Сначала пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал записывать что-либо из его слов и говорил:
«Пусть тот, кто записал за мной что-либо, кроме аятов Корана, сотрёт это».
Однако, после того, как его сподвижники изучили Коран, они получили от него и разрешение записывать его слова, и некоторые из них стали заниматься этим в присутствии самого пророка, да благословит его Аллах и приветствует. К числу таких сподвижников относился и Абдуллах бин Амр бин аль-Ас. Говорят, что у него был свиток, на котором он записал около тысячи хадисов, и этот свиток называли “истинным”.
Однако нет сомнений в том, что в общей массе своей сподвижники полагались прежде всего на свою память, поскольку память у них, как и у большинства неграмотных арабов, была просто великолепной, и они быстро и надолго запоминали всё то, что слышали от пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Некоторые из них, например, могли запомнить длинную касыду, прослушав её всего лишь один раз, что же касается сунны, имевшей непосредственное отношение к их религии, то можно не сомневаться, что они проявляли к ней больше внимания и запоминали всё связанное с ней лучше любых стихов. Есть все основания полагать, что сохранение хадисов в памяти людей было даже более надёжным методом, чем их записывание, которое неизбежно сопровождалось ошибками и искажениями.
|
|
При жизни последователей хадисы записывались чаще, чем при жизни сподвижников, однако делалось это в основном с целью сличения и заучивания, а не с целью собирания и классификации, если не считать отдельных сборников, к числу которых относится сборник Хаммама бин Мунаббиха, передававшего хадисы со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах. Этот сборник являлся одним из наиболее достоверных и был использован при составлении сборников хадисов такими имамами как аль-Бухари, Муслим и Ахмад, а также и другими мухаддисами. Короче говоря, во времена последователей фиксацией сунны занимались, как правило, лишь отдельные люди.