Мониторинг здоровья субъектов образовательного процесса в НИ ИрГТУ

В настоящее время мониторинг как определенный вид научного исследования охватил различные сферы деятельности людей: экологию, социологию, психологию, политику, экономику, образование. Основная сфера практического применения мониторинга - это управление, а точнее, информационное обслуживание управления в различных областях деятельности. Сегодня можно говорить об определенном уровне совершенства в решении проблем мониторинга, как на прикладном, так и на теоретическом уровнях в сфере физического воспитания и спорта. В этом случае понятие «мониторинг» определено и принимается большинством научного сообщества, статус его закреплен на зако-нодательном уровне (Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физии-ческого здоровья населения, физического развития детей, подростков, молодежи»).

Общероссийский мониторинг состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи (далее - мониторинг) представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи. Показатели физического развития и физической подготовленности, полученные при обследовании однородных групп молодежи необходимы для построения региональных нормативов их физического развития, физической подготовленности и для совершенствования системы здоровьесберегающих технологий при занятиях физической культурой. Изучение динамики показателей физического здоровья студентов позволяет внести корректировку в учебно-тренировочный процесс по физическому воспитанию молодежи в вузах. Вместе с тем, до настоящего времени в Иркутской области отсутствовали стандарты физического развития и физической подготовленности студентов высших учебных заведений, что затрудняло проведение оздоровительных мероприятий.

В соответствии с Федеральной целевой программой «Молодежь России» (2002−2005 гг.), подпрограммой «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации» (2002−2005 гг.) и межведомственным соглашением «Об информационном взаимодействии Министерства здравоохранения РФ, Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму, Министерства образования РФ в области социально-гигиенического мониторинга», на кафедре физической культуры Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета (НИ ИрГТУ) организована лаборатория мониторинга физического здоровья студенческой молодежи, который с 2008 года проводится в вузе 2 раза в начале (сентябрь) и в конце (май) учебного года, что позволяет индивидуализировать педагогический процесс по предмету.

Сотрудниками кафедры разработан учебно-методический комплекс, вариативной частью которого является мониторинг физического здоровья студентов. Оценка физического развития проводится по следующим антропометрическим и физиометрическим показателям: длина и масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), динамометрия силы кистей рук. Согласно поставленной цели проведены антропометрические измерения (длина и масса тела, окружность грудной клетки в покое) и функциональные пробы (ЖЕЛ, сила мышц кистей рук) у более 5 тыс. студентов Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета. Для оценки основных двигательных качеств студентов использовались тесты разработанные Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры: челночный бег (дев., юн.) сек; бег 20 м с хода (дев.), 30 м с хода (юн.) сек; вис – девушки (сек), подтягивание – юноши (кол-во раз); подъем туловища (дев., юн.), раз; наклоны туловища (дев., юн.) см; прыжок в длину с места (дев., юн.) см; бег 5 мин (дев., юн.) м. Характеристики уровня физического развития и физической подготовленности определялись по методу сигмальных отклонений c использованием среднего арифметического значения показателей (М) и среднеквадратичного отклонения (s). Выборка делится на 5 сигма классов: М±0,67s–«среднее» значение показателей для выборки. Если они находятся в интервале от ±0,67s до ±1,34s, признак оценивается как «выше среднего» или «ниже среднего». Если данные выходят за пределы ±1,34s, признак оценивается как «высокий» или «низкий».

Использование мониторинговых исследований в НИ ИрГТУ в сфере «физическая культура» позволило:

1) оценить исходный уровень физических и двигательных кондиций обучающихся;

2) внести коррективы в построение учебного и учебно-тренировочного процессов;

3) оценить успешность овладения студентами двигательными навыками;

4) провести сравнительную характеристику физического здоровья у различных групп студентов (группа, курс, факультет, университет);

5) выявить особенности состояния физического здоровья обучающихся в зависимости от разных медицинских групп здоровья;

6) дать характеристику влияния занятий различными видами спорта на особенности физического развития и физической подготовленности студенческой молодежи;

7) провести оценку эффективности работы преподавателей по построению учебного процесса по дисциплине «физическая культура».

Контрольные вопросы к теме 3 (лекции18-22)

1. Организация двигательной активности.

2. Личная гигиена и закаливание.

3. Гигиенические основы закаливания.

4. Закаливание воздухом.

5. Закаливание солнцем.

6. Закаливание водой.

7. Профилактика вредных привычек.

8. Культура межличностных отношений.

9. Психофизическая регуляция организма. 10.Критерии эффективности использования здорового образа жизни. 11. Физическое самовоспитание и совершенствование как условие ЗОЖ. 12. Дайте определение мониторингу. 13. Использование мониторинга в различных отраслях науки и практики. 14. В чем особенность мониторинга физического здоровья населения. 15.Нормативно-правовая база мониторинга физического здоровья. 16. Значение мониторинга в сфере физическая культура.

ТЕМА 4. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности (лекции 23-25)

Психофизиологические характеристики учебного труда студента, динамика его работоспособности в течение учебного года

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: