Почему системы могут разрушаться, становиться неустойчивыми или дисфункциональными?

Рассмотрим пример.

Петр имел свой дом и хороший автомобиль, на кото­ром он любил ездить «с ветерком». Однажды по дороге к дому он притормозил резче обычного, и в этом месте на дороге образовалась маленькая ямка. В следующий раз на этом месте автомобиль слегка тряхнуло, и Петр поду­мал: «Откуда эта ямка? Надо бы ездить помедленнее...». Но на следующий день он ехал с привычной скоростью, и его опять тряхнуло на том же месте. Он опять подумал о том, откуда взялась ямка и о более медленной езде, но назавтра снова ехал, как привык. Шли дни, и ямка стала ямой. Петр ездил по-прежнему быстро и, гордясь своим водительским мастерством, лихо ехал через яму, пытаясь понять, откуда она взялась. Яма теперь не только углубля­лась, но и расширялась. И вот однажды автомобиль упал в нее и перевернулся.

Петр сидит на обочине, смотрит на помятую машину и жалуется: «Господи! Почему же это произошло? За что ты наказал меня так жестоко? В чем причина моего несчастия?» И вдруг он услышал голос Бога: «Прекрати искать причи­ны — засыпь яму!»

Этот пример показывает нелепость поиска причины в на­чальном событии («притормозил резче обычного») и делает понятным процесс нарастания проблемы — это рост ямы при условии отказа ремонтировать дорогу. Процесс роста структурно цикличен, и один шаг цикла мало меняет ситуа­цию. Однако каждый следующий шаг сильнее предыдущего ухудшает положение. В этих условиях «мы делаем то, что де­лали раньше», и система разрушается стремительно. Как это происходит? Просто. Управление автомобилем не было свя­зано с состоянием дороги, а обратная связь была недоста­точной для динамической устойчивости передвижений в целом. Петр осуществлял обратную связь только в системе «человек—автомобиль», не зависящей от состояния дороги и игнорировал обратную связь в подсистеме «автомо­биль—дорога», то есть сигналы о состоянии дороги. Поэтому воздействие дороги водитель Петр сначала воспринимал как малоэиамимую внешнюю помеху. Оказывается, нужны были контакт и взаимодействие не только с автомобилем, но и с дорогой тоже.

Ниже мы увидим, что утрата контакта и взаимодействия является общим признаком нарушений в живых системах.

Вывод: в системных процессах непродуктивно и нелепо искать самую-самую, главную и единственную причину.

1.5. Когда опыт не учит, или системы с запаздыванием

Мы все учимся на собственном опыте. Так, прикоснув­шись к горячей плите, мы немедленно получим обратную связь — боль и, быстро отдернув руку, разорвем цикл этой связи. Тогда мы на опыте узнаем, что прикасаться к плите опасно, из чег о делаем обобщение: не только плита, а вооб­ще все горячее может вызвать травму. Так впервые мы пони­маем, чю горячее причиняет боль, и что травма есть следствие этой причины.

Но почему-то, как только мы, будучи детьми или взрос­лыми — неважно, начинаем подвергаться воспитательным или образовательным мероприятиям, так нас начинают учить на чужом опыте, никто не интересуются нашим соб­ственным жизненным опытом и не стремится связывать знания с ним. Льюис Кэрролл иронизировал по поводу аб­сурдности формальной передачи опыта в своей сказке об Алисе в Стране чудес: «...легко сказать выпей меня, но мудрая маленькая Алиса не собиралась делать этого в спешке. Нет, я сначала посмотрю, — сказала она, — нет ли там надписи "яд"! Она прочитала несколько замечате­льных маленьких историй о детях, которые сгорели, или были съедены дикими зверями или с ними приключились другие неприятные вещи только потому, что они не желали помнить простые правила, которым их учили друзья. Такие правила, как: ты обожжешь руку, если слишком долго дер­жать ее на раскаленной плите; и если ножом порежешь па­лец очень глубоко, то обычно идет кровь. Она никогда не забывала, что если отопьешь слишком много из пузырька, на котором написано "яд", то тебе станет плохо, рано или поздно» [7, с. 42].

Так нам передают правила, которые описывают систему, но это не может помочь нам самостоятельно построить саму систему. И чтобы ее построить самим, нам придется проде­лать нелегкую работу по созданию обратных связей в систе­ме и испытать их. Это происходит небыстро и, к сожалению, небезопасно. Рассмотрим пример, когда боль и волдырь по­являются двумя днями позже ожога. Или через неделю. Или вообще через месяц. Легко ли тогда научиться избегать при­косновения к горячим плитам, если обратная связь сработа­ла так «поздно»? Например, пищевые аллергии («яд») трудно диагностировать именно по той причине, что они возникают не сразу («поздно») после употребления соответствующей пищи.

Обратная связь — это цикл, то есть замкнутый круг, и пе­ремещение того или иного импульса в его пределах занима­ет некоторое время. Это значит, что следствие проявляется с запаздыванием.

Когда мы не принимаем в расчет задержку во времени, мы начинаем оценивать успех своих действий слишком рано, задолго до окончательного проявления последст­вий. И наоборот, иногда нам кажется, что все без толку, и мы прекращаем действовать, не дожидаясь первых пози­тивных изменений. Таким образом, мы извлекаем опыт лишь из той обратной связи, которая непосредственно связывает причину и следствие. Если же возникает сколь­ко-нибудь продолжительное запаздывание, мы можем ре­шить, что последствий вообще нет, и так ничему и не научиться.

Чем сложнее система, тем больше времени понадобится для обратной связи на то, чтобы пройти все необходимые звенья. Если вы имеете дело с живой системой, будьте готовы к встрече с запаздыванием во времени. Не рас­считывайте на немедленные результаты произведенных из­менений.

Следующий вопрос, связанный с извлечением пользы из нашего опыта, сводится к тому, где возникает обратная связь. Она может проявляться немедленно, но если я сделал что-то в этой комнате, а результат проявился за стеной или

вообще неизвестно где, то такой опыт вряд ли станет для меня поучительным.

Вывод: мы можем учиться на собственном опыте легко только в простых случаях, когда мы получаем обратную связь практически срезу В случаях сложных (системных) обратную связь мы получаем с запаздыванием, иногда очень значительным. Культура нашего ума проявляется в том, что­бы на смешивать первые ситуации со вторыми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: