Как люди становятся зрелыми, мудрыми, добрыми, изобретательными? Как
воспитывается хороший вкус и хороший характер? Как научиться
приспосабливаться к новой ситуации, отличать добро и зло, искать правду,
понимать прекрасное и распознавать подлинное? Каким образом мы приобретаем
это внутреннее? а не внешнее? знание (311а)?
Нас учит собственный опыт, учат пережитые трагедии, брак, дети, успех,
любовь, болезни, смерть и т.д.
Нас учат боль, недуги, депрессии, несчастья, неудачи, старость, смерть.
Многое из того, что относят к ассоциативному научению, фактически
является защитным механизмом (225): это обучение внутреннее и востребованное
реальной жизнью, а не относительное, произвольное или случайное.
По мере самоактуализации человека повторы, вознаграждения и смежность
идей становятся для него все менее и менее значимыми. Вероятно, реклама
обычного сорта для таких людей уже не годится. Они менее восприимчивы к
произвольным ассоциациям, к намекам о престижности, к призывам, рассчитанным
на снобов и к незатейливым, бессмысленным повторам. Возможно даже, что
построенная на этих принципах реклама произведет обратный эффект? то есть
заставит их скорее не покупать, чем покупать.
Почему в педагогической психологии так много внимания уделяется
конкретным целям? отметкам, степеням, зачетам, дипломам, а не мудрости,
пониманию, способности рассуждать, хорошему вкусу?
В действительности, мы недостаточно знаем о том, как приобретаются и
формируются эмоциональные установки, вкусы, предпочтения. Мы пренебрегаем
"познанием души", познанием сути.
На практике образование довольно часто сводится к тому, чтобы
приспособить ребенка к миру взрослых: сделать его удобным, не слишком
надоедливым и хлопотным. Но есть и другое образование, позитивно
ориентированное, и его цель? развитие ребенка и его будущая
самоактуализация. Знаем ли мы, как научить ребенка стать человеком сильным,
с чувством собственного достоинства, умеющим постоять за себя, стойким к
пропаганде и слепому "окультуриванию", неподдающимся внушениям и веяниям
моды?
Мы очень мало знаем о научении бесцельном, немотивированном? например,
о латентном, неявном, с ориентацией на внутренние интересы и т.п.