Методические указания
и варианты контрольных работ
По механизации технологических
Процессов в растениеводстве
Новосибирск 2000
Составитель: Лаврентьев СП.
Методические указания и варианты контрольных работ по механизации технологических процессов в растениеводстве: Новосиб. гос. аграр. ун-т; Сост.: С.П. Лаврентьев. - Новосибирск, 2000. - 32с.
Варианты заданий и методические указания к написанию контрольных работ составлены на основании образовательного стандарта и учебного плана по специальности 311200 - Технология сельскохозяйственного производства.
Утверждены методическими комиссиями Института механизации сельского хозяйства и Института заочного образования и повышения квалификации.
ВВЕДЕНИЕ
В методическом обеспечении изучения курса механизации технологических процессов производства продукции растениеводства есть существенный недостаток. Это наглядно прослеживается при оценке знаний: студенты плохо знают назначение и особенности применения технологических средств производства. Например, при анализе почвообрабатывающих машин они могут рассказать об устройстве рабочих органов этих средств производства, но плохо представляют особенности применения их в технологической цепочке (линии) работ. Поэтому при выполнении контрольных (курсовых, самостоятельных) заданий перед описанием принципа работы, устройства и регулировок сельскохозяйственной машины их следует охарактеризовать с позиций:
♦ технологического назначения,
♦ зональных особенностей применения (ветровая, водная эрозия почвы и т.д.).
С этой целью в данное методическое пособие вводится два раздела, касающиеся систематизации средств и формирования из них технологических линий производства культур, объединенных в родственные группы.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА
1.1. Принципиальные схемы описания технологических процессов производства отдельных культур
Для производства, переработки и хранения продукции растениеводства выпускается около 9000 наименований машин и орудий. При изучении их возникает необходимость классификации или систематизации с учетом их места и назначения в процессе ПНР.
Существующий, например, для сельхозмашин пооперационный принцип классификации (обработка почвы, уход и защита растений, уборка, послеуборочная обработка, мелиоративные машины и др.) не в полной мере способствует системному восприятию работ по всему возможному объему биоэкологического обслуживания объекта растениеводства и окружающей его среды. Так под объектом производства понимается чаше всего растение. Периоды семяподготовки. хранения и переработки почти не рассматриваются.
Последовательность работ с момента запуска объекта в производство и до выпуска (реализации) готовой продукции при пооперационной классификации получается слишком сложной, а потому теряется наглядность восприятия. В тех случаях, когда главная часть цикла производства, т.е. промежуток времени между запуском объекта и выпуском продукции, содержит много технологических операций, рациональной может стать классификация средств на основе экологических подсистем и периодов.
Под экологической подсистемой подразумеваются отдельные части цикла, в которые с целью выполнения технологического процесса вводится объект, а затем выводится для перевода в качественно новые экологические условия или для продолжения производства, или для реализации готовой продукции.
Насильственные переводы объектов из одних условий в другие с точки зрения сущности выполняемых работ имеют конкретное технологическое назначение. Применительно к этому можно выделить 5 типов экологических подсистем, которые будут называться модулями. При этом в каждом модуле можно различать 5 периодов производственного процесса: подготовительный, вводный, функциональный, выводной и транспортный (В дальнейшем экологические подсистемы будут называться модулями, а периоды - блоками). Стыкуя такие блоки в модуль, а модули между собой в определенном порядке можно сформировать любой нужный вариант технологической линии производства.
Модульно-блочная система не противопоставляется, а включает в себя пооперационный признак: блок формируется на основе экологических этапов, длительность каждого из которых равна промежутку времени между двумя соседними технологическими операциями. Содержательные аспекты такой классификации рассмотрим применительно к конкретным модулям.
Семяподготовительпый модуль(СМП). Охватывает промежуток времени на рабогы по улучшению качества семенного материала (табл. 1). Основную функциональную роль в нем осуществляют машины, ведущие, например, очистку семян от примесей, протравливание, инкрустацию, или средства производства, реализующие биотехнологии выращивания посевного материала из клеток растения.
Созидательный модуль (СЗД). В нем выполняются мероприятия, связанные процессом получения биомассы: подготовкой питательной среды и вводом в нее семян объекта растениеводства, уходом за растениями в вегетационный период, уборкой и транспортировкой урожая.
Однако выводной блок этого модуля не включает в себя работы по отделению продукта от растительной среды. Зерноуборочные, картофелеуборочные, ведущие деление на фракции комбайны входят в модуль обогащения.
Модуль обогащении (ОБГЩ). Основным его назначением становятся отделение от биомассы продуктивной части (зерно, корнеплоды, семена культур), первичная обработка и сортирование собранного урожая по фракциям
В формировании этого модуля не имеют значения особенности технологического процесса, ведется ли уборка мобильными машинами, с применением стационарных или полустационарных средств. Важная содержательная сторона - потребительская ценность продукта после такой обработки должна возрасти.
Модуль хранения (ХР). Его назначением становится сохранение потребительских свойств и качества продукции растениеводства, как минимум, до урожая следующего сезона. Эта сохранность зависит, с одной стороны, от генетических свойств объекта, а с другой - от параметров окружающей его среды.
Таблица 1-1