ПОНЯТИЕ НОРМЫ. ЗДОРОВЬЕ И ЦЕННОСТИ
Понятие "нормальный" до такой степени емкое, что впору счесть его
совершенно бессмысленным. Мне кажется, настало время определиться с тем, что
же все-таки подразумевает психология и психиатрия, говоря о "норме", и найти
для этого более подходящие термины. В этой главе я попытаюсь предпринять
попытку такого рода.
Нам известны статистические, культурно-релятивистские и
медико-биологические определения нормы, однако такого рода определения
следует отнести к разряду формальных, чисто корпоративных определений, не
применимых в повседневной жизни. Однако сегодня вопрос о норме имеет не
только профессиональное звучание. Сегодня это не только и не столько
профессиональный вопрос, сколько проблема общечеловеческого размаха. Каждый
из нас задавался вопросом о норме, каждый спрашивал себя и других: "Что
считать нормальным?", и каждый раз имел в виду нечто вполне определенное.
Для большинства людей это ценностный вопрос, вопрос о том, что такое хорошо
|
|
и что такое плохо, что должно беспокоить человека, чего он должен стыдиться
и чем он может гордиться. Даже профессионалы, находясь за стенами своего
кабинета, мыслят именно в этих, общечеловеческих категориях. О тех понятиях,
что вынесены в заголовок данной главы, я хочу порассуждать как с
профессиональной, так и с общечеловеческой точки зрения. Мне кажется, что
очень многие специалисты поступают именно так, хотя не все готовы признаться
в этом открыто. Мы слишком озабочены поиском формального определения нормы,
слишком много спорим о том, что следует считать нормальным, а что?
ненормальным, и при этом забываем, что в сознании большинства людей понятие
нормы уже имеет вполне конкретное содержание. В своей психотерапевтической
практике я, например, всегда пытаюсь соразмерить понятие нормы с масштабом и
особенностями конкретного клиента, всегда стараюсь отрешиться от
узкопрофессионального взгляда на проблему. Если мать спрашивает меня,
нормален ли ее ребенок, я понимаю, что на самом деле ее интересует, следует
ли ей беспокоиться, нужно ли ей пытаться изменить поведение ребенка или
оставить все как есть. Точно так же я интерпретирую вопросы студентов о
нормальности или ненормальности тех или иных форм сексуального поведения?
как правило, я отвечаю: "Здесь есть о чем беспокоиться" или: "Не
беспокойтесь об этом".
Я думаю, нарастающий интерес психоаналитиков, психиатров и психологов к
данной проблеме вызван постепенным осознанием того факта, что вопрос о норме
является важнейшим ценностным вопросом. Так, например, Эрих Фромм считает
|
|
нормальным то, что идет на благо человеку, что делает его лучше. Эта же
мысль все чаще звучит в работах других авторов. В такого рода размышлениях
мне видится начало новой психологии, психологии ценностей, науки, которая не
будет исполнять роль прислужницы в университетских курсах философии и
психиатрии, но станет практическим руководством в обыденной жизни каждого
человека.
По большому счету, сегодня психология призвана сделать то, что за
тысячи лет так и не удалось сделать официальной религии. Психология творит
новую концепцию, которая будет рассматривать человека в его взаимосвязи с
собственной человеческой природой, с другими людьми, с обществом и средой;
психология должна предложить людям новую, человеческую систему отсчета,
приняв которую люди поймут, что должно вызывать у них стыд и вину, а чего
стыдиться не стоит. Другими словами, сегодня мы приступаем к созданию новой
гуманистической этики. Мне хотелось бы, чтобы все, что будет сказано мной
ниже, было воспринято как развитие этой основной мысли.