Превознесение пророков

Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, передал, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не превозносите меня подобно тому, как христиане пре­возносили Ису, сына Марйам, ибо я - только раб, а поэтому го­ворите: ”Раб Аллаха и посланник Его”».

Этот хадис приводит аль-Бухари.

Первый вопрос: что подразумевается под превознесением?

Имеется в виду чрезмерность прославлений, результатом чего становится произнесение неверных или просто лживых слов.

Приведенный нами выше хадис является не чем иным как предостережением пророка, да благословит его Аллах и приветствует, адресованным членам его общины. Смысл этого пре­достережения состоит в том, чтобы не дать чувствам любви и почтения к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, которые питают сердца мусульман, принять какие-либо крайние формы, в результате чего люди могли бы совершить неч­то запретное или впасть в многобожие, что и произошло с хрис­тианами, которые стали называть Ису, сына Марйам, Богом, или сыном Божьим или одним из троих.

Второй вопрос: запрещение, равносильное запрету.1

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, за­претивший мусульманам превозносить себя, сделал это не прос­то из смирения, нет, это означало, что подобные действия за­претны с точки зрения установлений шариата. Во многих хади­сах содержатся сообщения о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не только отвергал подобные восхваления и испытывал к ним отвращение, но и выражал своё порицание тем, кто делал это.


Так, например, имам Ахмад приводит хадис, в котором сооб­щается что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Однажды, когда один человек обратился к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, со словами: ” О Мухаммад, о наш господин и сын нашего господина, о лучший сре­ди нас и сын лучшего среди нас!”-, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«О люди, прекра­тите говорить так, и да не соблазнит вас на это шайтан! Я -Мухаммад бин Абдаллах, раб Аллаха и Его посланник, и клянусь Аллахом, не хочу я, чтобы вы ставили меня выше того места, ко­торое я занимаю по воле Аллаха Всемогущего и Великого!»

В другом хадисе, который приводят Абу Дауд и ан-Насаи, сообщается о прибытии к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, делегации от племени бану амир и среди про­чего рассказывается о том, что маленькая невольница стала петь в присутствии пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а когда она произнесла слова: ” Среди нас есть пророк, знающий о том, что будет завтра ”-, посланник Аллаха выразил ей своё порицание, велев: ” Прекрати это!”

Ибн Маджа, который также приводит этот хадис, сообщает, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, добавил к этому следующее: ” Не знает о том, что будет завтра никто, кроме Аллаха!”-, а


в другом хадисе сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ска­зал: ” Поистине, я просто больше вас знаю об Аллахе и больше вас боюсь Его!”

Третий вопрос: невежество приводит к превознесению.

К сожалению, то, что запрещал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и то, от чего он предостерегал лю­дей, стали совершать многие из тех, кто пришёл на смену пер­вым поколениям мусульман. Причиной этого было незнание ими установлений шариата и привычка произносить слова, не взвесив их предварительно на весах Корана и сунны. Это привело неко­торых из них к большому многобожию, иначе говоря, именно к тому, с чем боролся пророк, да благословит его Аллах и приветствует, от чего он был послан спасти людей и с привер­женцами чего он сражался.

Примеры этого можно обнаружить в некоторых стихотворных произведениях, посвященных восхвалению пророка, да благосло­вит его Аллах и да приветствует. Так, например, в касыде “Бурда” (Плащ) её автор пишет:

- О щедрейший из людей, не к кому обращаться мне,

кроме тебя, если случится какое-нибудь несчастье!

А где же тогда Аллах, к которому только и можно обра­щаться с мольбами о защите, ведь подобные обращения являются не чем иным как одним из видов поклонения?!

Таким образом, этот поэт посчитал себя вправе приписывать пророку, да благословит его Аллах и приветствует, нечто большее, чем он в действительности обладал, и обращаться к нему так, как можно обращаться к одному лишь Аллаху, забыв о том, что восхваления посланника Аллаха, ущемляющие права Ал­лаха Всемогущего и Великого, неуместны и неприемлемы. Для му­сульманина нет никаких сомнений в том, что если бы сам пророк, да благословит его Аллах и приветствует, услышал это или нечто подобное, то он разгневался бы на такого невежественно­го поэта и выразил ему своё порицание. И в самом деле, чело­век, услышавший слова автора “Бурды”:

- Поистине, мир этот и мир иной существуют лишь потому, что сущест­вуешь ты,

и знаешь ты, что записано на Скрижали и что известно перу! -,

может подумать, что эти слова являются обращением к Аллаху, поскольку один лишь Аллах владеет миром этим и миром вечным


и лишь Он один знает о том, что написано на Хранимой Скрижа­ли, ведь Аллах Всевышний сказал:

قُل لَّا يَعْلَمُ مَن فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ الْغَيْبَ إِلَّا اللَّهُ

Скажи:” Из тех, кто обитает на небесах и на земле, лишь Аллах ведает о сокрытом...” (“Муравьи”, 65)

К подобным вещам этого поэта и ему подобных побуждала вовсе не особая любовь к нашему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, а только их невежество и убеждён­ность в том, что своими стихами они могут возвысить или при­низить кого-нибудь. Между тем нет никаких сомнений в том, что люди, относившиеся к числу сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и их последователей, иначе говоря, те, кто относился к первому поколению обладателей знания, больше почитали и сильнее любили пророка, да благословит его Аллах и приветствует, однако когда они восхва­ляли его, то ничего подобного не говорили, примером же того, что они считали для себя допустимым, могут служить слова Хассана бин Сабита, который сказал:

- Жившим прежде не приходилось лишаться подобного Мухаммаду,

и никто уже не лишится подобного ему до самого дня воскре­сения!

В пример можно привести также и слова Ка’ба бин Зухайра, который сказал:

- Поистине, посланник - это свет, который позволяет ви­деть.

Он - обнажённый меч из индийской стали из числа мечей Ал­лаха!

Четвёртый вопрос: любые формы превознесения запретны.

Некоторые люди считали, что данный хадис содержит в се­бе запрет лишь на такие формы превознесения, которые грани­чат с обожествлением пророка, да благословит его Аллах и приветствует, иначе говоря, - на действия, подобные действиям христиан по отношению к Исе, мир ему, в то время как всё остальное дозволено. Однако подобное понимание является оши­бочным, на что и указывает вторая часть хадиса, то есть сло­ва пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «...а поэтому говорите: “Раб Аллаха и посланник Его”». Сказав это, посланник Аллаха,


да пребудут над ним благословения и мир, запретил людям превозносить его запретным с точки зрения шариата образом и направил их к тому, что является обязатель­ным, указав на то, что к нему можно относиться только как к рабу Аллаха, а это значит, что он нуждается в своём Господе и сам по себе не может принести себе, как и другим, ни поль­зы, ни вреда.

Аллах Всевышний сказал:

قُلْ إِنِّي لَا أَمْلِكُ لَكُمْ ضَرًّا وَلَا رَشَدًا

Скажи:” Поистине, не в моей власти причинить вам вред или принести пользу”.(“Джинны”, 21)

Аллах Всевышний также сказал:

قُل لاَّ أَمْلِكُ لِنَفْسِي نَفْعًا وَلاَ ضَرًّا إِلاَّ مَا شَاء اللّهُ

Скажи:” Не в моей власти принести себе пользу или повредить, если только не пожелает того Аллах”.(“Преграды”, 188)

От остальных же людей посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отличался лишь тем, что Аллах избрал его для того, чтобы вручить ему Своё послание и дове­рить ему Свои откровения. Аллах Всевышний сказал:

قُلْ إِنَّمَا أَنَا بَشَرٌ مِّثْلُكُمْ يُوحَى إِلَيَّ

- Скажи: ”Поистине, я - такой же человек, как и вы, но ниспосланы мне откровения...”(“Пещера”, 100.)

Пятый вопрос: служение как наивысшая ступень.

Служение Аллаху Всевышнему в качестве Его раба ни в ко­ей мере не умаляет достоинств нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ибо подобное служение явля­ется высшей ступенью. Для человека быть рабом Аллаха значит обладать чем-то наиболее ценным, и именно поэтому Аллах Все­вышний называл всех Своих пророков рабами, служившими Ему, и воздавал им за это хвалу. Так, например, о Нухе Аллах Всевышний сказал:

فَكَذَّبُوا عَبْدَنَا

...и посчитали они ложью слова раба Нашего...(“Луна”, 9.)

Аллах Всевышний также сказал:

وَاذْكُرْ عِبَادَنَا إبْرَاهِيمَ وَإِسْحَاقَ وَيَعْقُوبَ

Вспомни Наших рабов Ибрахима, Исхака, Йа’куба...

(“Сад”, 45.)


О Суляймане и Аййубе Аллах Всевышний сказал так: نِعْمَ الْعَبْدُ

Прекрасный раб!(“Сад”, 38.)

Аллах Всевышний также сказал об Исе: إِنْ هُوَ إِلَّا عَبْدٌ أَنْعَمْنَا عَلَيْهِ

Он - всего лишь раб, которому Мы даровали милость...

(“Украшения”, 59.)

Что же касается нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то, даже когда он достиг наивысших успехов, о его служении Аллах Всевышний го­ворил как о чём-то наиболее достойном.

Аллах Всевышний сказал: سُبْحَانَ الَّذِي أَسْرَى بِعَبْدِهِ

Слава Тому, кто перенёс ночью раба Своего...

(“Ночное путешествие”, 1.)

Аллах Всевышний также сказал: أَلَيْسَ اللَّهُ بِكَافٍ عَبْدَهُ

Разве не довольно Аллаха для раба Его? (“Толпы”, 36.)

Аллах Всевышний также сказал:

Благословен Тот, кто ниспослал Различение 1 Своему рабу.. تَبَارَكَ الَّذِي نَزَّلَ الْفُرْقَانَ عَلَى عَبْدِهِ.

(“Различение”, 1.)

Аллах Всевышний также сказал: وَأَنَّهُ لَمَّا قَامَ عَبْدُ اللَّهِ يَدْعُوهُ

Когда раб Аллаха поднялся, чтобы обратиться к Нему с мольбами...(“Джинны”, 19.)

Аллах Всевышний также сказал:

وَإِن كُنتُمْ فِي رَيْبٍ مِّمَّا نَزَّلْنَا عَلَى عَبْدِنَا

Если же есть у вас сомнения относительно того, что Мы ниспослали рабу Нашему...(“Корова”, 23.)

Что же касается ангелов, то о них Аллах Всевышний ска­зал так: بَلْ عِبَادٌ مُّكْرَمُونَ


Ведь они - рабы, которых Он почтил.(“Пророки”, 26.)

И Аллах Всевышний воздал хвалу, кому пожелал из созданий Своих, во многих других аятах Корана, называя их Своими раба­ми, ибо поклонение Аллаху и служение Ему и было тем, ради че­го Он создал людей, и это угодно Ему.

Шестой вопрос: перекрывание путей, ведущих к совершению грехов.

Этот хадис указывает на одну из основ шариата, суть ко­торой состоит в том, чтобы перекрыть пути, ведущие к совер­шению запретного. Подобно тому как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал оставаться наедине с посторонними женщинами, чтобы перекрыть для людей пути, ве­дущие к прелюбодеянию, точно также запрещал он и всё то, что могло привести их к нарушению величайшего из запретов, иначе говоря, - к многобожию, и именно это является важнейшей частью сунны посланника Аллаха,. Между тем известно, что чаще всего к этому приводит возвеличивание личностей и превознесение праведных людей из числа пророков, улемов, близких к Аллаху и т.д. неза­висимо от того, выражается ли это в виде неумеренных восхва­лений или же каких-либо иных действий. Последнее чаще всего находит своё выражение в почитании могил, возведении над ни­ми мечетей и куполов и покрывании их всевозможными покрыва­лами, от чего особенно настойчиво предостерегал людей послан­ник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Так, например, в обоих “Сахихах” приводится хадис, передаваемый со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, сообщившей, что не­задолго до своей смерти пророк,, сказал:

«Аллах проклял иудеев и христи­ан, которые превратили могилы своих пророков в места для со­вершения молитв».

Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “ Он предостерегал людей от повторения того, что делали они ”.


В “Сахихе” аль-Бухари приводится и другой хадис, также передаваемый со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах. Она сообщила о том, что одна из жён пророка, да благословит его Аллах и приветствует, рассказала о церкви, которую она видела в Эфио­пии, упомянув о её красоте и изображениях, имевшихся на сте­нах этой церкви. Услышав это, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднял голову и сказал: ” Когда у этих людей умирал кто-нибудь из праведников, они строили над его могилой храм и украшали его изображениями. Поистине, такие люди относятся к числу наихудших созданий пред Аллахом!

В “Сахихе” Муслима приводится хадис, передаваемый со слов Джундаба бин Абдаллаха, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Жившие до вас превращали могилы своих пророков в места для совершения молитв, вы же не поступайте так, ибо я запрещаю вам это!»

В “Сахихе” Муслима приводится и другой хадис, передава­емый со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, который сооб­щил о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал покрывать могилы гипсом и возводить над ними строе­ния. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, давал общине своей много подобных наставлений, но несправедливые так и остались неверными.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: