Комментарии

[+1] Сто раз я призывал вас, сейчас кричу

Вам, раскиданные по всему миру Славяне,

Будем единым целым, а не раздробленными,

Будем или все, или ничто.

Коллар. Дочь Славы

Отрывок из поэмы «Дочь Славы» чешского поэта и ученого Яна Коллара (1793-1852), профессора Венского университета, автора исследования «О литературной взаимности славян».

[+2] «....через знаменитую Алаунскую плоскую возвышенность...» — Алаунская возвышенность — древнее название западной части Среднерусской возвышенности.

[+3] Сарпа и Маныч — Сарпа — наиболее крупное озеро в цепи Сарпинских озер на правобережье нижней Волги. Маныч — комплекс озер и лиманов, а также р. Маныч в южной части Ставропольского края.

[+4] Дюбуа де Монпере (де Монтре) Фредерик (1798-1850), французский путешественник, археолог, этнограф. Данилевский цитирует отрывки из его книги «Путешествие вокруг Кавказа. У черкесов и абхазов, в Колхиде, в Грузии, в Армении и в Крыму» (Voyage autour Abhases, en Colchide, en Georgie, en Armenie, et en Crimee. V. 1-6. Paris, 1839-1843).

[+5] Танаис — древнее название Дона.

[+6] Страбон (ок. 63 до н. э. — ок. 20 н. э.), древнегреческий географ, путешественник, автор труда «География» (русск. изд.: География в семнадцати книгах. М., 1879).

[+7] Меотийское море — древнее название Азовского.

[+8] Гомер — легендарный эпический поэт Древней Греции; ему приписывается авторство «Илиады» и «Одиссеи».

[+9] Фалес (ок. 625-547 до н. э.), древнегреческий философ, основатель Милетской школы (г. Милет).

[+10] Геродот (ок. 484-425 до н. э.), древнегреческий историк, автор «Истории» в девяти книгах (русск. изд.: В 2 т. М., 1888).

[+11] Гиппократ (ок. 460-377 до н. э.), древнегреческий врач, автор медицинских сочинений, объединенных в так называемый «Гиппократов сборник».

[+12] «...возобновленной Римской империи Карла Великого...» — Карл Великий (ок. 742-814), франкский король, в результате завоеваний которого образовалось государство, охватывающее почти все европейские владения Рима.

[+13] «..европейские цивилизаторы... Ченслер и Вилоуби...» — Ченслер Ричард (г. рожд. неизв.— ум. 1556), английский мореплаватель, совершивший рейд до устья Сев. Двины; посещал Москву, где был принят Иваном ГУ, получил право свободной торговли на территории России. В 1553 г. Ченслер командовал судном в экспедиции, возглавляемой Вилоуби (Уиллоби) Хью (г. рожд. неиэв.— ум. 1554), который пытался достичь Китая и Индии Северным морским путем. Экспедиция закончилась неудачей: два судна из трех погибли. Погиб и Уиллоби.

[+14] Маркиз Позе (Поза) — герой пьесы Шиллера «Дон Карлос», выразитель идей гуманизма и свободы, «гражданин Вселенной».

[+15] Валленштейн (Вальдштейн) Альбрехт (1583-1634), полководец Германской имперской армии периода Тридцатилетней войны. Ф. Шиллер (1759-1805), происходивший из провинциального Вюртемберга, представил Валленштейка в одноименной трилогии выразителем общенациональных немецких идей и интересов.

[+16] «..страны, присоединенные к России после Петра...» — часть Польши, Таврия, Крым, Грузия, Казахстан, Средняя Азия, Закавказье, Приамурье.

[+17] «...журнальная статья покойного Чаадаева...» — Чаадаев Петр Яковлевич (1794-1856), автор «Философических писем», первое из которых было опубликовано В. Г. Белинским и Н. В. Станкевичем в журнале «Телескоп» (1836). Именно эту статью имеет в виду Н. Я. Данилевский. «Философические письма» содержали первую историософию России западнической ориентации.

[+18] «Нет, как хотите, г. Шедо-Ферроти прав» — Шедо-Ферроти — литературный псевдоним барона Фиркса Ф. И. (1812-1872), официозного публициста, автора брошюр о России и русских делах, одна из них по поручению правительства была написана с целью дискредитации Герцена и его лондонских изданий. Издавал в Бельгии газету «Отголоски русской печати». Данилевский, по-видимому, имеет в виду брошюру Шедо-Ферроти «Que feraton de la Pologne?» («Что сделают с Польшей?») (1864), где автор протестовал против жесткого правительственного курса в отношении к Польше и осуждал М. Н. Каткова («Русский Вестник») за «ультрарусские» высказывания.

Примечания

[*1] Вот что говорит об этом предмете знаменитый путешественник Дюбуа де Монпере[+4]: "Все это доказывает, что была прикавказская страна, носившая название Азии. В самом деле, откуда это древнее и странное разграничение Европы от Азии, отделяемой Танаисом[+5] (странное, конечно, но все-таки менее странное, чем разграничение Уралом), если бы не было к северу от Кавказа страны, называемой Азией".

"Доказано также, что Страбон[+6] разумел под Азией особую страну около Синдики (части Таманского полуострова) - Азию в собственном смысле этого слова и что всегда в этом именно смысле принимает он это название, описывая берега Меотийского моря[+7]. Любопытно заметить, что по гречески asij означает ил, который река несет с собой и осаждает. "asioj", "asia" - илистый, топкий, как берега устьев реки, - название, которое так хорошо применимо к устьям Кубани, на которые распространялась Азия в собственном смысле. Из собственной Азии вышли асканазы-гомериты Малой Азии, девкалиониды, дарданиды и проч. Вероятно, что асканазы в своих переселениях принесли с собой название своей родины, которое было таким образом пересажено в Малую. Азию и там укоренилось, чтобы распространиться на целую часть света". - Примеч. авт.

[*2] теократической. - Сост.

[*3] Я европейский, и ничто европейское мне не чуждо (лат.) - Сост.

[*4] Движение (натиск) на Восток (нем.) - формула германской восточной политики. - Сост.

[*5] Рожают горы, а родится смешная (ничтожная) мышь (лат.). - Сост.

[*6] Излишеством - Сост.

[*7] Букв.: Дальний Восток; здесь: вид, обзор (англ.) - Сост.

[*8] Чистую доску (лат) - Сост.

[*9] Чистокровной (фр.) - Сост.

[*10] Вещество (тело) движется не иначе, как будучи текучим (лат.). - Сост.

КОММЕНТАРИИ

Н. Я. Данилевский завершил работу над "Россией и Европой" в начале 1868 г. При опубликовании рукописи он столкнулся со значительными трудностями. "...Ни один из тогдашних журналов,- писал впоследствии Н. Н. Страхов, друг и издатель Н. Я. Данилевского,- не согласился бы принять сочинения, писанного в таком духе, как "Россия и Европа". Поэтому была сделана только попытка найти место в "Журнале Министерства народного просвещения", хотя в таком случае на внимание публики рассчитывать уже не приходилось". По словам Н. Н. Страхова, Н. Я. Данилевскому помог счастливый случай: "...как раз в это время ревностный любитель литературы В. В. Кашпирев решил издавать новый ежемесячный журнал "Зарю" и звал меня в сотрудники. Николай Яковлевич очень радовался этому случаю; с первой же книжки "Зари" 1869 года стали появляться в ней последовательные главы "России и Европы", и в течение года вся книга была напечатана в журнале" (см.: Данилевский Н. Я. Россия и Европа. Спб., 1888. С. XIX).

Кроме журнальной публикации (Заря. 1869. No 1-6, 8-10), при жизни Н. Я. Данилевского его книга благодаря усилиям Н. Н. Страхова еще однажды вышла в свет, на этот раз отдельным изданием в 1871 г. Напечатанная небольшим тиражом (всего 1200 экз.), "Россия и Европа" не только не принесла успеха автору, но при его жизни оказалась практически незамеченной читающей публикой. "Смело можно сказать,- писал в 1889 г. академик К. Н. Бестужев-Рюмин, один из немногих представителей тогдашней российской интеллигенции, верно оценивший значение книги,- что сочинение Данилевского, которого в Австрии зовут "апостолом славянства", едва известно в России; к этому следует еще прибавить, что критики, говорившие о нем, с трогательным единодушием, несмотря на различие партий, отзывались явно неблагосклонно" (Бестужев-Рюмин К. Н. Теория культурно-исторических типов // Данилевский Н. Я. Россия и Европа. Спб., 1889. С. 560). О малой популярности книги Н. Я. Данилевского говорит тот факт, что к моменту смерти автора (1885) часть тиража первого издания книги еще не была распродана. Несмотря на это, Н. Н. Страхов еще трижды (1888, 1889 и 1895 гг.) предпринимал издание сочинения своего единомышленника и друга. По словам русского дореволюционного философа Э. Л. Радлова, книгу Данилевского "Н. Н. Страхов, можно сказать без преувеличения, заставил русское общество читать, указав на выдающиеся стороны этого труда" (Радлов Э. Несколько замечаний о философии Н. Н. Страхова. Спб., 1890. С. 4). Принимая во внимание это обстоятельство, при подготовке настоящего издания было решено включить в книгу Н. Я. Данилевского в качестве приложения статью Н. Н. Страхова "О книге Н. Я. Данилевского „Россия и Европа"" (1886), а также вошедшие в сборник его произведений "Борьба с Западом в нашей литературе" полемические статьи "Наша культура и всемирное единство" (1888) и "Последний ответ г. Вл. Соловьеву" (1889), направленные против публикаций известного философа в журнале "Вестник Европы", которые содержали резкие нападки на книгу Данилевского.

Литературное и научное наследие Н. Я. Данилевского, включающее, кроме "России и Европы", еще целый ряд не утративших своей актуальности произведений, нуждается в глубоком и всестороннем изучении. По-видимому, не за горами и первое академическое издание основного труда русского философа и естествоиспытателя, содержащее квалифицированный научный анализ не только историософских взглядов Н. Я. Данилевского, но и его вклада в развитие естественных наук, и в первую очередь биологии. Настоящее издание "России и Европы" не претендует на такой уровень научности; оно является только первым приближением к наследию Н. Я. Данилевского после 95-летнего перерыва. Это определило подход к тексту книги, который печатается с некоторыми сокращениями. Они коснулись главным образом тех ее страниц, которые содержат значительный объем отчасти малопонятной для неспециалиста, отчасти устаревшей к настоящему времени информации. В наибольшей степени сокращения затронули 6-ю главу книги, посвященную выявлению признаков "естественной системы" в науке, для чего Н. Я. Данилевский использовал материал всего современного ему естествознания. Отсутствующий в настоящем издании текст обозначен отточием в угловых скобках (...). Орфография и пунктуация книги приближены к современным, за исключением случаев, характерных для индивидуального стиля Н. Я. Данилевского. Содержащиеся в книге факты, почерпнутые из ботаники, зоологии и других естественнонаучных дисциплин, в комментариях к настоящему изданию не отражены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: