Рассмотрим пример.
Петр имел свой дом и хороший автомобиль, на котором он любил ездить «с ветерком». Однажды по дороге к дому он притормозил резче обычного, и в этом месте на дороге образовалась маленькая ямка. В следующий раз на этом месте автомобиль слегка тряхнуло, и Петр подумал: «Откуда эта ямка? Надо бы ездить помедленнее...». Но на следующий день он ехал с привычной скоростью, и его опять тряхнуло на том же месте. Он опять подумал о том, откуда взялась ямка и о более медленной езде, но назавтра снова ехал, как привык. Шли дни, и ямка стала ямой. Петр ездил по-прежнему быстро и, гордясь своим водительским мастерством, лихо ехал через яму, пытаясь понять, откуда она взялась. Яма теперь не только углублялась, но и расширялась. И вот однажды автомобиль упал в нее и перевернулся.
Петр сидит на обочине, смотрит на помятую машину и жалуется: «Господи! Почему же это произошло? За что ты наказал меня так жестоко? В чем причина моего несчастия?» И вдруг он услышал голос Бога: «Прекрати искать причины — засыпь яму!»
|
|
Этот пример показывает нелепость поиска причины в начальном событии («притормозил резче обычного») и делает понятным процесс нарастания проблемы — это рост ямы при условии отказа ремонтировать дорогу. Процесс роста структурно цикличен, и один шаг цикла мало меняет ситуацию. Однако каждый следующий шаг сильнее предыдущего ухудшает положение. В этих условиях «мы делаем то, что делали раньше», и система разрушается стремительно. Как это происходит? Просто. Управление автомобилем не было связано с состоянием дороги, а обратная связь была недостаточной для динамической устойчивости передвижений в целом. Петр осуществлял обратную связь только в системе «человек—автомобиль», не зависящей от состояния дороги и игнорировал обратную связь в подсистеме «автомобиль—дорога», то есть сигналы о состоянии дороги. Поэтому воздействие дороги водитель Петр сначала воспринимал как малоэиамимую внешнюю помеху. Оказывается, нужны были контакт и взаимодействие не только с автомобилем, но и с дорогой тоже.
Ниже мы увидим, что утрата контакта и взаимодействия является общим признаком нарушений в живых системах.
Вывод: в системных процессах непродуктивно и нелепо искать самую-самую, главную и единственную причину.
1.5. Когда опыт не учит, или системы с запаздыванием
Мы все учимся на собственном опыте. Так, прикоснувшись к горячей плите, мы немедленно получим обратную связь — боль и, быстро отдернув руку, разорвем цикл этой связи. Тогда мы на опыте узнаем, что прикасаться к плите опасно, из чег о делаем обобщение: не только плита, а вообще все горячее может вызвать травму. Так впервые мы понимаем, чю горячее причиняет боль, и что травма есть следствие этой причины.
|
|
Но почему-то, как только мы, будучи детьми или взрослыми — неважно, начинаем подвергаться воспитательным или образовательным мероприятиям, так нас начинают учить на чужом опыте, никто не интересуются нашим собственным жизненным опытом и не стремится связывать знания с ним. Льюис Кэрролл иронизировал по поводу абсурдности формальной передачи опыта в своей сказке об Алисе в Стране чудес: «...легко сказать выпей меня, но мудрая маленькая Алиса не собиралась делать этого в спешке. Нет, я сначала посмотрю, — сказала она, — нет ли там надписи "яд"! Она прочитала несколько замечательных маленьких историй о детях, которые сгорели, или были съедены дикими зверями или с ними приключились другие неприятные вещи только потому, что они не желали помнить простые правила, которым их учили друзья. Такие правила, как: ты обожжешь руку, если слишком долго держать ее на раскаленной плите; и если ножом порежешь палец очень глубоко, то обычно идет кровь. Она никогда не забывала, что если отопьешь слишком много из пузырька, на котором написано "яд", то тебе станет плохо, рано или поздно» [7, с. 42].
Так нам передают правила, которые описывают систему, но это не может помочь нам самостоятельно построить саму систему. И чтобы ее построить самим, нам придется проделать нелегкую работу по созданию обратных связей в системе и испытать их. Это происходит небыстро и, к сожалению, небезопасно. Рассмотрим пример, когда боль и волдырь появляются двумя днями позже ожога. Или через неделю. Или вообще через месяц. Легко ли тогда научиться избегать прикосновения к горячим плитам, если обратная связь сработала так «поздно»? Например, пищевые аллергии («яд») трудно диагностировать именно по той причине, что они возникают не сразу («поздно») после употребления соответствующей пищи.
Обратная связь — это цикл, то есть замкнутый круг, и перемещение того или иного импульса в его пределах занимает некоторое время. Это значит, что следствие проявляется с запаздыванием.
Когда мы не принимаем в расчет задержку во времени, мы начинаем оценивать успех своих действий слишком рано, задолго до окончательного проявления последствий. И наоборот, иногда нам кажется, что все без толку, и мы прекращаем действовать, не дожидаясь первых позитивных изменений. Таким образом, мы извлекаем опыт лишь из той обратной связи, которая непосредственно связывает причину и следствие. Если же возникает сколько-нибудь продолжительное запаздывание, мы можем решить, что последствий вообще нет, и так ничему и не научиться.
Чем сложнее система, тем больше времени понадобится для обратной связи на то, чтобы пройти все необходимые звенья. Если вы имеете дело с живой системой, будьте готовы к встрече с запаздыванием во времени. Не рассчитывайте на немедленные результаты произведенных изменений.
Следующий вопрос, связанный с извлечением пользы из нашего опыта, сводится к тому, где возникает обратная связь. Она может проявляться немедленно, но если я сделал что-то в этой комнате, а результат проявился за стеной или
вообще неизвестно где, то такой опыт вряд ли станет для меня поучительным.
Вывод: мы можем учиться на собственном опыте легко только в простых случаях, когда мы получаем обратную связь практически срезу В случаях сложных (системных) обратную связь мы получаем с запаздыванием, иногда очень значительным. Культура нашего ума проявляется в том, чтобы на смешивать первые ситуации со вторыми.