Основные признаки, которыми характеризовалась вестфальская система

Общеизвестным принципом деятельности В. Системы был принцип: ПРАВО – ЕСТЬ РЕЛИГИЯ.

В вестфальских документах подчеркивается, что важнейшим признаком суверенного государства является

1. Суверенитет, как право государства выступать высшим судьей в национальных интересах

2. Государство является единственным представителем нации в мо делах.

3. Абсолютный приоритет национальных интересов государства.

4. Борьба за безопасность в координатах баланса сил.

5. Предоставление государству монопольное право на легитимное применение насилия.

6. Естественным продолжением этой монополии становились и другие признаки суверенитета.

a. Исключительное право устанавливать налоги

b. Право требовать верности от своих граждан и мобилизовывать их во время войны

c. Право выступать судьей в спорах между подданными.

d. Исключительное право представлять граждан страны на международной арене.

В наши дни исследователи проблемы суверенитета очень часто отмечают, что понятие суверенитета обычно применяется для обозначения четырех различных явлений:

1. Внутреннего суверенитета (организация власти в пределах страны)

2. Суверенитет границ и способность правительств контролировать передвижение через пограничные рубежи.

3. Предполагается международно-правовой суверенитет или взаимное признание государствами друг друга.

4. Вестфальский суверенитет предполагал недопущение внешних вмешательств во внутренние дела страны.

Все ученые и политики признают, что именно принцип невмешательства в дела государства и его возможность самостоятельно устанавливать правила своего внутреннего устройства остаются основными признаками суверенитета. Рассмотрев основные принципы суверенитета, можно утверждать:

1. Вестфальская система не была воплощением какого то совершенного проекта.

2. Подписанты исторического договора пошли на это ради обеспечения своих насущных интересов, которые вместе с тем могли со временем меняться.

3. На каждом историческом этапе своего существования Вестфальская система сочетала:

a. Внутреннюю статистику (логику равенства государств)

b. Текущие гигемонистские устремления (соображения неравенства)

4. Во многом связи и отношения между государствами формально с самого начала были крайне неоднозначны.

5. Основания вестфальской системы начали расшатываться по мере того, как европейские державы стали допускать в круг суверенных государств свои бывшие колонии.

6. Уже в середине 18 столетия группа философов сформулировала универсальное правило: согласно которому слабое государство всегда выступают наиболее убежденными сторонниками принципа невмешательства.

Т.О. двумя главными причинами постепенной, но неизбежной эрзи вестфальской системы представляется:

1. Неформализованное сосуществование с другими системами суверенитета.

2. Ее противоречивость позволяла национальным государствам определять меру приверженности к её принципам в соответствие с своими сиюминутными чем перспективными интересами.

Имеются точки зрения, что отдельные положения вестфальской системы сохранили себя и в настоящее время. Центральным аргументом в пользу увековечивания в.с. является утверждение, что все государства ведут себя в международных делах одинаково. На самом же деле направления развития государств различны.

Более 200 лет назад Кант в трактате «Вечный мир» высказал догадку, что республиканские общества в силу своего демократического устройства более компромиссны в своей внешней политике и менее предрасположены к войне, чем авторитарные нереспубликанские режимы. Выводы о неизбежной универсализации государств содержится в работах Гейгеля.

Эти идеи о связи демократического устройства общества и его мирной внешней политики обоснованы в теоретических положениях школы мирной теоремы. Основные положения мирной теоремы:

1. Демократические государства не менее воинственны, чем автократические режимы.

2. В столкновение с автократиями демократии как правило побеждают.

3. Зрелые демократии никогда не воевали с друг другом

4. И т.д.

В современных условиях некоторые ученые подчеркивают, что наступает закат наций-государств (особенно для афро-азиатских стран):

1. Образование нации-государства в странах первичной модернизации связано с переходом от аграрного к индустриальному обществу (длительный процесс).

2. Предпосылками и условиями возникновения государств такого типа являлось:

a. Образование однородных экономических и правовых полей.

b. Становление правового государства, что предполагает общую систему ценностей

c. При сохранение, этнических, конфессиональных и других различий формируется единая культура.

d. Складывается нация, как результат политического, культурного синтеза. Её становление синхронно развитию государственности.

e. Нации-государства может существовать лишь, опираясь на солидарные чувства национального сообщества.

f. Каждый новый субъект международного сообщества автоматически получает статус нации-государства.

3. В преобладающем большинстве новых независимых государств

a. Не сложилось и не может быть создано единое национальное экономическое поле.

b. Не может существовать и единого правового пространства.

4. В этих условиях поиск ориентиров ведет к преобладанию этнической и профессиональной идентичности и усилению этнократических и теократических тенденций.

5. Международное сообщество располагает ограниченными возможностями для поддержания стабильности молодых наций государств.

Сегодня было бы корректнее говорить не о международных отношениях, как об отношениях между государствами, но и о мировой политике, которая синтезирует и внутреннюю и внешнюю политику национальных государств.

Консолидация международных режимов способствует возможностям и потребностям мирового сообщества:

1. Задачи по охране окружающей среды

2. Регулирование потребления некоторых природных запасов

3. Управление глобальными иммиграционными потоками

4. Защита от природных и техногенных катастроф.

5. Каординация действий против угрозы мирового криминального сообщества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: