Ничего нового

Мы не предлагаем ничего нового в искусстве. Поэтому ни о каких направлениях в противовес постмодернизму речи сейчас не идет. Направлений было много и может быть появится еще больше. Но мы предлагаем вспомнить о главном - то есть о том, ради чего все затевалось. Мы предлагаем мировоззренческую концепцию, некий взгляд на искусство, каким оно, по нашему мнению, было до совсем недавнего времени и каким должно остаться. И назовем мы эту концепцию сублимизм (от лат. sublimo - возвышаю) Данный термин указывает на роль искусства в жизни человека, на его сверхзадачу.

Итак, повторим основные положения предложенной концепции:

1. Искусство должно подчеркивать великолепие окружающего мира и пытаться искоренять пороки, способствуя возвышению духа человека и развитию личности.

2. Искусство - это любая деятельность по созданию эстетическн-выразительных форм, ведущая к духовному совершенству человека.

3. Искусство - вторично. Первично - духовное развитие личности.

4. Любое лицо, в процессе жизнедеятельности соприкасающееся с искусством, должно осознавать ответственность за свои действия.

Для наглядности ниже мы приводим Сравнительную таблицу по Брайнину-Пассеку, содержащую анализ наиболее характерных черт таких направлений современного искусства, как модернизм и постмодернизм с добавлением в нее графы, посвященной

вышеизложенной концепции.

Сравнительная таблица но Брайнину-Пассеку

Модернизм Постмодернизм Сублимизм
Скандальность Конформизм Неприятие эпатажа в качестве единственного способа привлечения внимания. Неприятие конформизма в качестве синонима равнодушия и безответственности
Антимещанский пафос Отсутствие пафоса Не имеет значения
Эмоциональное отрицание предшествующего Деловое использование предшествующего Восприятие всего предшествующего через призму духовного развития
Первичность как позиция Вторичность как позиция Не важно. Важна только одна первичность – духовного над эмоциональным
Оценочность в самоназвании: «Мы - новое» Безоценочность в самоназвании: «Мы - всё» Оценочность в самоназвании: «Мы – это возвышающее»
Декларируемая элитарность Недекларируемая демократичность Декларируемая демократичность. Искусство - для всех, но для каждого – своё
Преобладание идеального над материальным Коммерческий успех Коммерческий успех возможен, как следствие, но не цель
Вера в высокое искусство Антиутопичность Вера в искусство, как силу, содействующую духовному росту личности
Фактическая культурная преемственность Отказ от предыдущей культурной парадигмы Принятие любой культурной парадигмы, не противоречащей христианскому учению
Отчётливость границы искусство-неискусство Всё может называться искусством Искусством может называться только то, что ведёт к духовному развитию

P.S.

Вглядываясь в одну из своих любимых картин «Вороны над пшеничным полем» Винсента ван Гога, я пытался определить: является ли она для меня произведением искусства? Мне нужно было разобраться в своих мыслях и чувствах. Для этого я попытался понять, что мог чувствовать писавший картину художник, какое послание содержится в ней? Основные идеи, которые удалось выделить мне для себя – это тревога безумца и притча о сеятеле. Но чем в этот момент был наполнен Ван Гог, проповедовавший когда-то слово Божие и, согласно историческим сведениям, в момент написания картины находившийся на грани безумия? Мы никогда не узнаем. Может быть, и тем и другим. Однако сложно поверить в то, что эта картина была написана с целью заработка, или привлечения внимания к своей персоне, или глумления над кем-то или чем-то, с целью вызвать отвращение, гнев, ненависть…

Могу сказать только о том, какие эта работа вызывает чувства во мне.

С одной стороны поражает простота. Очень нравится световое решение. Нравится, как вороны растворяются в небе, притягивает черное и желтое... Но это первое и внешнее впечатление.

Далее вспоминается Евангельская притча о сеятеле: «...вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имели корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать» (Мф. 13:3-8).

И, наконец, чувствуется тревога. И тревожное состояние природы, которое отображено на картине, перерастает в тревогу за те семена, что сеятель посеял во мне. Очень не хочется их потерять, хочется, чтобы они принесли плод.

Для меня картина Винсента ван Гога «Вороны над пшеничным полем» - произведение

искусства.

Сергей Безъязыков, директор Галереи современного искусства «КРАСИВО»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: