Комментарии

[+1] Марафонское поле (близ древнего селения Марафон в Греции), на котором в 490 г. до н, э. произошло сражение между персидскими войсками и греческими объединенными силами, по преимуществу состоящими из афинян (см. ком. 38 к гл. V).

[+2] Аргос и Виотия (Беотия) — области материковой Греции.

[+3] Коринфский перешеек — соединяет материковую Грецию с п-вом Пелопоннес.

[+4] Зороастр, Зоротустра (правильно: Заратуштра) — древне-иранский пророк, создатель религии зороастризма.

[+5] Гесиодова «Теогония» — Гесиод (VIII-VII в. до н. э.), древнегреческий поэт, известен поэмами «Теогония» («Происхождение богов») и «Труды и дни».

[+6] Четь-Минея (Четьи-Минеи) — сборники жизнеописаний святых, поучений, молитв, богослужебных песен, памятных дней.

[+7] Эпикур (341-270 до н. э.), греческий философ-материалист, продолжатель атомистической философии Демокрита. Известен концепцией образа жизни «по норме и мере»» (эпикуреизм), которая фальсифицировалась церковью как оправдание распущенности, свободы плотских удовольствий.

[+8] «...во время Подибрада...»Подибрад (Подебрад) Иржи (1420-1471), король Чехии; его политика, направленная на создание сильного централизованного государства, вызвала враждебное отношение со стороны папства. Подебрад — автор проекта создания межгосударственного объединения с целью ограничения власти католической церкви.

[+9] Розенгейм Михаил Павлович (1820-1887), генерал-майор, поэт, фельетонист.

[+10] «...прикреплением крестьян к земле и казацкой вольницы» — Прикрепление крестьян к земле и передача их в собственность помещиков (бояр и дворян) начинается в России еще в XV веке; с отменой в 1580 г. Юрьева дня (26 октября) — определенной даты осуществления своего права перехода к другому покровителю — связывается установление крепостного права как такового, когда крестьянин становится собственностью помещика. Казачество — военное сословие, состоящее из вольных людей, вооруженных и организованных как военная сила земледельцев. Казачество вербовалось в основном за счет беглых крепостных, уходящих на окраины страны (Дон, Урал, Терек, Кубань, Нижний Днепр, Нижняя Волга), где они вынуждены были противостоять приграничным народам. Примерно с XVII в. царское правительство использует казаков в своих военных целях, включая в состав регулярной армии, и постепенно ограничивает их вольницу (автономность военно-хозяйственного быта, территориальной администрации, суда и т. д.).

[+11] Разин Степан Тимофеевич (ок. 1630 — казнен в 1671), организатор и вождь Крестьянской войны 1670-1671 гг.

[+12] Пугачевский бунт — Пугачев Емельян Иванович (1744-1775), руководитель Крестьянской войны 1773-1775 гг., донской казак, объявил себя императором Петром Ш, будто бы избежавшим смерти.

[+13] «...в знаменитую ночь 4 августа...» — 4 августа 1789 г. революционное Национальное (Учредительное) собрание Франции приняло декрет об отмене феодальных повинностей и сословных привилегий, а 26 августа — «Декларацию прав человека и гражданина».

[+14] Ростовцев Яков Иванович (1803-1860), генерал-адъютант, в молодости входил в Северное общество декабристов, по мотивам чести сообщил правительству о готовящемся восстании, впоследствии член Государственного совета, участвовал в подготовке законопроекта об отмене крепостного права.

[+15] Дидерот (Дидро), Гельвеции, Гольбах, Ламетри — французские материалисты, энциклопедисты. Мирабо Оноре Габриель Рикетт (1749-1791), граф, вождь либеральной буржуазии во Французской революции.

[+16] Данилевский ошибается, утверждая, что слова «община» и «общинный» (в переводе на фр. commune, откуда происходит communisme — коммунизм) имеют только этимологическое сходство со значениями на других языках. В действительности, общинная организация (сельская община) содержит ряд коммунистических принципов: общее владение (с подушным распределением и переделами) земли, коллективный труд (запашка, сенокос, лесозаготовки, рыболовство и т. д.) и мирское (демократическое) управление — сход.

[+17] «...перевод Библии на готский язык Ульфилою...» — Ульфила (Вильфила) (ок. 311-383), вестготский вождь, церковный деятель, епископ готов, сторонник арианства. Ему приписываются создание готского алфавита и перевод Библии.

[+18] «...громкие имена в разных отраслях науки...»Рокитанский Карл (1804-1878), австрийский врач-патолог, профессор Венского университета, член Венской и Парижской Академий Наук; Пуркинье (Пуркине) Ян Эвангелиста (1787-1869), физиолог, анатом, профессор Пражского университета, Шафарик (Шафаржик) Павел Иосеф (1795-1861), филолог и историк, виднейший деятель чешского и словацкого национального движения; Остроградский Михаил Васильевич (1810-1881), хирург и анатом, профессор Дерптского (Тартуского) университета, Петербургской медико-хирургической академии; Пирогов Николай Иванович (1810-1881), русский хирург, анатом, профессор, академик.

[+19] Улисс (Одиссей) — персонаж древнегреческого эпоса («Одиссея» Гомера).

[+20] «Научные гипотезы автора, рефлективная сторона его произведения...» — Данилевский не согласен с религиозно-философской, в том числе историко-социологической, концепцией «Войны и мира». Не принимает он также самовыражения Л. Н. Толстого через психологию героев романа.

[+21] «Осанна» — молитвенный возглас, восторженное восхваление.

[+22] Отрывок из стихотворения А. С. Хомякова «Ключ» (см.: Хомяков А. С. Стихотворения и драмы. Л., 1969. С. 104) и заключительный абзац книги «Россия и Европа» содержат одну и ту же мысль о двух потоках всемирной истории и их слиянии в один посредством решения Восточного вопроса, т. е. снятия противостояния Германо-Романского мира и Славянства. На два потока истории указал Хомяков в «Записках по Всемирной истории» («Семирамида»), где происхождение европейских народов выводится из двух источников и в дальнейшем рассматривается как развитие двух направлений, различающихся по духу, по сущности. Одно — иранское, другое — кушитское. Оба прослеживаются от библейских времен. Народы иранского склада обладали высокой духовностью, нравственной чистотой, внутренней свободой, понимаемой как смысл жизни. Таковы древние греки, византийцы, славяне. Кушитское начало было определяющим в жизни римлян и их наследников — германцев, которые подчинялись внешней вещественной необходимости, формальному закону. Они следовали земным целям, не зная религии как богопознания. Отсюда в судьбах народов особое значение придается вероисповедному различию между православием (правильная вера — ортодоксия) и католицизмом, формой христианства, искаженной участием в мирской борьбе. Отсюда также выводится историческая миссия славян — одухотворить ущербный мир кушитства, чтобы «чуждые народы» собрались у «брега» духовности. Данилевский имеет в виду другую форму разрешения Восточного вопроса, а именно: слияние двух потоков истории в один, но, разумеется, без смешения культурно-исторических типов, которые сохранят свою имманентность и самоцельность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: