Вообще-то говоря, нам следует научиться распознавать? с
психологической точки зрения? любую неудачную попытку достичь
самоактуализации. Средний, или нормальный, человек в этом смысле
представляет не меньший интерес? пусть даже его психотические проявления не
столь эффектны и не требуют безотлагательного вмешательства.
Цели и задачи психотерапии следует формулировать в положительных
терминах (что верно также и для целей образования, семьи, медицины, религии
и философии). Надо акцентировать внимание на терапевтическом эффекте
хорошего, успешного жизненного опыта? например, на счастливом браке,
дружбе, финансовом преуспевании и т.п.
Клиническая психология отличается от психопатологии. В клинической
психологии, кроме всего прочего, можно исследовать отдельные случаи
благополучия, изучать счастливых и здоровых людей. Здесь, наряду с больными,
слабыми, трусливыми и деспотичными изучают здоровых, сильных и
добросердечных.
Психопатология не должна ограничиваться случаями шизофрении, но должна
|
|
рассматривать также и цинизм, авторитаризм, ангедонию, утрату системы
ценностей, предубежденность, ненависть, скупость, эгоизм и т.п. С точки
зрения ценностей, это? серьезные заболевания. Dementia praecox [Устаревшее
латинское название шизофрении? Примеч. перев.], маниакальная депрессия,
навязчивые идеи и т.п.? это серьезные человеческие недуги с технологической
точки зрения, то есть в том смысле, что они снижают продуктивность. Какое
было бы благословение, если бы у Гитлера, Муссолини или Сталина вовремя
распознали шизофрению! Что действительно стоит изучать с позиции
положительной и ценностно-ориентированной психологии, так это те нарушения,
которые делают человека "плохим" или снижают его ценностную планку. Так,
цинизм в социальном отношении важнее, чем депрессивное состояние.
Мы придаем огромное значение исследованию психологии преступника. Но
почему бы ни обратиться к изучению явлений законопослушания, отождествления
себя с обществом, филантропии, социальной сознательности,Се
meinschaffsgefuhl (чувства солидарности)?
Кроме терапевтического эффекта положительного жизненного опыта?
удачного брака, успеха, наличия детей, любовных переживаний, образования и
т.п.? надо изучать и влияние негативного опыта, в особенности личных
трагедий, а также болезней, всевозможных потерь, разочарований, конфликтов и
пр. Думается, что для здоровых людей и отрицательный опыт оборачивается на
пользу.
Изучение интереса (в противовес изучению скуки). Людей энергичных,
жизнелюбивых, стойких, деятельных.
Наше сегодняшнее знание о динамике личности, ее здоровье и
|
|
приспособляемости практически всецело основано на изучении больных людей.
Поэтому исследование благополучного человека не только скорректирует и
дополнит знания о психическом здоровье, но и? в чем я абсолютно уверен?
даст возможность по-новому взглянуть на неврозы, психозы, психопатию и
психопатологию в целом.
Клинические исследования возможностей, способностей, умений, навыков.
Склонность, призвание, миссия.
Клиническое изучение гениальности и таланта. Мы тратим слишком много
времени и средств на исследование слабоумия? вместо того, чтобы заниматься
людьми разумными.
Теория фрустрации являет собой хороший пример ненормальной психологии.
Во многих теориях воспитания ребенок рассматривается в фрейдовском ключе,
как исключительно консервативный организм, всецело зависящий от уже
достигнутого; у него нет побуждений двигаться дальше, расти и развиваться
самобытно.
До сей поры писходиагностические методики использовались в целях
диагностирования патологий, а не здоровых проявлений. У нас нет действенных
критериев? на уровне тестов Роршаха, ТАТ и MMPI? креативности, силы Эго,
психического здоровья, самоактуализации, гипноза, сопротивляемости
психическим заболеваниям. В основу большинства опросников для исследования
личности до сих пор кладется модель Вудвортса; в них перечисляются
многочисленные симптомы болезни, а показателем здоровья считается отсутствие
реакции на эти симптомы.
Психотерапия призвана улучшать человека, а мы упускаем возможность
изучать лучшие его проявления. Для этого надо продолжать наблюдения за
людьми, уже прошедшими курс терапии.
Изучение людей, испытавших и не испытавших высшее постижение. пиковые
переживания.