Показатель | Ед. изм. | 2011 год отчет | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | ||||
закон с учетом изменений | прирост к преды-дущему году | Прог-ноз | прирост к преды-дущему году | Прог-ноз | прирост к преды-дущему году | Прог-ноз | прирост к преды-дущему году | |||
Объем ВВП | млрд. рублей | 54 586 | 60 590 | 111,0 | 65 809 | 108,6 | 73 391 | 111,5 | 81 486 | 111,0 |
Курс доллара США (среднегодовой) | руб. за долл. США | 29,4 | 29,2 | 99,3 | 29,7 | 101,7 | 30,5 | 102,7 | 31,5 | 103,3 |
Инфляция (ИПЦ), | % к декаб-рю преды-дущего года | 6,1 | 6,0 | 98,3 | 5,5 | 91,7 | 5,0 | 90,9 | 5,0 | 100,0 |
Цена на нефть марки «Юралс» | долл./ барр. | 109,3 | 115,0 | 105,2 | 97,0 | 84,3 | 101,0 | 104,1 | 104,0 | 103,0 |
Цена на газ (среднеконтракт-ные, включая страны СНГ) | долл./ тыс. куб. м | 338,8 | 382,6 | 112,9 | 352,9 | 92,2 | 341,7 | 96,8 | 358,0 | 104,8 |
Цена на газ (ДЗ) | долл./ тыс. куб. м | 382,2 | 439,1 | 114,9 | 394,9 | 89,9 | 373,7 | 94,6 | 389,6 | 104,3 |
Объем импорта, всего | млрд. долл. | 305,6 | 351,0 | 114,9 | 388,1 | 110,6 | 425,9 | 109,7 | 466,1 | 109,4 |
Налогооблагае-мый объем импорта | млрд. долл. | 287,6 | 333,5 | 115,9 | 368,8 | 110,6 | 409,6 | 111,1 | 438,9 | 107,2 |
Объем экспорта, всего | млрд. долл. | 516,5 | 552,4 | 107,0 | 520,3 | 94,2 | 545,0 | 104,7 | 575,3 | 105,6 |
Объемы экспорта: | ||||||||||
нефти | млн. тонн | 244,4 | 237,1 | 97,0 | 237,6 | 100,2 | 239,6 | 100,8 | 241,6 | 100,8 |
газа | млрд. куб. м | 189,5 | 211,8 | 111,8 | 233,1 | 110,1 | 240,7 | 103,3 | 252,8 | 105,0 |
нефтепродуктов | млн. тонн | 132,1 | 135,7 | 102,7 | 134,0 | 98,7 | 129,8 | 96,9 | 124,2 | 95,7 |
Налогооблагаемые объемы экспорта: | ||||||||||
нефти | млн. тонн | 203,9 | 194,4 | 95,3 | 194,1 | 99,8 | 197,1 | 101,5 | 197,4 | 100,2 |
газа | млрд. куб. м | 107,7 | 128,6 | 119,4 | 149,4 | 116,2 | 157,0 | 105,1 | 168,5 | 107,3 |
нефтепродуктов | млн. тонн | 125,7 | 130,4 | 103,7 | 128,7 | 98,7 | 124,5 | 96,7 | 118,9 | 95,5 |
Налогооблагаемые объемы добычи: | ||||||||||
нефти | млн. тонн | 445,7 | 452,0 | 101,4 | 446,9 | 98,9 | 455,9 | 102,0 | 455,2 | 99,8 |
газа | млрд. куб. м | 589,0 | 614,6 | 104,3 | 642,1 | 104,5 | 658,1 | 102,5 | 672,1 | 102,1 |
газового конденсата | млн. тонн | 20,5 | 20,5 | 100,0 | 20,5 | 100,0 | 20,5 | 100,0 | 20,5 | 100,0 |
Вместе с тем, существует ряд внешнеэкономических рисков, которые в среднесрочной перспективе способны оказать негативное влияние на его динамику. В первую очередь, принимается во внимание вероятность начала нового кризиса в мировой экономике, связанного с долговыми проблемами Европы.
|
|
Наряду с долговыми проблемами Евросоюза существуют и другие сценарии негативного развития мировой экономики, обуславливающие высокую вероятность замедления ее роста и соответственно сокращения спроса на энергоносители, приводящего в конечном счете к уменьшению объемов нефтегазовых поступлений в доходы федерального бюджета.
Так, в оценках Всемирного банка и МВФ в части возможной динамики цен на энергоносители учитываются следующие факторы:
- замедление роста экономик стран Восточной Азии, снижающие прогнозный уровень цены на нефть в среднесрочной перспективе на 20% (в долгосрочной перспективе – на 10 процентов);
|
|
- рост предложения сланцевой и сверхтяжелой нефти, снижающий спрос на иные нефтепродукты и ведущий к снижению прогнозного уровня цены на нефть в долгосрочной перспективе до уровня около 80 долл. США/барр. (в долларах 2011 года).
В этой связи, необходимо крайне осмотрительно формировать долговую и бюджетную политику, целенаправленно снижая уровень ненефтегазового дефицита федерального бюджета. Кроме того, для минимизации возможных негативных последствий ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры необходимо предусмотреть в пределах утвержденных параметров бюджета механизмы возможного перераспределения ресурсов для реализации дополнительных мер по поддержке отраслей экономики, рынка труда, отраслей социальной сферы.
При этом механизмы и инструменты антикризисной государственной политики должны быть заранее проработаны. Должны быть заблаговременно определены варианты возможной корректировки параметров бюджета в случае резкого снижения цены на нефть на мировом рынке и ухудшения экономической ситуации.