Организационные мероприятия по профилактике последствий радиоактивного загрязнения среды в случае радиационных аварий
Зонирование загрязненных территорий
Дезактивация радиоактивных территорий
Радиационно-экологический контроль и профилактические меры при загрязнении лесных массивов и водоемов
Вопрос 1
Радиационно-защитные меры по профилактике последствий радиационных аварий подразделяются на три последовательных этапа:
- начальный — в период угрозы и первые часы выброса радионуклидов в окружающую среду;
- первичный — ликвидации последствий аварии в условиях состоявшегося выброса и осаждения радионуклидов на землю;
- проведения и завершения работ по ликвидации аварии и ее последствий.
Действия в период угрозы и на протяжении первых часов от момента аварии должны включать:
- экстренное оповещение работников аварийного объекта и находящихся вблизи предприятий, жителей прилегающих территорий, администрации, МЧС России, Госкомприроды о потенциальной либо состоявшейся опасности радиоактивного загрязнения среды;
|
|
- проведение анализа радиоактивного состава загрязнений, высоты газоаэрозольного выброса, направления и скорости его перемещения, прогноза развития радиационной обстановки на территориях риска радиационных загрязнений среды;
- предупреждение населения и администрации территорий повышенного радиационного риска о возможных последствиях с целью подготовки к принятию мер радиационной защиты.
Второй этап первичной ликвидации последствий аварии должен включать:
- обязательный радиационно-дозиметрический контроль за состоянием среды и территорий повышенного радиационного риска;
- первичные меры защиты, исключающие выход населения из жилищ, мест работы, герметизацию и влажную уборку, вытяжную вентиляцию, с целью предупреждения проникновения и осаждения аэрозолей внутри помещений;
- организацию приема калия иодида для профилактики поражений щитовидной железы радиоактивным йодом.
Третий этап проводится после выпадений радиоактивных осадков и строится с учетом степени радиационного загрязнений среды и зонирования территорий с учетом расчетных лучевых нагрузок на население: I зона — радиационного контроля (1—5 мЗв/год); II зона ограниченного проживания (5 — 20 мЗв/год), III зона добровольного отселения (20 — 50 мЗв/год); IV зона отчуждения (свыше 50 мЗв/год).
Вопрос 2
На территориях же, загрязненных в результате радиационных аварий, проводится зонирование, которое должно предусматривать образование следующих зон:
— от 1 мЗв до 5 мЗв — зона радиационного контроля. В этой зоне помимо мониторинга радиоактивности объектов окружающей среды и сельскохозяйственной продукции проводится определение доз внешнего и внутреннего облучения критических групп населения. Осуществляются меры по снижению доз на основе принципа оптимизации и другие необходимые активные меры защиты населения;
|
|
— от 5 мЗв до 20 мЗв — зона ограниченного проживания. В этой зоне осуществляются те же меры мониторинга и защиты населения, определение доз внешнего и внутреннего облучения критических групп населения, что и в зоне радиационного контроля. По результатам медицинского наблюдения и радиационного контроля формируются группы повышенного риска. Жителям и лицам, въезжающим на указанную территорию, разъясняется риск ущерба здоровью, обусловленный воздействием радиации, нежелательность въезда в эту зону семей с детьми на постоянное жительство. Оказывается помощь в добровольном переселении за пределы зоны;
— от 20 мЗв до 50 мЗв — зона добровольного отселения. Въезд на указанную территорию для постоянного проживания не разрешен. В этой зоне запрещается постоянное проживание лиц репродуктивного возраста и детей. Здесь осуществляется радиационный мониторинг людей и объектов внешней среды, а также необходимые меры радиационной и медицинской защиты;
— более 50 мЗв—зона отчуждения. В этой зоне постоянное проживание не допускается, а хозяйственная деятельность и природопользование регулируются специальными актами. Осуществляются меры мониторинга и защиты работающих с обязательным и индивидуальным дозиметрическим контролем.
Население, проживающее на таких территориях (особенно в III —IV зонах), не должно пользоваться местными водоисточниками, продуктами питания, лесом без предварительного радиометрического контроля и разрешения от санитарной службы. На территории должны проводиться плановые мероприятия по дезактивации среды.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 18 июня 1992 года введены новые названия зон, которые сохраняются до настоящего времени:
— зона отчуждения — территория, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 свыше 40 Ки/км2. В этой зоне запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование;
— зона отселения — территория за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 свыше 15 Ки/км2. Граждане, принявшие решение о выезде из этой зоны на другое место жительства, имеют право на получение компенсаций и льгот. В зоне обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровней облучения;
— зона проживания с правом на отселение — территория за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/км2. В зоне предусмотрено добровольное отселение, обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровня облучения;
— зона проживания с льготным социально-экономическим статусом — территория за пределами зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почв цезием-137 от 1 до 5 Ки/км2. В данной зоне осуществляется комплекс мер, включающий медицинские мероприятия по радиационной и радиоэкологической защите, создается хозяйственно-экономическая структура, обеспечивающая улучшение качества жизни населения выше среднего уровня.