Поддержание хороших взаимоотношений с людьми

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Я служил пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в течение десяти лет, и за это время он ни разу не сказал мне: ” Уф!”-, когда я делал что-нибудь, он ни разу не спросил: ” Почему ты сделал это так?”-, а если я не делал че­го-либо, он ни разу не спросил: ” Почему ты не сделал этого так?”Аль-Бухари и Муслим.

Первый вопрос: одной из задач религии является нравст­венное воспитание.

Одна из важнейших задач религии состоит в том, чтобы помочь человеку выработать в себе высокие нравственные качес­тва и научить его поддерживать добрые взаимоотношения с людь­ми, и задача эта столь важна, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, даже говорил:

«Поистине, был я направлен к людям для того, чтобы до­вести благонравие до совершенства». Этот хадис приводит аль-Бухари.

Кроме того, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, часто говорил:

«Поистине, лучшими из вас являются те, кто обладает наилучшим нравом». Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также часто говорил:


«Поистине, тех из вас я люблю больше и те из вас в день воскресения будут сидеть ближе других ко мне, кто отличается наилучшим нравом». Этот хадис приводит ат-Тирмизи.

О важности благонравия и большом значении, которое при­даётся ему в шариате, свидетельствуют также и многие другие хадисы, приводимые, в частности, в таком известном сборнике как “Рийад ас-салихин” имама ан-Навави.

Тем более досадно, что многие мусульмане придают слиш­ком мало значения подобным вещам, а некоторые из них совер­шенно не умеют вести себя с людьми и даже не пытаются воспи­тать в себе такие качества, которые любят Аллах и Его послан­ник, что только отталкивает людей от ислама и вредит репута­ции мусульман. Ещё более отвратительными подобные проявления становятся в том случае, когда так ведут себя люди, занятые делом исламского призыва или поисками знания. С одной сторо­ны, они могут много знать и заниматься делами поклонения, с другой же, не отличаются ни щедростью, ни способностью про­щать, ни способностью сдерживать свой гнев, ни искренностью, ни честностью, ни прочими достоинствами, что делает их дру­гими людьми, ничем не отличаюшимися от невежд, ибо они точно также пренебрегают важнейшими вещами.

Второй вопрос: великий нрав.

Сообщение Анаса, да будет доволен им Аллах, свидетельст­вует о том, что пророку, да благословит его Аллах и приветствует, были присущи высочайшие нравственные качества, и ник­то не мог сравниться с ним в этом отношении. Подтверждают это и слова Всевышнего о Своём пророке, да благословит его Аллах и приветствует: وَإِنَّكَ لَعَلى خُلُقٍ عَظِيمٍ

Поистине, ты - великого нрава.(“Калам”, 4.)

Обычному человеку трудно было бы вести себя подобным об­разом со своими близкими и друзьями, которых он почитает, да­же в течение нескольких дней, так что же можно сказать о том, кто относился подобным образом к малолетнему слуге в течение многих лет? Да благо­словит Аллах и да приветствует Своего избранного пророка! По­истине, Аллах лучше всех знал, кому доверить своё послание!


Третий вопрос: проявление гнева по отношению к тем, кто нарушает установления Аллаха.

Столь высокие нравственные качества могли быть присущи лишь тому, кто считал мир этот слишком незначительным, что­бы выражать мусульманину своё неудовольствие в связи с допу­щениям им каких-либо ошибок в мирских делах. Когда случается нечто такое, что ему не нравится, такой человек не порицает друга и не наказывает слугу, ведь речь идёт о чём-то незначительном и преходящем, а гневаться и испытывать досаду можно лишь в том случае, когда нарушаются установления шариата. Именно таким и был пророк, да благословит его Аллах и приветствует, который не придавал значения упущениям и ошибкам слуг, если речь шла о мирских делах, о чём и рассказал Анас, однако когда люди совершали нечто отвергаемое из числа того, что вызывает гнев Аллаха, или же пренебрегали своими религиозными обязанностями, он гневался, глаза его краснели, а вены на шее вздувались, ибо подобное было ему не­навистно. Из этого следует, что и другие мусульмане не долж­ны проявлять снисходительность в том, в подобных случаях.

Так, например, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разгневался на Усаму бин Зайда, да будет доволен им Аллах, когда тот обратился к нему с ходатайством об отмене наказания, которому, по шариату, сле­довало подвергнуть одного человека, а когда он, да пребудут над ним благословения и мир, увидел, что Аиша повесила в своей комнате занавески с изображениями живых существ, цвет его лица изменился.

Что же касается многих мусульман, то они поступают как раз наоборот, гневаясь, когда дело касается мирских вещей, и не придавая никакого значения тому, что должно было бы вы­зывать их гнев.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: