Магнитогорск и союзных слов

В.М.Глухих Еще раз о разграничении подчинительных союзов

К вопросу о подчинительных союзах и союзных словах обращались многие лингвисты. Известно, что разграничение подчинительных союзов и союзных слов представляет большую сложность для школьников. А ошибки, «заложенные» в школе, повторяют и студенты. Среди этих ошибок наиболее типичны следующие: 1) смешение подчинительных союзов и омонимичных союзных слов (что, как, когда, чем); 2) отождествление союзных слов типа который, какой, чей, где, куда, откуда, почему, зачем, отчего и др. с подчинительными союзами; 3) затруднения в распознавании составных союзов типа потому что, оттого что, вследствие того что, несмотря на то что, благодаря тому что, если…то, когда…то, хотя…но, чем…тем и др.; 4)неправильное определение того, каким именно членом предложения является союзное слово; 5) затруднения в постановке смыслового вопроса от главной части к придаточной. Например, союзное слово который разбирается в придаточной части только как определение, между тем это слово может быть как главным, так и второстепенным членом придаточной части. Ср.:

Понадобился проводник, который хорошо знал бы лесные тропы. (Б.Полевой); В разгар пира в овин зашел Травкин, которого никто не ожидал. (Эм.Казакевич); Травкин прислушался, затем пошел по ходу сообщения, из которого только что вышли два немца. (Он же); Надя повела ребят светлым коридором, окна которого выходили на огород. (А.Фадеев).

В этих примерах слово который является соответственно подлежащим, дополнением, обстоятельством места и несогласованным определением. От точности вопроса зависит точность в определении семантического типа придаточного предложения. Ср.:

1) Сообщение, что мы получим эти книги, обрадовало нас. – 2) Сообщение, что мы получили, обрадовало нас.

В первом случае придаточное относится к существительному сообщение (со значением речи) в главной части, отвечает на вопрос о чем?, присоединяется подчинительным союзом что, является изъяснительным. Во втором случае придаточное также относится к существительному сообщение (с предметным значением: телеграмма, письмо, записка и т.п.), отвечает на вопрос какое?, присоединяется союзным словом – местоимением что, является определительным.

Каковы причины затруднений в синтаксическом разборе сложноподчиненного предложения?

1. Иногда синтаксический аспект заслоняет другие аспекты изучения средств связи частей сложноподчиненного предложения (лексико-грамматический, семантико-стилистический). Нередко подчинительный союз квалифицируется как формальное средство связи, а союзное слово – как его функциональный омоним. При этом слабо акцентируется внимание на том, что союз как средство связи – это служебная часть речи с определенными морфологическими, синтаксическими и формальными признаками, а союзное слово – это прежде всего относительное местоимение или местоименное относительное наречие со своими специфическими признаками.

2. Логико-семантическое, лексико-морфологическое и функционально-стилистическое разнообразие подчинительных союзов и омонимов затрудняет и осложняет синтаксический анализ сложноподчиненного предложения.

3. При синтаксическом разборе подчинительных союзов и омонимов (прежде всего союзных слов) недостаточно обращать внимание на их дифференциальные признаки.

Приведем минимальный для студентов и максимальный для школьников список изучаемых подчинительных союзов и их омонимов (см. табл. 1).

Составные союзы по степени спаянности частей и по употребительности неодинаковы. В одних из них (причинном так как, следственном так что) слияние частей представляется законченным. В других союзах, таких как потому что, оттого что, для того чтобы, окончательного слияния частей не произошло, поэтому возможно параллельное употребление слов потому, оттого, для того то в качестве соотносительных слов в главной части, то в составе сложных союзов. «Наконец, в целом ряде случаев более обычным является употребление соотносительных слов в составе главной части». Так, лексико-морфологическая подвижность состава союзов осложняет синтаксический разбор сложноподчиненного предложения, так как требует учитывать ряд дополнительных признаков (логическое ударение, интонирование, характер соотнесенности придаточной части с главной, синтаксическую функцию соотносительных слов в составе главной части, наличие или отсутствие знака препинания в союзной конструкции и нек.др.).

Наряду с приведенными в таблице учащиеся, как известно, знакомятся и с союзами типа если…то, раз…то (так), когда…то, чем…тем, хотя…но, едва…как и др. Вторая часть этих союзов омонимична местоимениям то, тем, наречию так, сочинительному союзу но и т.д. Союзы едва, пока, точно, пускай, ли, будто, лишь, только, словно, как только, как будто, будто бы. Чуть только, лишь только также полностью или частично омонимичны наречиям или частицам. Наконец, довольно большое количество подчинительных союзов (если, ибо, хотя) и союзных слов (где, куда, почему, зачем, который, чей, сколько, насколько и др._ находится вне омонимии. Встречаются и аналоги союзных слов в бессоюзных сложных предложениях (потому, поэтому и др.).

Чтобы разобраться в этом многообразии подчинительных союзов и союзных слов, необходимо четко знать их специфические (дифференциальные) признаки. См. таблицу 2.

Ср. примеры:

1. Мы знаем, что нас ждет впереди. 2. Мы знаем, что нас ждет впереди испытание…

1) Мы знаем (что?), что нас ждет впереди. Что нас ждет впереди? Пропуск слова что невозможен. Мы знаем, что именно (же) нас ждет впереди. В разбираемом примере что – союзное слово, местоимение является подлежащим изъяснительного предложения. Во втором примере по ряду признаков слово что является подчинительным союзом в составе придаточного изъяснительного.

Прием о п о р ы на различительные (дифференциальные) признаки подчинительных союзов и союзных слов в синтаксическом разборе сложноподчиненного предложения можно усилить путем детализации структурной схемы этого предложения, путем заострения внимания на том, чем прикрепляется придаточное предложение к главному, какой частью речи выражается и каким членом предложения (если это союзное слово) является. Ср.: 1) Недаром говорится, что дело мастера боится. (Пословица); 2) Он, по-видимому, обдумывал, что делать ему дальше. (К Арсеньев).

Во втором предложении придаточное изъяснительное относится к сказуемому в главной части, прикрепляется к ней союзным словом – местоимением что, которое является в составе придаточной части дополнением. Подобным образом можно детализировать соответствующую часть линейной схемы сложноподчиненного предложения:

1) […говорится], (союз что …).

2) […обдумывал], (союзн. сл. что (м.)…)

Описанный опыт разграничения подчинительных союзов и союзных слов помогает школьникам и студентам лучше понять и глубже усвоить трудный вопрос.

Таблица 1.

  Подчинительные союзы Омонимичные слова
Структурный тип Союзы Союзные слова Указательные (соотносительные) слова в главной части
1. Простые что чтобы чем когда как что что (бы) чем когда как  
2. Составные потому что так что оттого что так как прежде чем затем чтобы с тем чтобы для того чтобы подобно тому как благодаря тому что по мере того как вследствие того что ввиду того что несмотря на то что в то время как с тех пор как в связи с тем что в силу того что   потому, (что…) так, (что…) оттого, (что…) так, (как…) прежде, (чем…) затем, (чтобы…) с тем, (чтобы…) для того, (чтобы…) подобно тому, (как…) благодаря тому, (что…) по мере того, (как…) вследствие того, (что…) ввиду того, (что…) несмотря на то, (что…) в то время, (как…) с тех пор, (как…) в связи с тем, (что…) в силу того, (что…)

Таблица 2.

№ п/п Различительные признаки Подч. союз Союзное слово
  Часть речи Союз + -
Местоимение (относительное) - +
Наречие (местоименное, относительное) - +
  Член предложения - +
  Логическое ударение - +
  Замена синонимом + +
  Изъятие (пропуск, опущение) + -
  Трансформация (преобразование) придаточного предложения в простое вопросительное - +
  Замещение (контекстуальное или ситуативное) - +
  Сочетаемость с уточнительными частицами же, именно - +

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: