Бог - бесстрастная личность

В предыдущей проповеди я немного коснулся вопроса бесстрастности Бога. Сегодня хотелось бы более подробно объяснить, что такое бесстрастность в свете совершенства Бога, так как эти два понятия неразрывно связаны. В этих вопросах важно разобраться с тем, чтобы воспитать в себе максимально правильное отношение к Богу, так как правильное отношение оказывает непосредственное положительное влияние на всю нашу духовнуюжизнь и соответственно на само наше спасение, в котором я думаю, заинтересованы все.

Итак, наши рассуждения мы начнём с библейского утверждения, что Бог во всей Своей полноте, которую мы ничем не можем измерить, не познаваем, то есть мы люди при наличии у нас разума и соответственно способности познавать, не способны постичь всю глубину Божественного величия:

Рим.11:34. «Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?».

В то же самое время само Писание мотивирует нас заниматься Богопознанием:

Прит.3:5-6. «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои».

Мы должны понимать, что между этими двумя установками нет противоречия. Да в абсолютной полноте Бог не познаваем, но Он Сам открывается человеку через откровение, которое представлено в Библии. И открывается ровно на столько, насколько человеческий разум способен воспринять Бога не получив повреждения:

Исх.33:20. «И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых».

Известный русский богослов Владимир Лосский пишет об этом так:

«Бог непостижим, однако не в том смысле, что само наименование "Бог" лишено смысла, но в том, что оно превосходит всякий смысл и всякое понимание. Даже ангелы, обладающие возвышенным знанием, которое они получили не через чувственное восприятие, многого не могут постичь в божественной тайне, и вынуждены, как говорит Исайя, закрывать лица (Ис.6:2). Богопознание явлено каждой твари соразмерно ее способности разумения, и поэтому оно имеет меру, в то время как истинное познание Бога, каков Он есть, столь же неизмеримо, сколь безмерен Он Сам. Если бы Бог, который в буквальном смысле "безмерен", явил Себя в своем подлинном бытии, повреждение, нанесенное человеческому разуму, было бы подобно тому, какое получит глаз от воздействия прямых солнечных лучей».

Итак, Бог в определённой мере открывает Себя человеку в Писании. Именно из Писания мы можем почерпнуть то необходимое знание о Боге, которое позволяет нам иметь с Ним отношения.

Самое главное, что мы узнаём из Писания это то, что Бог – личность. Не мёртвый абсолют или принцип философов, упорядочивающий мир, а живая исполненная разума, силы и творчества личность. Самой основной характеристикой Божественной сущности, по словам апостола Иоанна, является любовь:

Ин.4:16. «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог,

и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви

пребывает в Боге, и Бог в нем».

Теперь мы поставим вопрос: является ли Бог любовью всегда или же это качество у Него может уменьшаться, трансформируясь, скажем в раздражение или огорчение:

Иак.1:17. «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены».

Из этого мы можем заключить, что Бог и Его любовь в Нём не имеют и тени перемены, независимо от возникающих вокруг Него обстоятельств.

В то же время необходимо отметить, что неизменность Бога это не неизменность камня, Бог как личность реагирует на состояние человека. При этом Его сущность не претерпевает никаких изменений:

Исх.32:14. «И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой».

Мы видим, что Бог отменил зло, но Сам Он не изменился. Мы не должны думать, что Он перестал обижаться на людей, или перестал раздражаться, подобно человеку, когда мы успокаиваемся от эмоций, оправляемся от стресса. С Богом ничего подобного не происходит. Бог отменил зло не, потому что справился со своими негативными эмоциями и вспомнил, что Он всё-таки любовь, а потому что люди изменились, а Бог, в свою очередь всегда оставаясь любовью, на это отреагировал, отменив наказание. Но даже если бы Он не отменил наказание, это опять-таки было бы продиктовано любовью:

Евр.12:6. «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает».

Таким образом, мы постепенно подходим к определению бесстрастности Бога. Тот негатив, который мы люди испытываем по отношению друг к другу, когда причиняем обиды, наносим оскорбления, причиняем боль, никак не присутствует в Боге, что бы вокруг Него не происходило. Все перечисленные страсти: обида или чувство оскорблённости, а также гнев и ярость имеют греховную природу и характерны исключительно для испорченного грехом человека, и не имеют никакого отношения к совершенному Богу, который есть любовь. В совершенной любви не могут присутствовать негативные эмоции, другими словами Бог в своей сущности не может страдать, так как страдает человек.

С другой стороны Писание оперирует терминами, которые при буквальном понимании прямо указывают на страдательность Бога:

Еф.4:30. «И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы

запечатлены в день искупления».

Пс.77:56. «Но они еще искушали и огорчали Бога Всевышнего, и

уставов Его не сохраняли».

Быт.6:6. «и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и

восскорбел в сердце Своем».

Чтобы разобраться с этим противоречием следует ещё раз вспомнить, что Божественное откровение направлено к человеку. Поэтому и оперирует языком и понятиями доступными для человеческого восприятия. Трудно себе представить, как бы мы поняли Бога, если бы Он обратился к нам, ну скажем на языке небесном. Мы не знаем небесного, как оно выглядит, что, по сути, из себя представляет, как об этом и говорит Иисус Христос:

Ин.3:12. «Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как

поверите, если буду говорить вам о небесном?».

Но Бог объясняется с нами привычными для нас словами и понятиями, оставаясь при этом несравненно выше этих слов и понятий. Таким образом, богословы сходятся во мнении, что подобные места Писания, где о Боге говорится как о человеке, следует понимать исключительно образно, как единственно возможный способ донести до человека идею личностности Бога и Его оценку того или иного состояния человека.

Обратите внимание как ярко такой подход очеловечивания Бога представлен в книге Бытие:

Быт.3:8-9. «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?».

Быт.11:5. «И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие».

Согласитесь, если мы буквально поймём такое описание действий и свойств Бога, нам придётся поставить крест на всеведении, вездесущности и всемогуществе Бога, в которых мы нисколько не сомневаемся.

Иоанн Кассиан Римлянин: «Если эти и подобные места Писания понимать буквально, в грубом чувственном значении; то выйдет, что Бог спит и пробуждается, сидит и ходит, обращается к кому и отвращается от него, приближается и удаляется,и члены телесные имеетглаву, очи, руки, ноги.Как этого всего без крайнего святотатства нельзя буквально разуметь о Том, Кто, по свидетельству Писания же, невидим, неописуем, вездесущ: так без богохульства нельзя приписывать Ему и возмущение гневом и яростью».

Иоанн Златоуст: «говорится так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых".

Но что всё-таки нам даёт подобное очеловечивание Бога – бесспорно ощущение личностности Бога. Бог – это личность, но личность совершенно иного, недосягаемого для нас порядка. Мы не должны забывать, что это мы созданы Богом по Его подобию, а не наоборот. Хотя именно так мы часто и воспринимаем Бога, как наше подобие. Это мы Его образ, Его так сказать эхо. Противоположное мышление характерно для язычества, где боги в моральном отношении очень сильно отстают от людей.

Другими словами Бог – личность, но неподобная нам. Напротив мы призваны положить свою жизнь для того, чтобы уподобиться Богу, именно для этого она нам и дана.

Следующее место Писания совершенно определёно проводит черту между Богом и человеком:

1Цар.15:29. «и не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему».

Несмотря на то, что Бог нестрадает от наших грехов, это не делает наши грехи чем-то нейтральным по отношению к Нему. Не вызывая в совершенном Боге чувства оскорблённоси, огорчённости и скорби, наши греховные действия по сути своей являются или квалифицируются по отношению к личности вообще оскорбительными, огорчительными и вызывающими скорбь.

Бог не есть скорбь или огорчение, но Бог есть совершеннаялюбовь, в которой нет места огорчению и скорби. А иначе в свете наполненной грехом жизни людей Бог оказался бы самой страдающей личностью. Но обратите внимание, что Писание призывает нас последовать Божественной любви, посмотрите какая она эта любовь:

1Кор.13:4-7. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».

То, что Бог нестрадателен, ни в какой мере не обезличивает Его.Но возводит Его в ранг личности высшего, совершенного порядка. Невозможно представить совершенство способное страдать.

То, что Богу не становится дурно от наших грехов, ни как не говорит о Его безразличии к нам. Именно любовь к своему творению мотивировала Бога осуществить воплощение. Любовь, а не раздражение на род человеческий подвигла Христа принять смерть. Как и написано об этом в символе веры: для нас человеков и для нашего спасения сшедшего с небес.

Не Себя Бог спасал от скорби и раздражения, а нас от греха и смерти:

Ин.3:16. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: