double arrow

Взгляда на понятие «социальный миф»


Социальная мифология представляет собой феномен идеологической практики, конституировавшийся в зрелом виде в 19-20 вв. и представляющий собой сознательно целенаправленную деятельность по манипулированию массовым сознанием посредством специально сформированных для этой цели социальных мифов.

В узком смысле, социальный миф - фантастическое, утопическое или превратное представление о социальной реальности в виде четких лозунгов. Воздействуя на обыденное сознание, социальный миф может стимулировать соответствующие социальные действия людей. Известные социальные мифы времен СССР: "Коммунизм - светлое будущее всего человечества", "Коллективизация решает все", "Москва - образцовый коммунистический город" и т. д. Со временем социальные мифы и их практическая реализация приходят в резкое противоречие с объективной социальной реальностью, что приводит к трагическим для данного общества последствиям, массовой гибели людей. Социальная мифология включает в себя, таким образом, два необходимых компонента:

· социальное мифотворчество

· адаптацию созданных идеологических мифологем в массовом сознании.




Мифологема - некая первичная сюжетная схема, кросскультурная идея, встречающаяся в фольклоре разных народов, перешедшая из мифа в эпос и волшебную сказку, затем в рыцарский роман и т. п.

В широком смысле, социальный миф – вкрапление мифа в немифологическую по своей природе культурную традицию в результате сознательного рефлексивного целеполагания, вариант политико-идеологической практики. Социальные мифы произрастают из интересов. Наиболее ярко это проявляется в политической идеологии. Как всегда, интенсивные научные разработки в области социальной мифологии произведены там, где их востребует и актуализирует воля.

· Вначале это была воля к власти – в первой половине ХХ века – осмысление социального мифа относится к области политической мифологии.

· Во второй половине ХХ века к ним присоединяются разработки в области коммерческого бытования социальной мифологии – в рамках концепции брендинга.

· Возрастание влияния электронных СМИ привлекло внимание к социальной мифологии, связанной с влиянием на общество техникивторая половина ХХ века.

Итак, Политический миф— это миф, исполь­зуемый для реализации политических целей: борьбы за власть, легитимизации власти, осуществления поли­тического господства. Любой политический миф имеет свою продолжительность жизни и иногда умирает без постороннего вмешательства. Важно, чтобы один миф вовремя сменял другой. Тогда кризис мировоззрения не влечет за собой кризис материальный – производственный и политический.



Принципы:

· Миф не может быть рожден не-мифологически. Политический миф тесно (хотя, быть может, и неявно) связан с культом и традицией. Значит, расшифровка мифа, выявление его сюжетного замысла всегда предполагает фиксацию параллелей с классическими мифами и религиями.

· Необходима технология подбора “ключа” к мифу. Миф уже есть в обществе, надо только найти “ключ” и знать момент, когда его необходимо применить. Отсюда – тесная связь политического мифа с традицией и архетипами коллективного бессознательного.

· Миф должен обладать качеством тотальности.

Политические мифы можно разделить на два ос­новных вида.

1. Технологические мифы, которые создаются для реализации сиюминутных политических задач. Например, когда в СССР шел процесс суверенизации республик, демократы, что­бы оправдать «независимость» России, придумали миф о том, что Россия «кормит» союзные республи­ки и поэтому живет плохо. «Стоит избавиться от этой ноши, и россияне заживут в достатке», — утверждали сторонники «независимости». Сегодня об этом мифе мало кто помнит, но в те годы он сыграл свою роль. С технологическими мифами можно довольно эффективно бороться, разоблачая их на ра­циональном уровне, создавая контрмифы и т.д. В этом противостоянии побеждает тот, кто грамотней работает и обладает сопоставимыми или превосходя­щими противника ресурсами.

2. «Вечные».Основаны на архетипах, и их практи­чески невозможно уничтожить, поскольку эти мифы глубоко укоренены в менталитете народа. Их можно либо актуализировать, т.е. вызвать к жизни, либо за­гнать обратно в глубины подсознания, поставив им мощный заслон. Например, Гитлер активно исполь­зовал в своей пропаганде древнегерманские архети­пы. В России, например, миф о «светлом комму­нистическом завтра» в конце 80-х — начале 90-х го­дов сменился мифом о «капиталистическом изоби­лии», которое должно было наступить с началом рыночных реформ.



Далее произошло вкрапление мифологии в коммерческую область и началось использование архетипов в рекламе и брендинге (вопрос 20). Мифодизайн - новый междисциплинарный синтез философии, культурологии, теории коммуникации, семиотики, теории и практики дизайна, маркетинга и PR. Главное - соотношение современной мифологии и бизнес-коммуникаций. Подобный анализ способен прояснить многое в происхождении, динамике и роли социальных мифов в современном обществе. Автор термина «мифодизайн» - А.В. Ульяновский «Мифодизайн рекламы» (1995), «Социальный миф как бренд: философская антропология, эстетика на границах запрета, etc», «Мифодизайн: коммерчиские и социальные мифы» и др.








Сейчас читают про: