double arrow

Жанровое и стилевое новаторство романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Каждая из повестей в составе «ГНВ» может быть прочитана как вполне самостоятельное произведение, ведь все они имеют законченный сюжет, самостоятельную систему персонажей. Единственное, что объединяет повести, создавая не сюжетный, а смысловой центр романа, - центральный персонаж – Печорин.

Каждая повесть связна с определенной жанровой и стилевой традицией. В «Бэле» разработан популярный романтический сюжет о любви европейца, воспитанного цивилизацией, к дикарке, выросшей среди «детей природы» и живущей по законам своего племени. Лермонтов не отграничивается романтической антитезой «разочарованный европеец – сильная, гордая дикарка». Новаторство Лермонтова, в том, что традиционная сюжетная схема пропущена сквозь сознание рассказчика – бесхитростного и прямодушного Максика Максимыча (ММ). История любовного «эксперимента» Печорина дает материал для объективной характеристики героя, ведь это первое знакомство, в ходе которого представлены, но не объяснены многие его качества.

В повести «Тамань» использована сюжетная схема авантюрной новеллы. В «Княжне Мери» Лермонтов ориентировался на традицию «светской» повести. «Фаталист» напоминает романтическую новеллу на философскую тему: в центре поступков и размышлений героев оказалось «предопределение», т.е. судьба, рок. Однако, связи повестей с традиционными жанрами – внешние: Лермонтов сохраняет литературную оболочку, но наполняет свои повести новым содержанием. Все повести, входящие в «Журнал Печорина», - звенья интеллектуальной и душевной жизни героя, подчиненные единому художественному заданию – создать психологический портрет Печорина. Не серьезные коллизии, а серьезные нравственно-психологические проблемы оказываются в центре внимания.

Главная проблема, которой подчинены компоненты формы лермонтовского романа, и прежде всего композиция, - изображение Печорина. В каждой повести он предстает в новом ракурсе, а в целом роман – это сочетание различных аспектов изображения главного героя, дополняющих друг друга. В Бэле и ММ дан внешний рисунок характера Печорина. «Журнал Печорина» - яркий психологический автопортрет героя. Изображение характера Печорина, раскрывающегося в его поступках, во взаимоотношениях с людьми и в его записках –«исповедях», Делает «ГНВ» не собранием повестей, а социально-психологическим и философским романом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: