Технологические процессы и систематизация средств производства

Методические указания

и варианты контрольных работ

По механизации технологических

Процессов в растениеводстве

Новосибирск 2000


Составитель: Лаврентьев СП.

Методические указания и варианты контрольных работ по механизации тех­нологических процессов в растениеводстве: Новосиб. гос. аграр. ун-т; Сост.: С.П. Лаврентьев. - Новосибирск, 2000. - 32с.

Варианты заданий и методические указания к написанию контрольных работ составлены на основании образовательного стандарта и учебного плана по специальности 311200 - Технология сельскохозяйственного производства.

Утверждены методическими комиссиями Института механизации сельского хозяйства и Института заочного образования и повышения квалификации.


ВВЕДЕНИЕ

В методическом обеспечении изучения курса механизации технологических процессов производства продукции растениеводства есть существенный недостаток. Это наглядно прослеживается при оценке знаний: студенты плохо знают назначение и особенности применения технологических средств произ­водства. Например, при анализе почвообрабатывающих машин они могут рас­сказать об устройстве рабочих органов этих средств производства, но плохо представляют особенности применения их в технологической цепочке (линии) работ. Поэтому при выполнении контрольных (курсовых, самостоятельных) заданий перед описанием принципа работы, устройства и регулировок сельско­хозяйственной машины их следует охарактеризовать с позиций:

♦ технологического назначения,

♦ зональных особенностей применения (ветровая, водная эрозия почвы и т.д.).

С этой целью в данное методическое пособие вводится два раздела, касающиеся систематизации средств и формирования из них технологических линий производства культур, объединенных в родственные группы.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА

1.1. Принципиальные схемы описания технологических процессов произ­водства отдельных культур

Для производства, переработки и хранения продукции растениеводства выпускается около 9000 наименований машин и орудий. При изучении их возникает необходимость классификации или систематизации с учетом их места и назначения в процессе ПНР.

Существующий, например, для сельхозмашин пооперационный принцип классификации (обработка почвы, уход и защита растений, уборка, послеуборочная обработка, мелиоративные машины и др.) не в полной мере способству­ет системному восприятию работ по всему возможному объему биоэкологиче­ского обслуживания объекта растениеводства и окружающей его среды. Так под объектом производства понимается чаше всего растение. Периоды семяподготовки. хранения и переработки почти не рассматриваются.

Последовательность работ с момента запуска объекта в производство и до выпуска (реализации) готовой продукции при пооперационной классифика­ции получается слишком сложной, а потому теряется наглядность восприятия. В тех случаях, когда главная часть цикла производства, т.е. промежуток време­ни между запуском объекта и выпуском продукции, содержит много технологических операций, рациональной может стать классификация средств на основе экологических подсистем и периодов.

Под экологической подсистемой подразумеваются отдельные части цик­ла, в которые с целью выполнения технологического процесса вводится объект, а затем выводится для перевода в качественно новые экологические условия или для продолжения производства, или для реализации готовой продукции.

Насильственные переводы объектов из одних условий в другие с точки зрения сущности выполняемых работ имеют конкретное технологическое назначение. Применительно к этому можно выделить 5 типов экологических подсистем, которые будут называться модулями. При этом в каждом модуле можно различать 5 периодов производственного процесса: подготовительный, вводный, функциональный, выводной и транспортный (В дальнейшем экологические подсистемы будут называться модулями, а периоды - блоками). Стыкуя такие блоки в модуль, а модули между собой в определенном порядке можно сформировать любой нужный вариант технологической линии производства.

Модульно-блочная система не противопоставляется, а включает в себя пооперационный признак: блок формируется на основе экологических этапов, длительность каждого из которых равна промежутку времени между двумя соседними технологическими операциями. Содержательные аспекты такой клас­сификации рассмотрим применительно к конкретным модулям.

Семяподготовительпый модуль(СМП). Охватывает промежуток време­ни на рабогы по улучшению качества семенного материала (табл. 1). Основную функциональную роль в нем осуществляют машины, ведущие, например, очистку семян от примесей, протравливание, инкрустацию, или средства производ­ства, реализующие биотехнологии выращивания посевного материала из клеток растения.

Созидательный модуль (СЗД). В нем выполняются мероприятия, связанные процессом получения биомассы: подготовкой питательной среды и вво­дом в нее семян объекта растениеводства, уходом за растениями в вегетационный период, уборкой и транспортировкой урожая.

Однако выводной блок этого модуля не включает в себя работы по отделению продукта от растительной среды. Зерноуборочные, картофелеубороч­ные, ведущие деление на фракции комбайны входят в модуль обогащения.

Модуль обогащении (ОБГЩ). Основным его назначением становятся отделение от биомассы продуктивной части (зерно, корнеплоды, семена культур), первичная обработка и сортирование собранного урожая по фракциям

В формировании этого модуля не имеют значения особенности технологического процесса, ведется ли уборка мобильными машинами, с применением стационарных или полустационарных средств. Важная содержательная сторона - потребительская ценность продукта после такой обработки должна возрасти.

Модуль хранения (ХР). Его назначением становится сохранение потребительских свойств и качества продукции растениеводства, как минимум, до урожая следующего сезона. Эта сохранность зависит, с одной стороны, от гене­тических свойств объекта, а с другой - от параметров окружающей его среды.


Таблица 1-1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: