Обучение

Как люди становятся зрелыми, мудрыми, добрыми, изобретательными? Как

воспитывается хороший вкус и хороший характер? Как научиться

приспосабливаться к новой ситуации, отличать добро и зло, искать правду,

понимать прекрасное и распознавать подлинное? Каким образом мы приобретаем

это внутреннее? а не внешнее? знание (311а)?

Нас учит собственный опыт, учат пережитые трагедии, брак, дети, успех,

любовь, болезни, смерть и т.д.

Нас учат боль, недуги, депрессии, несчастья, неудачи, старость, смерть.

Многое из того, что относят к ассоциативному научению, фактически

является защитным механизмом (225): это обучение внутреннее и востребованное

реальной жизнью, а не относительное, произвольное или случайное.

По мере самоактуализации человека повторы, вознаграждения и смежность

идей становятся для него все менее и менее значимыми. Вероятно, реклама

обычного сорта для таких людей уже не годится. Они менее восприимчивы к

произвольным ассоциациям, к намекам о престижности, к призывам, рассчитанным

на снобов и к незатейливым, бессмысленным повторам. Возможно даже, что

построенная на этих принципах реклама произведет обратный эффект? то есть

заставит их скорее не покупать, чем покупать.

Почему в педагогической психологии так много внимания уделяется

конкретным целям? отметкам, степеням, зачетам, дипломам, а не мудрости,

пониманию, способности рассуждать, хорошему вкусу?

В действительности, мы недостаточно знаем о том, как приобретаются и

формируются эмоциональные установки, вкусы, предпочтения. Мы пренебрегаем

"познанием души", познанием сути.

На практике образование довольно часто сводится к тому, чтобы

приспособить ребенка к миру взрослых: сделать его удобным, не слишком

надоедливым и хлопотным. Но есть и другое образование, позитивно

ориентированное, и его цель? развитие ребенка и его будущая

самоактуализация. Знаем ли мы, как научить ребенка стать человеком сильным,

с чувством собственного достоинства, умеющим постоять за себя, стойким к

пропаганде и слепому "окультуриванию", неподдающимся внушениям и веяниям

моды?

Мы очень мало знаем о научении бесцельном, немотивированном? например,

о латентном, неявном, с ориентацией на внутренние интересы и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: