Самоактуализированные люди обладают удивительной способностью
радоваться жизни. Их восприятие свежо и наивно. Они не устают удивляться,
поражаться, испытывать восторг и трепет перед многочисленными и
разнообразными проявлениями жизни, к которым обычный человек давно привык,
которых он даже не замечает. Колин Уилсон назвал эту способность чувством
новизны (483). Для такого человека закат солнца, пусть даже он видит его в
сотый раз, будет так же прекрасен, как и в тот день, когда он увидел его
впервые; любой цветок, любой ребенок может захватить его внимание, может
предстать перед ним как чудо природы, пусть даже он перевидал на своем веку
тысячу цветов и сотни детей. Ощущение великого счастья, огромной удачи,
благоволения судьбы не покидает его даже спустя тридцать лет после свадьбы;
его шестидесятилетняя жена кажется ему такой же красивой, как и сорок лет
назад. Даже повседневность становится для него источником радости и
возбуждения, любое мгновение жизни может подарить ему восторг. Разумеется,
|
|
это не означает, что они постоянно пребывают в экстатическом состоянии или
прилагают осознанные усилия, чтобы добиться этого; столь интенсивные чувства
они испытывают лишь время от времени, и эти чувства настигают их внезапно.
Человек может десяток раз переправиться через реку, а в одиннадцатый раз к
нему вдруг возвращается то чувство трепетного восторга, которое он испытал,
впервые увидев живописный ландшафт, открывшийся ему с парома (115).
Люди, которых я обследовал, умеют ценить прекрасное, хотя прекрасное
каждый из них понимает по-своему. Для одних источником красоты становится
природа, другие обожают детей, третьи получают наслаждение от музыки; но
всех их объединяет одно? они черпают вдохновение, восторг и силу в базовых,
основополагающих ценностях жизни. Так, например, никто из них не
исповедовался мне в том, что испытал восторг от посещения ночного клуба или
вечеринки, никто не назвал в качестве источника вдохновения деньги.
И еще одно впечатление, которое я вынес из общения с этими людьми. Для
некоторых моих испытуемых секс и все связанные с ним плотские удовольствия?
не только источник чувственного удовлетворения, но и источник возвышенных,
обновляющих и воодушевляющих переживаний, подобных тем, что дарят им музыка
и природа. Подробнее я остановлюсь на этом феномене в следующем разделе.
Очень может быть, что причиной для такой насыщенности субъективного
опыта, для такой пронзительности восприятия является особая эффективность их
восприятия, умения воспринимать реальность в ее конкретных проявлениях,
|
|
восприятие реальности perse. Можно, пожалуй, сказать, что именно склонность
к рубрификации замыливает нам глаза; если явление, человек или ситуация не
интересны нам, не содержат в себе прямой выгоды или угрозы, мы отмахиваемся
от них, торопимся наклеить какой-нибудь ярлык и забросить в дальний угол
привычной категоризации (46).
Я все более и более укрепляюсь во мнении, что неспособность радоваться
жизни? один из главных источников зла, человеческих трагедий и страданий.
Мы с легкостью привыкаем к хорошему, мы воспринимаем его как само собой
разумееющееся и потому недооцениваем; как часто мы отказываемся от радостей
жизни, без сожаления и раскаяния меняя их на чечевичную похлебку. Как это ни
прискорбно, но мы не бережем своих родных, друзей, детей и раскаиваемся в
этом только тогда, когда теряем их. А ведь то же самое можно сказать и о
нашем отношении к своему здоровью, об отношении к политическим правам и
материальному благополучию,? только лишившись их, мы начинаем понимать их
истинную ценность.
Рассуждения Герцберга о производственной "гигиене" (193), понятие St.
Neot margin, предложенное Уилсоном (481, 483), равно как и результаты моего
собственного исследования "жалоб низших уровней, жалоб высших уровней и
мета-жалоб" (291)? все говорит нам за то, что жизнь наша станет несравненно
лучше, счастливее, если мы научимся радоваться ей, если мы испытаем по
отношению к ней такое же глубокое чувство благодарности, которое испытывают
самоактуализированные люди.