Глава 16

ПОНЯТИЕ НОРМЫ. ЗДОРОВЬЕ И ЦЕННОСТИ

Понятие "нормальный" до такой степени емкое, что впору счесть его

совершенно бессмысленным. Мне кажется, настало время определиться с тем, что

же все-таки подразумевает психология и психиатрия, говоря о "норме", и найти

для этого более подходящие термины. В этой главе я попытаюсь предпринять

попытку такого рода.

Нам известны статистические, культурно-релятивистские и

медико-биологические определения нормы, однако такого рода определения

следует отнести к разряду формальных, чисто корпоративных определений, не

применимых в повседневной жизни. Однако сегодня вопрос о норме имеет не

только профессиональное звучание. Сегодня это не только и не столько

профессиональный вопрос, сколько проблема общечеловеческого размаха. Каждый

из нас задавался вопросом о норме, каждый спрашивал себя и других: "Что

считать нормальным?", и каждый раз имел в виду нечто вполне определенное.

Для большинства людей это ценностный вопрос, вопрос о том, что такое хорошо

и что такое плохо, что должно беспокоить человека, чего он должен стыдиться

и чем он может гордиться. Даже профессионалы, находясь за стенами своего

кабинета, мыслят именно в этих, общечеловеческих категориях. О тех понятиях,

что вынесены в заголовок данной главы, я хочу порассуждать как с

профессиональной, так и с общечеловеческой точки зрения. Мне кажется, что

очень многие специалисты поступают именно так, хотя не все готовы признаться

в этом открыто. Мы слишком озабочены поиском формального определения нормы,

слишком много спорим о том, что следует считать нормальным, а что?

ненормальным, и при этом забываем, что в сознании большинства людей понятие

нормы уже имеет вполне конкретное содержание. В своей психотерапевтической

практике я, например, всегда пытаюсь соразмерить понятие нормы с масштабом и

особенностями конкретного клиента, всегда стараюсь отрешиться от

узкопрофессионального взгляда на проблему. Если мать спрашивает меня,

нормален ли ее ребенок, я понимаю, что на самом деле ее интересует, следует

ли ей беспокоиться, нужно ли ей пытаться изменить поведение ребенка или

оставить все как есть. Точно так же я интерпретирую вопросы студентов о

нормальности или ненормальности тех или иных форм сексуального поведения?

как правило, я отвечаю: "Здесь есть о чем беспокоиться" или: "Не

беспокойтесь об этом".

Я думаю, нарастающий интерес психоаналитиков, психиатров и психологов к

данной проблеме вызван постепенным осознанием того факта, что вопрос о норме

является важнейшим ценностным вопросом. Так, например, Эрих Фромм считает

нормальным то, что идет на благо человеку, что делает его лучше. Эта же

мысль все чаще звучит в работах других авторов. В такого рода размышлениях

мне видится начало новой психологии, психологии ценностей, науки, которая не

будет исполнять роль прислужницы в университетских курсах философии и

психиатрии, но станет практическим руководством в обыденной жизни каждого

человека.

По большому счету, сегодня психология призвана сделать то, что за

тысячи лет так и не удалось сделать официальной религии. Психология творит

новую концепцию, которая будет рассматривать человека в его взаимосвязи с

собственной человеческой природой, с другими людьми, с обществом и средой;

психология должна предложить людям новую, человеческую систему отсчета,

приняв которую люди поймут, что должно вызывать у них стыд и вину, а чего

стыдиться не стоит. Другими словами, сегодня мы приступаем к созданию новой

гуманистической этики. Мне хотелось бы, чтобы все, что будет сказано мной

ниже, было воспринято как развитие этой основной мысли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: