Личность

Концепция хорошо адаптированной личности или установок высокой

приспособляемости предполагает низкую планку для роста и достижений.

Приспособиться может и корова, и раб, и робот.

Супер-эго ребенка обыкновенно представляется как интроекция страха,

наказания, недостатка в любви, заброшенности и т.п. Исследования говорят о

том, что у детей и взрослых, которых окружает атмосфера любви, уважения,

безопасности присутствует то, что мы называем совестью, основанной на

чувстве любви, желании доставлять радость другим людям и делать их

счастливыми, а также на правде, логике, справедливости, постоянстве и долге.

Поведение здорового человека в меньшей степени определяется чувствами

страха, ненадежности, вины, стыда, и в большей? правдой, логикой,

справедливостью, гармонией, красотой и т.п.

Где исследования, посвященные бескорыстию? Независтливости? Силе воли?

Силе характера? Оптимизму? Дружелюбию? Реальному видению мира?

Самосовершенствованию? Отваге, дерзости? Искренности? Терпимости? Верности?

Надежности? Ответственности?

Самым естественным и очевидным предметом позитивной психологии является

изучение психологического здоровья (равно как и других видов здоровья?

эстетического, физического, здоровой ценностной ориентации и т.п.). Но

позитивная психология предполагает также серьезное рассмотрение "хорошего"

человека: надежного и уверенного в себе, демократа по натуре, спокойного,

мирного, не чуждого состраданию, благородного, доброго, творческой личности,

святого, героя, убежденного, одаренного? иными словами, человека,

воплощающего в себе все то лучшее, что есть в человеческой природе.

Как формируются приветствуемые обществом качества? добросердечие,

совесть, стремление помочь ближнему, дружелюбие, солидарность, терпимость,

жажда справедливости?

Мы владеем богатейшим словарем психопатологии, а вот для описания

психологического здоровья или трансцендентности наш словарный запас весьма

скуден.

У депривации и фрустрации есть и положительный эффект. Изучение

справедливого и несправедливого регулирования, а также саморегулирования,

возможность которого появляется при непосредственном контакте с реальностью,

показывает, что научение должно строиться на системе вознаграждений и

наказаний, на принципах обратной связи.

Исследование идиосинкразии и личности (а не индивидуальных различий в

классическом смысле). Нам нужна идеографическая наука о личности.

Как получается, что принадлежащие одной культуре люди такие разные,

такие непохожие друг на друга (общая культура, казалось бы, сглаживает

различия и т.д.)?

Что значит посвятить себя какому-то делу? Что заставляет человека

всецело отдаться делу, трансцендирующему его Эго? Откуда он узнает, каково

его призвание?

Удовлетворенная, счастливая, спокойная, безмятежная, миролюбивая

личность.

Вкусы, ценности, мнения и предпочтения самоактуализированных людей

покоятся скорее на внутреннем и детерминированном реальностью базисе, а не

на относительном и внешнем. Этим объясняется их тяготение к справедливому, а

не к неправедному, к истинному, а не к ложному, к красивому, а не к

безобразному. Такие люди живут в рамках системы неизменных ценностей, а не в

мире роботов, где ценности отсутствуют напрочь (а есть только мода, прихоти,

чужие мнения, подражание, соображения престижа).

Уровень фрустрации и выносливость в определенных ситуациях чаще намного

выше в самоактуализированных людях. Это справедливо и для чувства вины,

внутреннего противоборства и стыда.

Отношения родители?дети обычно трактуются так, как если бы это был

клубок сплошных проблем, единственно источник ошибок и конфликтов. Но эти

отношения прежде всего дарят радость, удовольствие и величайшее наслаждение.

И это верно даже в отношении тех подростков, о которых чуть ли не всегда

говорят как о посланном свыше наказании.

Приложение В.

ХОЛИСТИЧЕСКО-ДИНАМИЧЕСКАЯ, ОРГАНИЗМЕННАЯ ТЕОРИЯ.

ДИНАМИКА СИНДРОМА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: