Организация научной деятельности в России

В соответствии с Законом РФ "О науке и государственной научно-технической политике" научная деятельность в стране может осуществляться физическими лицами (гражданами России, иностранными гражданами, лицами без гражданства) и юридическими лицами (организациями, предприятиями и т.п.).

Очевидно, что эффективная научная деятельность возможна только при условии ее финансирования. Источниками финансирования научной деятельности в нашей стране являются:

1. Государственный бюджет (госбюджет).

2. Средства юридических и физических лиц.

Для финансирования научной деятельности могут направляться средства из госбюджета различных уровней: федерального и местных (об­ласт­ного, городского и т.д.). Помимо средств предприятий, организаций и фирм для развития науки используются денежные и иные средства различных отечественных и зарубежных фондов (Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд Сороса и др.). При этом развивается практика выделения на конкурсной основе для конкретной научной деятельности грантов - денежных и иных средств, передаваемых безвозмездно и безвозвратно.

Управление научной деятельностью в стране осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления.

Физические лица и юридические лица негосударственной формы собственности имеют право самостоятельно определять все аспекты своей научной деятельности, не противоречащей законодательству страны.

Органы государственной власти в пределах своих полномочий, не нарушающих свободу научного творчества, выполняют следующие основные функции управления научной деятельностью:

определяют приоритетные направления развития науки и техники;

обеспечивают формирование и функционирование системы государственных научных организаций;

осуществляют межотраслевую координацию научной деятельности;

осуществляют разработку и реализацию научных и научно-техничес­ких программ и проектов;

развивают формы интеграции науки и производства;

осуществляют реализацию достижений науки и техники;

осуществляют контроль за эффективным использованием субъектами научной деятельности предоставленных им государственных средств и имущества;

осуществляют контроль за подготовкой научных кадров.

Структура управления научной деятельностью в стране приведена на рис. 1.

Более детальная структура государственного управления научной деятельностью имеет свои особенности в рамках различных министерств, ведомств, академий наук. Например, во многих вузах дальнейшая детализация этой структуры представляется схемой: ректор - проректор по научной работе - научно-исследовательская часть (сектор) - кафедры (лаборатории) - исследователи (преподаватели, научные работники, докторанты, аспиранты, студенты).

Зачем Вам предлагается знакомство со структурой государственного управления научной деятельностью? Чтобы Вы получили в руки путеводитель поиска госбюджетных средств для проведения своих научных исследований во время учебы в вузе и в дальнейшей своей жизни. При этом обращайте внимание на наличие государственного статуса у научных организаций, так как в нашей стране есть много общественных научных объединений, не финансируемых государством, например: Российская академия инженерных наук, Российская академия естественных наук и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: