Какого цвета?
Рис. 41.
ава
большого большого большого
ава маленького маленького маленького
ева
синего синего синего
Материал, представленный в таблице, рассчитан на учащихся III—VIII классов.
Произношение глухих детей должно обследоваться в различных видах речевой деятельности. Дело в том,
что качество произношения во многом зависит от характера этой деятельности.
Известно, что яри чтении глухие обычно произносят звуки более внятно, чем тогда, когда произносят тот или иной речевой материал самостоятельно. В результате некоторые дефекты звуков при чтении оказываются замаскированными.
Бывает обратная картина: при чтении произносительные навыки бывают хуже, чем при самостоятельной речи. Так, например, при чтении слово нередко произносится по слогам, в то время как при самостоятельной речи учащиеся говорят его с правильным словесным ударением. Поэтому часть приводимого нами речевого материала должна быть представлена в виде картинок, которые глухой должен самостоятельно назвать. Другая часть должна быть оформлена в виде записи для чтения.
При обследовании темпа речи, логического ударения необходимо широко использовать ответы учащихся на поставленные вопросы, а также самостоятельное формулирование сообщений, поручений, просьб, составление диалогов и рассказов.
Обследование звуковой стороны устной речи и определение путей коррекции дефектов нужно вести по принципу от более трудного к более легкому. Обследование следует начинать с предъявления более трудного речевого материала. При выборе речевой деятельности для обследования речи целесообразно начинать с той речевой деятельности, где больше проявляется самостоятельная речь учащихся. Сначала произносительные навыки обследуются при.назывании картинок, затем— при чтении. Для чтения тоже сначала выбирается более трудный речевой материал: фразы, затем слова и, наконец, слоги. При обследовании звуков сначала берутся трудные позиции. Так, например, наиболее трудной позицией для звука ц является прямой слог, наиболее легкой — обратный слог. При обследовании звука ц вначале предлагается речевой материал, где звук ц находится в прямом слоге, а затем — такой материал, где этот звук находится в обратном слоге (см. приведенный речевой материал). Сначала берется речевой материал, где обследуемый согласный звук находится в сочетаниях с согласными (цв, цр), затем берется речевой материал, где согласный звук находится в сочетаниях с гласными. 128
Данная позиция звука является более легкой для произношения.
При обследовании соблюдения норм орфоэпии учащимся сначала предлагается назвать картинки, т. е. проверяется состояние навыков в самостоятельной речи, затем — прочитать фразу, слова, слоги. Причем сначала учащиеся читают речевой материал без надстрочных знаков, показывающих орфоэпическое произношение слов, затем — речевой материал с надстрочными знаками. Причем и здесь сначала берутся более трудные надстрочные знаки, а затем — более легкие.
Гласные звуки должны обследоваться как в ударной, так и в безударной позиции1. Если мы обратимся к приведенному нами выше речевому материалу, то увидим, что там имеют место такие слова, как аист, сахар, где гласный звук а находится в ударной позиции, а также слова кукла, глаза, где гласный звук а находится в безударной позиции.
Обследуемый гласный звук должен быть представлен в сочетаниях с различными согласными. Разумеется, нужно выбирать преимущественно наиболее употребительные сочетания. Это диктуется тем, что при обследовании следует выявлять не только дефекты произношения, но и пути коррекции дефекта.
При обследовании гласных необходимо также выявлять умение учащихся различать родственные по артикуляции звуки. Например, гласный звук а глухие учащиеся должны уметь дифференцировать со звуками, отличающимися по движению языка в глубь рта fa— о, а — у) и по подъему языка (а — э, а — и]. Поэтому при обследовании гласного звука и необходимо предусматривать такую дифференциацию: а — о, а — у, а — э, а —и.
Глухие согласные звуки надо обследовать в начале слова, в середине и на конце. Что касается звонких согласных, которые в конце слова, по правилу орфоэпии, оглушаются, — они обследуются в двух позициях — начало и середина слова. В приведенном выше речевом материале звонкий согласный звук б представлен в двух позициях, а глухой согласный звук ц представлен в трех позициях.
1 Исключение представляет гласный звук о,
9 Заказ 706
Сначала согласный звук должен обследоваться в более трудных для произношения позициях, а затем — в более легких. Для различных согласных одна и та же позиция представляет различную степень трудности произношения. Так, например, прямой слог (согласный звук в начале слова) является более легкой позицией для такого согласного звука, при произнесении которого имеет место напряженность артикуляции. Сюда относятсл в первую очередь глухие смычные согласные звуки (п, т, к). В то же время позиция звука,в начале слога (слова) является наиболее ' трудной для произнесения таких звуков, как м, Ц, ч, н и др.
Для отдельных звонких согласных звуков позиция в прямом слоге является более трудной, чем позиция согласного между гласными звуками. Звонкий согласный, находясь между гласными, уподобляется гласному (в отношении звонкости). Таким образом создаются благоприятные условия для озвончения согласного звука.
Поскольку позиции эти неодинаковы, обследование произношения различных звуков должно быть индивидуализировано. При изучении состояния произношения одних звуков обследование в одних случаях должно начинаться с предъявления речевого материала, где обследуемый звук иногда следует начинать с прямого слога (в начале слова), в других случаях — с позиции согласного между гласными или даже в обратном слоге (в конце слова).
Обследуемый согласный звук должен проверяться в наиболее употребительных сочетаниях с другими согласными. В приведенном примере для звуков б н ц взяты наиболее употребительные сочетания этих звуков.
Для того чтобы составить полное представление о состоянии произношения в речи обследуемого звука, необходимо выявить умение учащихся дифференцировать его с близкими по артикуляции согласными звуками. Обследование умений учащихся дифференцировать в устной речи согласные звуки должно осуществляться по следующим направлениям: необходимо прежде всего выявить умение учащихся дифференцировать согласные звуки с точки зрения возможности их замены другими согласными. Например, при обследовании произношения 130
звука ц необходимо выявить умение ребенка различать звуки ц и с; ц и т, так как звук ц очень часто заменяется этими звуками.
При обследовании умения учащихся соблюдать в речи нормы русского произношения в содержание обследования включаются все правила орфоэпии, которые должны соблюдать глухие в речи. Предлагаемый материал должен быть в различных видах:
а) без надстрочных знаков, показывающих орфоэпи
ческое произношение слов;
б) с надстрочными знаками, которые в первом
случае должны только напомнить глухому о том или
ином орфоэпическом правиле (снег), а во втором -
должны показывать орфоэпическое произношение слов
к (снег).
Обследование навыков словесного ударения должно проводиться на разном по ритмической структуре речевом материале (для обследования должны браться слова с ударением на первом, втором и третьем слогах). Предлагаемый для чтения материал первоначально должен даваться без надстрочных знаков, показывающих место ударения в слове, а затем с надстрочными знаками, обозначающими место ударения, например: ракета — ракета, паровоз — паровоз, телевизор — телевизор и т. д.
Приведем некоторые примеры.
Рис. 42. |
Рис. 43. |
Речевой материал для обследования навыков словесного ударения в устной речи глухих
космос планета пионер пилот мальчик |
Темп речи глухих учащихся нужно обследовать преимущественно на материале фраз, связного текста и лишь иногда на материале отдельных слов. Здесь должны использоваться различные виды речевой деятельности: чтение, пересказ, всевозможные диалоги, а также самостоятельное высказывание поручений, просьб, сообщений и чтение наизусть. Целесообразно проверять темп речи учащихся и при самостоятельном рассказывании, например: устное изложение автобиографии, рассказ о проведенном дне, о прочитанной книге, о прогулке и пр. Для обследования темпа речи глухих учащихся в первую очередь берется материал обиходно-разговорной речи, так как согласно программе восьмилетней школы глухих школьников обучение правильному темпу начинают примерно на этом материале. Можно использовать, например, такие вопросы: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Какую книгу ты прочитал (а)? В ка-1 ком кружке ты занимаешься?» и т. д. Чтобы проверить умение учащихся формулировать вопрос, соблюдая правильный темп речи, можно пред-132 |
Рис. 44. Рис. 45.
Летом пионеры и школьники жили в лагере.
Рис. 46.
космос
планета
пионер
пилот мальчик
ложить ученику картинку или создать определенную речевую ситуацию, в которой он должен поставить вопросы. Например, учитель может сообщить о том, что он вчера был в театре. Такое сообщение побудит ученика спросить: «В каком театре вы были? Что вы смотрели? Понравилось ли вам или нет в театре?» и др. Когда обследуемый ученик произносит вопрос, учитель проверяет правильность темпа его речи. Точно так же должны создаваться речевые ситуации при обследовании темпа речи учащихся в момент высказывания поручений,
просьб, сообщений.
Иногда по усмотрению учителя может даваться установка: «Говори в правильном темпе». Однако этого не должно быть, если контролируется наивысшая степень автоматизации данного произносительного навыка.
Навыки соблюдения логического ударения должны обследоваться на материале вопросов и ответов. Речевой материал должен предъвляться учащимся в различных видах: а) без знака (Кто сегодня дежурный?), б) с подчеркнутым главным словом: (Кто сегодня дежурный'?). Умение соблюдать логическое ударение необходимо проверять и при самостоятельной речи учащихся. Для этого глухому учащемуся предлагается ответить на несколько вопросов и спросить о чем-либо учителя или товарищей (в специально созданной речевой ситуации).