Необходимость выбора

Постмодернизм, вопреки многим громким утверждениям, не мертв. Нам бы, возможно, и хотелось распрощаться с ним, но окружающая действительность показывает - мы от этого еще далеки. Постмодернизм пустил корни в сознании каждого и продолжает свое

разрушительное действие. Итогом такого действия станет всеобщее разрушение всего.

Человечество, как и каждая конкретная личность, всегда стояло перед выбором между космосом и хаосом. По сути, выбор между постмодернизмом и новым направлением в искусстве должен стать выбором между силой, ведущей к окончательному разрушению и силой, ведущей к со-творению и созиданию.

При этом мы не призываем бросаться в крайности и бездумно отказываться от любых проявлений постмодернизма. Такие новые прекрасные формы выражения художественных образов, как акционизм, перформанс, хэппенинг, стрит-арт, а также стремление к демократичности искусства являются безусловными достижениями постмодернизма. Но такие его черты, как бездумная коммерциализация; конформизм, как синоним равнодушия и безответственности; беззастенчивая эксплуатация общепризнанных художественных образов и глумление над ними; воспевание и возбуждение низменных чувств - вес это должно остаться в прошлом.

Таким образом, необходимость обновления культурной парадигмы не вызывает сомнений. Однако прежде чем разобраться с тем, что может прийти на смену постмодернизму, предлагаем еще раз обратиться к сформулированному Википедией понятию искусства. На этот раз с точки зрения социологии:

«В масштабах всего общества, искусство - особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры, как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений».

Таким образом, данное определение позволяет нам утверждать, что искусство является частью духовной культуры человека и человечества. Следовательно, являясь частью целого, искусство напрямую зависит от этого целого, не может рассматриваться отдельно.

В свою очередь духовная культура представляет собой систему знаний, связанных с внутренним, нравственным миром человека, с миром его духа. Согласно же первоначальному значению определения духовной культуры, введенному немецким философом Вильгельмом фон Гумбольдтом: всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая проявляет себя через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов. Плоды этого сотворчества и составляют духовную культуру человечества.

Учитывая вышесказанное, необходимо признать, что как в основе любой творческой деятельности, так и в основе искусства и духовной культуры находится сила, лежащая за пределами познания человека. Большинство людей признают наличие этой силы, именуя её в зависимости от личных верований, воззрений и убеждений - Высшая идея. Высший разум. Абсолют. Бог.

Отрицание божественного начала в искусстве приведет к постановке во главу угла человека, как единственного автора и создателя произведения. Причем, с течением времени этот автор все чаше будет преподноситься нам со всеми его пороками, внутренней неустроенностью, отсутствием нравственных ориентиров, бездарностью и, вполне вероятно, с одним единственным желанием - заработать денег. На чем основано такое утверждение? Прежде всего, на том, что предоставленному самому себе человеку уже не к чему стремиться. Ведь то, что замкнутая на себя система обречена на вырождение - факт неоспоримый и научно доказанный. В тоже время, признавая в искусстве божественное начало, мы имеем возможность обратиться к духовным ценностям человечества, данным нам свыше с целью самосовершенствования. Мы обретаем вектор движения, который современное общество почти потеряло.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: