Великая Греция

О прибытии Пифагора в Кротон сохранилось интересное свидетельство

Дикеарха. Когда Пифагор прибыл в Италию и появился в Кртоне. Он расположил

к себе весь город как человек много странствовавший. Необыкновенный и по

своей природе богато одаренный своей судьбой. Он обладал величаввой

внешностью и большой красотой, благородством речи, нрава и всего

остального. Сначала, произнеся долгую и прекрасную речь, он очаровал

старейшин, собравшихся в совете, затем по их просьбе дал наставления

юношам, после этого детям, собранным вместе из школ и, наконец, женщинам,

когда и их созвали, чтобы его послушать.

Он был человеком с сильными социальными и политическими

предубеждениями и глубоким чувством собственной значимости. Он был

избранным лидером, пророком, но не без хитрости и хорошего знания

практических деталей и средств, которые только и могут объяснить его

последующий феноменальный успех.

Немалый успех сыграло то, что Пифагор прибыл в Кротон в тяжелый для

города период и каким-то образом сумел использовать эту ситуацию в своих

целях. Слава Пифагора как воспитателя настолько велика, что все юноши

хотели стать его учениками, а их отцы предпочитали, чтобы они проводили

время с ним, нежели занимались собственными делами. Платон в своем

единственном упоминании о Пифагоре называет его «предводителем юношества»,

создавшим особый пифагорский образ жизни. Политическое влияние сторонников

Пифагора возрастало постепенно, по мере их возмужания и включение в

государственную деятельность.

Нет никаких сведений о том, что пифагорейское сообщество, совершив в

Кротоне государственный переворот, заняло место законно правительства в

совете старейшин. Пифагор не занимал никакой занимаемой должности. Это не

значит, что Пифагор стоял в стороне от политики.

Для всех - и высших, и низших - у Пифагора было мудрое изречение:

следует избегать всеми средствами, отсекая огнем и мечом, и всем, чем

только можно, от тела - болезнь, от души - невежество, от желудка -

излишнего, от города - смуту, от дома - раздоры, и от всего вместе -

неумеренность.

Сообщество, созданное Пифагором, оказалось весьма жизнеспособным.

Несмотря на его бегство в Метапонт, оно сумело очень быстро оправиться от

удара, нанесенного выступлением Килона.

Влияние пифагорейских гетерий на политику осуществлялось не в форме

прямого правления, а путем участия отдельный пифорейцев в деятельности

правительства каждого из городов.

В течении всего этого времени пифагорейцы оставались активными

сторонниками аристократического образа правления. После перехода власти в

руки демократии, первый, и самый мощный удар был нанесен по пифагорейским

гетериям. Во многих городах Великой Греции были сожжены дома, где

собирались пифагорейцы, часть из них была убита, другие бежали вконтинентальную Грецию, где возникли центры пифагореизма. Но теперьпифагорейцы самостоятельной роли в политике не играли. Собрав группу учеников, Пифагор посвятил их в глубокую мудрость, имоткрытую, а также в основы оккультной математики, музыки и астрономии.Эдуард Шюре писал: «Эта маленькая община избранных как бы освещала собойраскинувшийся внизу многолюдный город. Ее светлая ясность привлеклаблагородные инстинкты юности, но не легко было проникнуть в ее внутреннююжизнь, и все знали, как труден доступ в среду немногочисленных избранных». Молодые люди, желавшие поступить в общину, должны были пройтинекоторые испытания. Сначала новичок попадал в гимнастический зал, где он вместе с другимиучениками упражнялся в различных играх. С первого же взгляда он замечал,что этот зал не походил на все остальные в городе: здесь не было ни громкихкриков, ни тщеславного выставления своей силы или мускулов атлета. Средимолодых людей царствовали вежливость и доброжелательность. Пифагор запрещалв своей школе единоборство, говоря, что рядом с развитием ловкости этовводит в гимнастические упражнения элемент гордости и озлобления. Затем пифагорейцы приглашали новичка свободно высказаться, нестесняясь оспаривать их мнения. В восторге, что его так любезно слушаютновичок начинал разглагольствовать. В это время появлялся Пифагор, чтобыпроследить за его жестами. Древний философ придавал особое значение смеху ипоходке молодых людей. «Смех, - говорил он, - самое несомненное указание нахарактер человека». Он считал, что смех не сможет скрыть характер злого. Пифагорейские сообщества были разбросаны по десятку городов ЮжнойИталии, а затем собственно Греции, и совместные занятия, равно как и общееруководство были в этой ситуации невозможны. Маловероятно, чтобы даже вКротоне времени Пифагора занятия носили регулярных характер и касались всехчленов общества. Пифагорейцы, как и Платон, придавали большое значение воспитанию иобразованию юношества и разработали обширную систему педагогическихметодов. Но хотя в пифагорейском обществе и практиковалось обучение, онобыло создано не для этого. Не совместные занятия ради достижения мудростибыли его главной целью - ведь подавляющее большинство пифагорейцев не имелиотношения к философии и науке. Древний философ стремился развить в своих учениках, прежде всего,интуицию. Ведь мудрость есть понимание источника, или причины всех вещей, иможет быть достигнута только поднятием интеллекта до той точки, где онинтуитивно осознает невидимые явления, направленные через видимые,становясь, таким образом, способным к общению скорее с духами вещей, нежелис их формами. Эта способность и есть интуиция. Развивая в своих учениках способность интуитивно познавать мир,Пифагор исходил из естественных чувств человека и основных обязанностей припо вступлении в жизнь и показывал соотношение последних с мировымизаконами. Запечатляя в сердцах молодых людей любовь к родителям, Пифагоррасширял это чувство отождествлением отца с идеей Бога, а мать - с идеейПрироды. Но на данном этапе Пифагор считал, что идея Единого Бога, Верховнойистины, будет непонятна ученикам. Поэтому им давалось лишь предвидение ее,перенесенное на музыку и числа. Пифагорейская теория чисел Пифагор не записал своего учения. Оно известно лишь в пересказахАристотеля и Платона. Аристотель писал: «Пифагор признал математическиеначала за начала всего сущего». Философская истина переносится им на музыку и числа. Число понимаетсякак термин, приложимый ко всем цифрам и их комбинациям. Пифагор определяячисло как энергию и считал, что через науку о числах раскрывается тайнаВселенной, ибо число заключает в себе тайну вещей. Именно наука числе может обладать ключом жизни и сути бытия. Проникая в свойства чисел, объясняя их различные сочетания, Пифагорпытался создать науку всех наук. Все числа он разделил на два вида: четныеи нечетные, и с удивительной чуткостью выявил свойства чисел каждой группы.Четные числа обладают следующими свойствами: любое число может бытьразделено на две равные части, обе из которых либо четны, либо нечетны.Например, 14 делится на две равные части 7 + 7, где обе части нечетные; 16= 8 + 8, где обе части четные. Пифагорейцы рассматривали четное число,прототипом которого была дуада, неопределенным и женским. «Четные числа,допускавшие раздвоение, казались более разумными, олицетворяли некотороеположительное явление», - писал Аристотель. Так число получало характер,теряло вечное, абстрактное начало. Четные числа Пифагор делили на 3 класса: четно-четные, четно-нечетные,нечетно-нечетные. Первый класс составляют числа, которые представляют собой удвоениечисел, начиная с единицы. Таким образом, это 1,2,4,8,16,32,64,128,512 и1024. Совершенство этих чисел Пифагор видел в том, что они могут делитьсяпополам и еще раз, и так далее до получения единицы. Четно-четные числа обладают некоторыми уникальными свойствами. Суммалюбого числа терминов 1, кроме последнего, всегда равна последнему завычетом единицы. К примеру, сумма четырех терминов (1+2+4+8) равна пятомутермину - 16 минус один, то есть 15. Ряд четно-четных чисел имеет и такое свойство: первый член,умноженный на последний, дает последний пока в ряду с нечетным числомтерминов не останется одно число, которое будучи умножено само на себя дастпоследнее число в ряду. Четно-нечетные числа - это числа, которые будучи разделены пополам неделятся. Они образуются следующим образом: берется нечетное число,умножается на 2, и так весь ряд нечетных числе. В этом процессе1,3,5,7,9,11 дают четно-нечетные числа 2,6,10,14,18,22. Таким образом,каждое такое число делится на два один раз и больше делиться не может.Другая особенность этого класса чисел состоит в том, что если делитель -нечетное число, частное - всегда будет четным, и наоборот. Например, если22 разделить на 2, четный делитель, частное 11 будет нечетно. Данный класс числе примечателен еще и тем, что любое число в рядуявляется половиной суммы терминов по обе стороны его в ряду: 18 есть 1/2суммы 14 и 22 (чисел стоящих от данного числа по обе стороны). нечетно-нечетные числа является компромиссными между четно-четными ичетно-нечетными числами. В отличие от четно-четных они не могутпоследовательным делением привести к 1, и в отличие от четно-нечетных онипозволяют более чем однократное деление пополам. Нечетно-нечетные числаполучаются следующим образом: умножая четно-четное число (больше 2) нанечетное число. Другие нечетно-нечетные числа образуются умножением ряданечетных чисел на 4 и далее на весь ряд четно-четных чисел. Четные числа разделяются на три других класса: сверхсовершенные,несовершенные и совершенные. Сверхсовершенные числа - это такие числа, сумма дробных частей,которых больше их самих. Например, 24 имеет суммой своих дробных частей12+6+4+8+3+2+1 число 33, что превышает 24, исходное число. Несовершенными Пифагор называл числа, сумма дробных частей, которыхменьше его самого. Например, число 14 сумма его дробных частей 7+2+1=10,что меньше 14. Совершенное число - это такое число, сумма дробных частей которогоравна самому числу. Такие числа чрезвычайно редки. Есть только одно числомежду 1 и 10, а именно 6; одно между 10 и 100 - число 28, одно между 100 и1000 - 496, одно между 1000 и 10000 - 8128. Совершенные числа находятследующим образом: первое число ряда четно-четных чисел складывается совторым числом ряда, и если получается простое число, оно умножается напоследнее число ряда четно-четных чисел, участвовавших в образовании суммы.Если сложение четно-четных чисел не приводит к несоставному числу.Например, первые два числа четно-четного ряда (1,2) в сумме 3, котороеумножается на 2 и получаем 6, первое совершенное число. Совершенные числа,будучи умноженными на 2, дают сверхсовершенные числа, а будучи разделеннымипополам - несовершенные. Пифагорейцы развивали свою философию из науки о числах. Совершенныечисла, считали они есть прекрасные образы добродетелей. Они представляютсобой середину между излишеством и недостатком. Они очень редки ипорождаются совершенным порядком. В противоположность этому сверизобильныеи несовершенные числа, которых сколь угодно много, не расположены в порядкеи не порождаются с некоторой определенной целью. И поэтому они имеютбольшое сходство с пороками, которые многочисленны, неупорядочены инеопределены. Нечетные числа не могут быть разделены равным образом, то естьпоровну. Пифагор объяснял неспособность таких чисел делится пополамследующим образом: поскольку 1 всегда остается не делимой, нечетное числотаким же образом не может быть делимым. Если нечетное число попытатьсяразделить поровну, то получается два четных числа, а последнее из нихединица, которая является неделимой. Например, 9 есть 4+4+1. Нечетные числа имеют и такое свойство - если какое-либо нечетное числоразделить на две части, одна всегда будет четной, а другая - всегданечетной. Пифагорейцы рассматривали нечетное число, прототипом которого быламонада, определенным и мужским, хотя по поводу 1 (единицы) среди них существовали определенные разногласия. Некоторые считали его положительным,потому что, если его добавить к нечетному число, оно станет четным и, такимобразом, рассматривается как андрогенное число, совмещающие как мужские,так и женские атрибуты, значит оно и четно и нечетно. Обычаем у пифагорцев было приношение высшим богам нечетного числапредметов, в то время как богиням и подземным духам приносить четное число. Нечетные числа делятся на 3 общих класса: несоставные, составные инесоставные - составные. Несоставные числа - это такие числа, которые не имеют другихделителей, кроме себя самого и единицы. Это числа 3,5,7,11,13,17 и т.д. Составные числа - это числа, делимые не только сами на себя, но и нанекоторые другие числа. Такими числами являются те из нечетных чисел,которые не входят в группу несоставных. Это числа 9,15,21,25,27,33,39 ит.д. Несоставные-составные числа - эта числа, не имеющие общего делителя,хотя каждое из них делимо. Если взять два числа и обнаружить, что они неимеют общего делителя, такие числа можно назвать несоставными-составнымичислами. Например, числа 9 и 25. 9 делимо на 3, а 25 на 5, но ни одно изних не делимо на делитель другого, они не имеют общего делителя.Несоставными-составными они называются потому, что каждое из них имеетиндивидуальный делитель, а поскольку эти числа не имеют общего делителя,они называются несоставными. Таким образом, несоставные-составные числаобнаруживаются только попарно друг с другом. Для определения составных от несоставных нечетных чисел был придуманЭратосфеном1 математический прием. Суть этого приема состоит в следующем: все нечетные числаупорядочиваются по величине, как показано на второй внизу таблице,названной «нечетные числа». Из таблицы видно, что каждое третье число,начиная с 3, делится на 3, каждое пятое - на 5, седьмое - на 7 и т.д. добесконечности. Этот процесс отсеивает простые числа, то есть те, которые неимеют других делителей, кроме себя и единицы. Таблица десяти чисел Монада, или Священная Единица, называется так потому, что всегда остается водном и том же состоянии, то есть отделенной от множественности. Монадаозначает:все - включающее Единое;сумму любых комбинаций чисел, рассматриваемую как целое.Таким образом, Вселенная рассматривается как Монада, но индивидуальныечасти по отношению к частям, из которых они состоят. Некоторые пифагорейцырассматривали Монаду как синоним единого. Ее атрибутами они называлиследующее: она - четна и нечетна, она есть Бог, потому что является началоми концом всего, она также есть вместилище материи, потому что производитдуаду, которая существенно материальна. Монада для пифагорейцевтождественна великой силе, сосредоточенной в центре Вселенной иконтролирующей движение планет вокруг себя. Она называется также зачаточнымразумом, потому что является началом всех мыслей во Вселенной.Монада сравнивается с вечностью, которая не знает ни прошлого, ни будущего.Она называется любовью, согласием и благочестием, потому что неделима.Монада есть причина истины и структура симфонии - все это потому, что онаизначальна.Дуада олицетворяет собой неравенство, нестабильность, подвижность,дерзость (потому что является первым числом, отделившим себя отбожественного Единого). Дуада есть символ Великой Материи.Пифагорейцы чтили монаду и презирали дуаду, так как считали, что онасимволизирует полярность и невежество. В ней существует смыслразделенности, который есть начало невежества. От дуады идут споры исоперничество, пока введением монады не восстанавливается равновесие.Триада - это первое равновесие единиц, это первое число, которое по-настоящему нечетно. Число 3 сравнивается пифагорейцами с мудростью, потомучто люди организуют настоящее, предвидят будущее и используют опытпрошлого. Триада есть число познания музыки, геометрии, астрономии и наукио небесных и земных телах. Куб этого числа имеет силу лунного цикла.Пифагор учил, что триада - священное число, потому что она создается измонады (Божественного Отца) и дуады (Великой Матери) и, следовательно,является андрогенной. Она символизирует тот факт, что Бог порождает своимеры из себя, и Его творческий аспект символизируется треугольником. Древний философ говорил также, что все в природе разделено на три части, и,что никто не может стать воистину мудрым, пока не будет представлять каждуюпроблему в виде треугольной диаграммы.Тетрада, 4, рассматривалась как изначальное, всему предшествующее число,корень всех вещей и наиболее совершенное из чисел. Все тетрадыинтеллектуальны, из них возникает порядок. Пифагор представлял себе тетрадусимволом Бога, потому что она символ первых четырех чисел, из которыхсостоит декада.Душа человека, считал древний философ, состоит из тетрады, а именно изчетырех сил: ума, науки, мнения и чувства.Тетраде даны следующие имена: «сила», «стремительность», «мужество»,«держатель ключа к Природе», так как она связывает все вещи, числа элементыи сцоны.Пентада, 5, есть союз четного и нечетного чисел (2 и 3). Она называласьравновесием, потому что разделяет совершенное число 10 на две равные части.Для пифагорейцев пентада олицетворяла собой жизненность и здоровье,символом которых была пятиконечная звезда.Пентада есть символ Пироды, потому что, будучи умножена сама на себя, онавозвращает при этом свое исходное число как последнюю цифру в произведении,точно так же как зерна пшеницы проходят через Природный процесс ивоспроизводят семена пшеницы в виде окончательной формы своего собственногороста.Гексада, 6, представляет сотворение мира. она называлась пифагорейцамисовершенством всех частей. Она является символом женитьбы, потому чтообразует союз двух треугольников, женского и мужского. Ключевыми словами кгексаде являются следующие: «время», поскольку она является измерителемдлительности; «панацея», потому что здоровье есть равновесие, а гексадаесть равновесное число.Гептада, 7, называется пифагорцами числом «религий», потому что у многихдревних народов она является священным числом.Пифагор придавал большую важность числу 7, которое, состоя из 3 и 4,означает соединение человека с божеством, изображение закона эволюции.Мистическая природа человека состоит из тройного духовного тела ичетырехсоставной материальной формы, которые символизированы в кубе,имеющем шесть граней и таинственную седьмую точку внутри. Шесть граней –это направления частей света или же направления шести стихий: зимли,воздуха, огня, воды, духа, и материи. В середине стоит 1, котораяпредставляет фигуру стоящего человека, от центра которого в кубе расходятсяшесть пирамид. Отсюда происходит великая оккультная аксиома: «Центр – отецвсех направлений, измерений и расстояний».Огдоада, 8, была священной, потому что это число первого куба, которыйимеет 8 вершин и является четно-четным числом, наиболее близким к 10.Восемь делиться на две четверки, каждая четверка на двойки, каждая двойкаделиться на единицы, таким образом восстанавливая монаду. Слова «любовь»,«совет», «расположение», «закон» и «согласие» являются ключевыми к огдоаде.Огдоада заимствует свою форму от двух переплетенных змей на Кадуцее Гермесаи частично от извилистого движения небесных тел.Эннеада, 9, есть первы квадрат нечетного числа. Эннеада ассоциируется упифагорейцев с ошибками и недостатками, потому что ей не достает досовершенного числа 10 одной еденицы. Она называется числом человека из-задевяти месяцев его эмбрионного развития. Эннеада – это и безграничное, иограниченное число. Безграничной она называется потому, что за ней ничегонет. Кроме бесконечного числа 10. Ограниченной – так как собирает все цифрывнутри себя.Декада, 10, образуемая из сложения первых четырех чисел и заключающая всебе число 7, есть самое совершенное число, число всех вещей, архетипВселенной. Пифагор говорил, что декада выражает все начала божества,слившихся в одном единстве. Она называлась и небом, и миром.Декада объемлетвсе арифмитические и геометрические пропорции. Она совершенствует все числаи объемлет в своей природе четные и нечетные, добрые и злые. Поэтому декалаесть природа числа, так как все народы приходят к ней, и когда они приходятк ней, они возвращаются к монаде.Мистика цифр оказалась живучей и дожила до наших дней. Много веков спустяпосле смерти Пифагора церковники изобрели «чертову дюжину», объявили 12знаком счастья, а 666 нарекли числом зверя. Заключение Пифагор – великий математик. Его знания потрясают. А то как он ими пользуются восхищает человеческий разум! Этот человек великолепен, он может сделать такие вещи, что от них мир будет в восторге. Очень жаль что сейчас он не с нами! Но его открытия всегда будет в памяти миллионов людей. Список использованной литературы Волошинов А.В. Пифагор: Союз истины, добра и красоты. - М.: Просвещение,1993.Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа, - Наука, 1990.Лосев А. Миф, число, сущность, - М.: 1994.Перепелицин М.Л. Философский камень, - 1990.Учебник античной философии.Шуре Э. Великие Посвещенные, 1 том, перевод Е. Писаревой. - Калуга: 1914. 1 Термин в данном случае означает число, слагаемое1 Эратосфен жил около 230 г. до н.э. Картины.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: