишающих его в этих случаях возможности оправдаться, так как он не знает, что ему ставится в вину;выдача сельскими советами, районными исполнительными комитетами и городскими советами справок о социальном происхождении, основывающихся не на документах, а на устных, зачастую неправильных заявлениях. Комиссия Советского Контроля отмечает, что в работе Бюро жалоб и уполномоченных Комиссии Советского Контроля имеются следующие недочеты:а) вместо выполнения основной своей задачи - контроля за правильным разбором жалоб в ведомствах и учреждениях органы Комиссии Советского Контроля пытаются подменить собою эти организации в разборе поступающих к ним жалоб;б) при проверке разбора жалоб в ведомствах и организациях не уделяется должного внимания устранению недостатков данного аппарата, а ограничиваются лишь устранением отдельных недочетов по поступившим жалобам;в) плохо осуществляется контроль за работой учреждений и организаций, в которые поступает наибольшее количество жалоб, и проверка того, какие меры эти учреждения проводят для улучшения работы в подведомственных им органах;г) недостаточное привлечение актива к своей работе, а также недостаточная мобилизация актива общественных организаций проверяемых учреждений на борьбу с недостатками по рассмотрению жалоб.В соответствии с указаниями т. Сталина и мероприятиями правительства и партии по усилению революционной законности, а также в соответствии со специальным Постановлением Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР от 14 декабря 1935 г. "О положении дел с разбором жалоб трудящихся" (СЗ, 1936, N 31, ст. 274) Комиссия Советского Контроля считает необходимым:1. Прекратить увольнения и отказ в приеме на работу советскими, хозяйственными и другими организациями по таким мотивам, как социальное происхождение, судимость в прошлом, осуждение родителей или родственников и т.п., поскольку это не предусмотрено специальными законами.2. Произвести пересмотр взысканий, наложенных на работников советского аппарата бывшими органами Рабочее-Крестьянской Инспекции при чистках советского аппарата, поскольку значительная часть их утратила, в настоящих условиях, свое значение.Снятие указанных взысканий, в каждом отдельном случае, производить по решениям руководителей учреждений, в которых работает данный работник, на основании отзывов общественных организаций.3. Запретить, без разрешения Комиссии Советского Контроля при СНК Союза ССР, проведение каких бы то ни было чисток аппарата, как по отдельным областям, краям и республикам, так и по отдельным ведомствам.4. Не допускать посылки "секретных характеристик" при переводе работника из одного учреждения в другое, а давать лишь открытые характеристики.5. Привлекать к строгой ответственности, вплоть до судебной, руководителей советских, хозяйственных и других организаций (сельские советы, районные исполнительные комитеты, учреждения, предприятия) за выдачу неправильных фактических справок о трудящихся.6. Не допускать наложения взысканий заочно, без вызова и заслушивания объяснений провинившегося работника. Наложение административных взысканий и их снятие проводить, обеспечивая воспитательное воздействие и поднятие дисциплины во всем коллективе работников данного учреждения.7. Указать, что взыскания, в виде лишения права занимать ответственные должности или запрещения работать в той или иной местности, могут налагаться только по решению высших правительственных органов. Указать также на то, что запрещение работы в системе данного ведомства на определенный срок может применяться только по решению соответствующего народного комиссара Союза ССР и союзной республики, в случаях, предусмотренных законом.8. Прекратить передачу дел по наложению взысканий за служебные проступки на провинившихся работников в общественные организации. Особенно нетерпимым считать факты передачи судебно - прокурорским органам дел о служебных проступках, не содержащих никаких признаков уголовного преступления, а равно считать недопустимым разрешение в дисциплинарном порядке дел явно уголовного характера (растраты, использование служебного положения и др.). 9. Уполномоченным Комиссии Советского Контроля и органам прокуратуры усилить борьбу с нарушением устава сельскохозяйственной артели и, в частности, пункта 17 этого устава о неправильном исключении колхозников из колхоза, привлекая к суровой ответственности всех нарушителей этого устава.10. Обращая внимание руководителей организаций и учреждений на наличие массовых фактов нарушений сроков рассмотрения жалоб трудящихся, установленных Постановлением Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР от 14 декабря 1935 года, Комиссия Советского Контроля предлагает руководителям учреждений и организаций:а) установить точную регистрацию всех поступающих жалоб, а также контроль за рассмотрением и прохождением этих жалоб и за исполнением решений, принятых по этим жалобам; привлекать к строгой ответственности работников учреждений, виновных в утере жалоб трудящихся;б) при получении жалоб точно устанавливать срок их рассмотрения, в соответствии с Постановлением Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, а в тех случаях, когда жалоба требует длительного расследования, своевременно ставить об этом в известность жалобщика;в) систематически проверять постановку работы по жалобам в низовых звеньях своей системы.11. Обязать Бюро жалоб и уполномоченных Комиссии Советского Контроля:а) решительно перестроить свою работу, сосредоточив основное свое внимание на контроле за правильной организацией разбора жалоб ведомствами, учреждениями, профессиональными союзами, путем проведения систематических, а не от случая к случаю, проверок правильности расследования жалоб по существу и своевременного устранения имеющихся недостатков;б) ввести в практику работы обсуждение результатов расследований жалоб, имеющих общественное значение, на собраниях рабочих, колхозников и проч.;в) привлекать к работе по разбору жалоб и к проведению массовых проверок хорошо проверенный актив рабочих, колхозников, рабкоров и специалистов, тщательно инструктируя их и помогая им в работе. Председатель СНК Союза ССРВ.МОЛОТОВ Управляющий Делами

СНК Союза ССР

№ 7. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦИК СССР и СНК СССР от 17 октября 1937 года О СОХРАНЕНИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА И УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНОГО ХОЗЯЙСТВА В ГОРОДАХ Успехи социалистической индустриализации, вызвавшие бурный рост населения в старых городах и возникновение новых крупных промышленных центров, обусловили резкое увеличение потребности в жилищах.Осуществляя жилищную политику в целях неуклонного подъема материально - бытового уровня трудящихся, Советское государство из года в год увеличивает вложения государственных средств в новое жилищное строительство. На 1 января 1937 года построено 54 миллиона квадратных метров жилой площади стоимостью в двенадцать с половиной миллиардов рублей. Весь этот новый жилищный фонд вместе с домами, конфискованными Октябрьской революцией у капиталистических домовладельцев, является, согласно ст. 6 Конституции Союза ССР, государственной собственностью, т.е. всенародным достоянием.Возросший материальный и культурный уровень трудящихся требует образцового содержания государственного жилищного фонда.Между тем существующий порядок управления и пользования этим огромным жилищным фондом не только не соответствует требованиям сохранения жилищного фонда, как государственного имущества, и образцового его содержания, но, наоборот, тормозит дальнейшее улучшение жилищного хозяйства. В управлении домами и в законодательстве, регулирующем жилищное строительство, распределение и использование жилищ, сохранились вредные пережитки того периода народного хозяйства, когда местные советы, ввиду своей организационной и хозяйственной слабости, были вынуждены передавать права на управление домами, распределение и использование жилой площади отдельным коллективам жильцов - жилищно - арендным кооперативным товариществам. В результате этого, вместо государственного распределения и использования домов, осуществляемого через местные советы, государственный жилищный фонд в значительной части оказался на деле в руках по существу бесконтрольных, независимых от местных советов, мелких коллективов жильцов, лишь формально объединенных в союзы жилищно - арендной кооперации. Сами местные советы, а также наркоматы коммунального хозяйства не только не способствовали ликвидации такой совершенно недопустимой практики, но, наоборот, охотно уступали жилищно - арендным кооперативам свои права на управление жилищным хозяйством.В итоге управляемый жилищно - арендной кооперацией жилищный фонд, составляющий 53 миллиона квадратных метров жилой площади, находится в совершенно неудовлетворительном состоянии. Жилищно - арендные кооперативные товарищества (ЖАКТы) в подавляющем большинстве на деле домами не управляют, не заботятся об их ремонте, не поддерживают их в культурном состоянии. Имеющая место бесхозяйственность в управлении домами зачастую приводит их в полуразрушенное состояние.В домах ЖАКТов безответственно производятся массовые перестройки, особенно переоборудование общих кухонь под жилые помещения, а в других случаях - устройство плит для приготовления пищи в жилых помещениях, что ухудшает жилищно - бытовые условия и усиливает опасность пожаров. Нет заботы о том, чтобы места общего пользования (кухни, ванны, коридоры, уборные, лифты) содержались в чистоте и порядке. Элементарные санитарно - гигиенические требования не соблюдаются. Закон о квартирной плате как в отношении исчисления платы, так и своевременного ее поступления нарушается, что приводит к недополучению домовым хозяйством значительных средств.Помимо этого, немало таких ЖАКТов, которые способствуют спекуляции жилой площадью.Системы жилищной кооперации, состоящей из многочисленных звеньев - подрайжилсоюзы, райжилсоюзы, городские, областные (краевые) и республиканские жилсоюзы - расходует около сорока миллионов рублей в год на содержание аппарата союзов, но не обеспечивает должного управления и сохранности жилищного фонда.В неудовлетворительном состоянии находятся жилые дома, которыми непосредственно управляют местные советы и ведомства, а также дома, принадлежащие жилищно - строительной кооперации.Жилищный фонд, построенный строительной кооперацией и обошедшийся государству в 1,5 миллиарда рублей, фактически превращен в личную собственность отдельных членов жилищно - строительных кооперативов.На основании Положения о жилищной кооперации от 19 августа 1924 года и Положения о мерах содействия строительству рабочих жилищ от 15 июня 1927 года жилищно - строительные кооперативы получали через Банк финансирования коммунального и жилищного строительства долгосрочные (до 60 лет) строительные ссуды в размере 80 - 90 процентов, а иногда и выше 90 процентов стоимости домов Благодаря этому пайщики кооперации получили за счет государства квартиры в бессрочное и безвозвратное пользование и фактически превратились в привилегированных собственников жилой площади при незначительном вложении собственных средств.На тот же путь разбазаривания государственного жилищного фонда стали многие государственные учреждения и промышленные предприятия, передавшие большие государственные средства жилищно - строительной кооперации на основании постановлений советов народных комиссаров союзных республик (Постановление СНК РСФСР от 15 ноября 1927 года и аналогичные постановления других республик), предоставивших госорганам право такого финансирования жилищно - строительной кооперации. Жилая площадь в построенных на эти средства домах опять-таки поступала в полное распоряжение квартировладельцев.Таким образом, вместо мобилизации средств населения для усиления жилищного строительства, жилкооперация строила почти целиком за государственные средства, а в то же время надлежащих прав за органами коммунального хозяйства по использованию и управлению построенными домами не было обеспечено.Жилищно - строительная кооперация из года в год увеличивала число пайщиков, не удовлетворяя их жилплощадью. Значительная часть собранных у этих пайщиков средств направлялась на покрытие убытков, вызванных бесхозяйственностью кооперативном троительстве.Жилищное законодательство, разрешавшее расходование государственных средств на кооперативное жилищное строительство и передававшее построенные за счет средств дома фактически в собственность отдельных групп граждан (жилищно - строительных кооперативов), а также разрешавшее передачу в непосредственное управление и использование отдельных групп граждан (жилищно - арендных кооперативных товариществ) домов, принадлежащих государству или построенных госпредприятиями и учреждениями, было разработано в период 1924 - 1930 гг., когда местные советы и госпредприятия не могли обеспечить надлежащего управления жилищным фондом. Это законодательство теперь, в условиях значительного улучшения работы местных советов, а также государственных предприятий и учреждений, себя совершенно не оправдывает и во многом препятствует оздоровлению жилищного хозяйства. Особенно это относится к следующим законам:а) "Положение о жилищной кооперации", утвержденное ЦИК и СНК Союза ССР от 19 августа 1924 года;б) "Положение о фондах улучшения быта рабочих и служащих", утвержденное ЦИК и СНК Союза ССР 27 июня 1928 года; Постановление ЦИК и СНК Союза ССР от 6 июля 1927 года "О передаче рабочим жилищно - арендным кооперативным товариществам жилых строений, возведенных госпредприятиями за счет фонда улучшения быта рабочих и служащих" и Постановление СНК РСФСР от 15 ноября 1927 года "О мероприятиях по жилищному хозяйству в городских поселениях";в) законы, ограничивающие права местных советов распоряжаться освобождающейся жилплощадью и предоставляющие право заселять и использовать жилплощадь в узко - ведомственных интересах различным учреждениям и общественным организациям (Главное управление исправительно - трудовых учреждений союзных республик, милиция, секции научных работников и др.).Действующие законы о праве застройки - ст. ст 156 и 166 Гражданского кодекса РСФСР от 31 декабря 1922 года и Постановление СНК Союза ССР от 17 апреля 1928 года "О мерах поощрения строительства жилищ за счет частного капитала" - используются владельцами домов на праве застройки, особенно в дачных местностях, в целях взимания неограниченной законом квартирной платы и для спекуляции жилой площадью.Считая необходимым пресечь все и всяческие пути прямого и косвенного разбазаривания государственного жилищного фонда и прекратить спекуляцию жилой площадью, а также признавая необходимым организовать надлежащее управление жилищным хозяйством для удовлетворения все растущих потребностей граждан Союза ССР в культурном жилье, Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров СССР постановляют: I. Об упразднении жилищно - арендной кооперации и союзов жилищно - строительной кооперации 1. Упразднить жилищно-арендную кооперацию - ЖАКТы и их союзы, подрайонные, районные, городские, областные (краевые), республиканские, Московский и Ленинградский городские союзы жилищно - строительной кооперации, а также союзы жилищной кооперации на железнодорожном и водном транспорте, Всесоюзный Совет жилищной кооперации и жилищно - строительные кооперативы, не отвечающие условиям, предусмотренным ст. 4 настоящего Постановления.2. Передать дома, находящиеся в пользовании жилищно-арендной кооперации, в непосредственное управление местных советов и государственных предприятий. Государственным предприятиям передаются дома, сданные кооперации в порядке Постановления ЦИК и СНК Союза ССР от 6 июля 1927 года "О передаче рабочим жилищно - арендным кооперативным товариществам жилых строений, возведенных государственными предприятиями за счет фонда улучшения быта рабочих и служащих".3. Дома, построенные и строящиеся жилищно-строительной кооперацией в основном за счет государственных средств, передать:а) в ведение местных советов, если строительство их финансировалось по прямым кредитам Цекомбанка и местных коммунальных банков за счет спецкапиталов;б) в ведение соответствующих организаций, учреждений и предприятий, если строительство финансировалось за счет их средств.4. В изъятие из ст. 3 настоящего Постановления, оставить в распоряжении жилищно - строительных кооперативов построенные ими дома, если в течение 6 месяцев с момента издания настоящего Постановления эти жилищно-строительные кооперативы полностью погасят полученную от государства ссуду.Установить, что строительство домов и дач жилищно-строительными кооперативами впредь может осуществляться лишь за счет их собственных средств.Воспретить государственным учреждениям и предприятиям в какой бы то ни было форме вкладывать финансовые и материальные средства, принадлежащие им, в строительство домов и дач, осуществляемое жилищно - строительными кооперативами.5. В целях сохранения и улучшения дачного фонда предложить городским советам, при наличии в их распоряжении значительных дачных площадей, организовать (в составе жилищного управления) дачные тресты на началах хозяйственного расчета. Возложить на дачные тресты управление и развитие коммунального хозяйства дачных поселков (водопровод, канализация, дороги и т.п.).Ликвидировать дачно-строительные союзы и те из дачно-строительных кооперативов, которые выстроили или строят дачи с участием государственных средств в размере больше 50 процентов стоимости строительства.Сохранить дачно-строительные кооперативы, финансирование которых за счет государственных средств составляет менее 50 процентов, при обязательном условии выдачи кооперативом обязательства о погашении ссуды в течение 6 месяцев со дня опубликования настоящего Постановления.Дачи, построенные и строили средств государственных учреждений и предприятий в размере, превышающем 50 процентов стоимости строительства, передаются с соответствующими кредитами городским советам, государственным учреждениям и предприятиям по принадлежности.Предоставить право городским советам и хозяйственным организациям оставлять дачи за членами ликвидированных дачных кооперативов на правах личной собственности, при условии погашения полученной ими ссуды в течение 6 месяцев, для чего члены кооперативов должны выдать городским советам, государственным учреждениям и предприятиям соответствующие обязательства.При невыполнении этих условий дачи переходят в распоряжение государства.6. Поручить Совету Народных Комиссаров Союза ССР в месячный срок установить:а) порядок ликвидации жилищно-арендной кооперации и союзов жилищно-строительной и дачно-строительной кооперации, а также жилищно-строительных и дачно-строительных кооперативов, не удовлетворяющих условиям, предусмотренным ст. ст. 4 и 5;б) порядок передачи находящихся в их распоряжении домов и дач местным советам и соответствующим учреждениям и организациям;в) порядок и сроки расчета с пайщиками жилищно-строительной и дачной кооперации, а также определить порядок и сроки возврата пайщикам жилищно-строительной и дачной кооперации их паевых взносов.7. Разрешить хозорганам и местным советам в отдельных местностях оказывать содействие (строительными материалами и банковским кредитом на срок не свыше 5 лет) трудящимся при постройке ими своих жилых домов. II. О порядке управления государственным жилищным фондом 8. Возложить непосредственное управление государственным жилищным фондом и полную ответственность за его сохранность на местные советы и на государственные учреждения и промышленные предприятия в отношении домов, находящихся в их ведении.Отменить порядок закрепления за государственными учреждениями, предприятиями и общественными организациями домов, принадлежащих местным советам. Дома местных советов могут быть переданы ими в пользование государственных учреждений, предприятий и общественных организаций лишь на основе долго

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: