Мы не предлагаем ничего нового в искусстве. Поэтому ни о каких направлениях в противовес постмодернизму речи сейчас не идет. Направлений было много и может быть появится еще больше. Но мы предлагаем вспомнить о главном - то есть о том, ради чего все затевалось. Мы предлагаем мировоззренческую концепцию, некий взгляд на искусство, каким оно, по нашему мнению, было до совсем недавнего времени и каким должно остаться. И назовем мы эту концепцию сублимизм (от лат. sublimo - возвышаю) Данный термин указывает на роль искусства в жизни человека, на его сверхзадачу.
Итак, повторим основные положения предложенной концепции:
1. Искусство должно подчеркивать великолепие окружающего мира и пытаться искоренять пороки, способствуя возвышению духа человека и развитию личности.
2. Искусство - это любая деятельность по созданию эстетическн-выразительных форм, ведущая к духовному совершенству человека.
3. Искусство - вторично. Первично - духовное развитие личности.
4. Любое лицо, в процессе жизнедеятельности соприкасающееся с искусством, должно осознавать ответственность за свои действия.
|
|
Для наглядности ниже мы приводим Сравнительную таблицу по Брайнину-Пассеку, содержащую анализ наиболее характерных черт таких направлений современного искусства, как модернизм и постмодернизм с добавлением в нее графы, посвященной
вышеизложенной концепции.
Сравнительная таблица но Брайнину-Пассеку
Модернизм | Постмодернизм | Сублимизм |
Скандальность | Конформизм | Неприятие эпатажа в качестве единственного способа привлечения внимания. Неприятие конформизма в качестве синонима равнодушия и безответственности |
Антимещанский пафос | Отсутствие пафоса | Не имеет значения |
Эмоциональное отрицание предшествующего | Деловое использование предшествующего | Восприятие всего предшествующего через призму духовного развития |
Первичность как позиция | Вторичность как позиция | Не важно. Важна только одна первичность – духовного над эмоциональным |
Оценочность в самоназвании: «Мы - новое» | Безоценочность в самоназвании: «Мы - всё» | Оценочность в самоназвании: «Мы – это возвышающее» |
Декларируемая элитарность | Недекларируемая демократичность | Декларируемая демократичность. Искусство - для всех, но для каждого – своё |
Преобладание идеального над материальным | Коммерческий успех | Коммерческий успех возможен, как следствие, но не цель |
Вера в высокое искусство | Антиутопичность | Вера в искусство, как силу, содействующую духовному росту личности |
Фактическая культурная преемственность | Отказ от предыдущей культурной парадигмы | Принятие любой культурной парадигмы, не противоречащей христианскому учению |
Отчётливость границы искусство-неискусство | Всё может называться искусством | Искусством может называться только то, что ведёт к духовному развитию |
P.S.
|
|
Вглядываясь в одну из своих любимых картин «Вороны над пшеничным полем» Винсента ван Гога, я пытался определить: является ли она для меня произведением искусства? Мне нужно было разобраться в своих мыслях и чувствах. Для этого я попытался понять, что мог чувствовать писавший картину художник, какое послание содержится в ней? Основные идеи, которые удалось выделить мне для себя – это тревога безумца и притча о сеятеле. Но чем в этот момент был наполнен Ван Гог, проповедовавший когда-то слово Божие и, согласно историческим сведениям, в момент написания картины находившийся на грани безумия? Мы никогда не узнаем. Может быть, и тем и другим. Однако сложно поверить в то, что эта картина была написана с целью заработка, или привлечения внимания к своей персоне, или глумления над кем-то или чем-то, с целью вызвать отвращение, гнев, ненависть…
Могу сказать только о том, какие эта работа вызывает чувства во мне.
С одной стороны поражает простота. Очень нравится световое решение. Нравится, как вороны растворяются в небе, притягивает черное и желтое... Но это первое и внешнее впечатление.
Далее вспоминается Евангельская притча о сеятеле: «...вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имели корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать» (Мф. 13:3-8).
И, наконец, чувствуется тревога. И тревожное состояние природы, которое отображено на картине, перерастает в тревогу за те семена, что сеятель посеял во мне. Очень не хочется их потерять, хочется, чтобы они принесли плод.
Для меня картина Винсента ван Гога «Вороны над пшеничным полем» - произведение
искусства.
Сергей Безъязыков, директор Галереи современного искусства «КРАСИВО»