Анализ конфликтной педагогической ситуации

В 8«А» классе существовала непростая ситуация: Влада все-время задирала группа мальчишек. В учебе он слабый, да и в жизни довольно тихий, неприметный. Но почему именно он, и почему вообще он стал объектом насмешек - никому не было известно. Будто этот мальчик был выбран случайно, и именно он так хорошо подходил на данную роль.

И это повторилось вновь. Мы проводили урок по дисциплине «декоративно-прикладное искусство». После того как прозвенел звонок на перемену и деткам дали отдохнуть от работы, мы стали наблюдать следующую картину: к Владу, который сидел за партой и что-то созерцал в окне, подошли трое таких же мальчишек из его класса и стали что-то выкрикивать ему в лицо. Отбирать работу, вертеть ее в руках, высказывая нелестные комментарии. Влад лишь терпел и молча их выслушивал, изредка хлопая глазами. По нему было видно, что он ждет, или скорее знает, что скоро прозвенит звонок, и это издевательство вновь прекратится. Но ненадолго. Будто бы он смирился с этой ситуацией, он никак не пытался ответить или воспротивиться, он просто воспринимал это, как должное.

Когда мы подошли к ребятам, выяснить, почему они позволяют себе столь дерзкое поведение, и чем оно было вызвано, то в ответ на эти вопросы мы получили лишь тишину и едкие ухмылки. Мальчишки расселись по своим местам, и в классе снова воцарилась идиллия.

Исходя из данных обстоятельств, можно заключить, что тип конфликта – межгрупповой.

В этом случае следует сделать предположение, что Влад воспринимает себя не жертвой, но тем, кому просто не повезло. Тем, к кому судьба повернулась спиной. Он – объект для насмешек, и это факт. Возможно, он считает себя слабым, беззащитным, а может быть он просто не хочет, а потому не проявляет никакого желания как-то за себя заступиться. Или хотя бы обратиться за помощью к педагогу. Но, скорей всего, в его сознании выстроилась схема: «если я пожалуюсь, станет только хуже». В свою очередь, можно выдвинуть гипотезу, что Никита, Кирилл и Сережа нашли себе некое развлечение в лице Влада, который стал идеальным кандидатом для их порой жестоких игр.

Педагог же, напротив, считает, что мальчикам не хватает внимания не только со стороны родителей, но и сверстников. Поэтому, с помощью Влада они пытаются показать свою силу, чтобы казаться в глазах своих одноклассников «выше» других. То есть, таким образом, они самутверждаются. И, в связи с этим, позволяют себе много больше, чем нужно, наивно полагая, что за таким поведением не последует никакого наказания. Естественно, педагог считает такое отношение к своему сотоварищу как минимум неприемлемым.

Целями педагога в решении конфликта являются: выяснить, из-за чего возник конфликт; выслушать мнения конфликтующих сторон; дать оценку ситуации; предложить варианты решения конфликта; разрешить конфликт.

Для решения конфликта были предприняты следующие меры: на небольшое собрание были вызваны родители и сами участники конфликта, а так же приглашен завуч по праву. Была проведена нравственная беседа, в ходе которой было выдвинуто решение о том, чтобы Никита, Кирилл и Сережа извинились перед Владом. А для предотвращения подобных эксцессов все трое были поставлены на внутришкольный учет.

После проведенного мероприятия, ситуация разительно изменилась: Никита, Кирилл и Сережа больше не обращали на Влада никакого внимания. Они были заняты рассказами друг другу веселых историй, дерганьем девчонок за косички и более усердным выполнением классных заданий. Влад, наконец, смог вздохнуть с облегчением, продолжая все так же тихо сидеть за партой и что-то любопытно выглядывать за окном.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: